КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО


 

Остров Крит и город Микены в Южной Греции дали название этому искусству, но оно включало в себя творения большого региона, от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами; изящные расписные вазы. Этот мир знал письменность: Крит оставил после себя так называемое «линейное письмо А», ещё не расшифрованное учёными, архивы Микен – «линейное письмо В», которое в 50-х гг. ХХ в. удалось расшифровать. Своеобразие крито-микенского искусства – в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека.

+ Эта культура влияла на Грецию в ее начале:

Искусство Крита

 

В начале II тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов: в Кноссе, Фесте, Гурнии, Маллии и Като-Закро. Все эти комплексы совершенно разные. В некоторых городах дворцовые постройки мало обособлены от окружающих кварталов и словно срастаются с ними. Но везде, несмотря на разницу масштабов, местоположение и качество отделки стен, дворов и помещений, сохранились общие черты. Это прямоугольная форма внутреннего двора, размеры которого везде одинаковы: пятьдесят два метра в длину и двадцать восемь в ширину. Кроме того, почти все дворцы ориентированы по сторонам света: их внутренний двор вытянут с севера на юг.

Дворцы были соеденины с горными святилищами, где совершались религиозные церемонии. Жившие во дворцах царственные персоны причислялись к божественным родам в виде сыновей/супругов богинь à в изображениях женщины (жрицы или богини) явл. ведущими, а мужчины ведомыми. Изображали женщин с подчеркнуто матерински-сильными чертами: тяжёлый бюст, обнажаемый по ходу важных ритуалов; она выше ростом и сильнее выступающего рядом супруга. Превосходство женщин подчеркивалось и тем, что богини были антропомофны, а зоомофный образ бога был представлен быком, который должен был каждый год умирать и рождаться заново.

Сакрализация природы (деревья, цветы, растения, горы, etc.) à ее изображения таинственны и божественны + их много.

Отличительной чертой критской живописи является «двойная перспектива». На фреске бык изображён летящим в некой средней зоне: он не касается земли ногами, а сверху дальний план будто падает на него. Нет линии горизонта, как будто не существует и границы между землёй и небом – зритель видит одну опрокинутую землю.

Критское искусство избегает неподвижности, тяжёлых опор, подчёркнуто стабильных конструкций.

Образы критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие (см. мужчину слева и женщину в центре).

 

 

Невероятными для древности кажутся кносские фрески «Тройное Святилище» и «Танец среди деревьев». Создаётся впечатление многолюдного сборища, а даже в Греции всегда преобладали отдельные, персональные образы.

 

Искусство Микен

 

Воинственные микенцы селились в укрепленных крепостях в горах.

Дворцы соединяли критское (торжественные портики с колоннами, убранство центральных помещений, пристенные скамьи) и микенское (формы были строги и просты, здание – мегарон: вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора; делилось на три основных помещения по общей оси: вестибюль, центральный зал и склад для ценностей – казны и предметов религиозного культа).

Здания были роскошно отделаны: полы расписаны шахматным орнаментом с включёнными в клетки фигурами подводных богов – тунцов, осьминогов; стены были сплошь покрыты фресками, на которых встречались сцены с грифонами, сфинксами и львами.

В живописи: эгейская школа + свое:

1. Размер не от реального, а от значимости персонажа

2. Одноцветный фон; нет природы

3. Персонажи – охотники или воины, которых на Крите не было.

4. Нет динамизма; застывшие, неловкие персонажи.

5. Главенствующая роль мужчины à изображения женщин теряют индивидуально-яркие черты и типизируются

6. Вместо хрупкости – тяжеловесность и прочность

 

Развитие погребального искусства: на лицах мужчин – золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты (П.: золотая маска Агамемнона). По ним стало видно, что мужчины начали носить усы и бороду, что переймут в Греции. У женщин маски заменялись диадемами.

В гробницах были также найдены: кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и рисунками (сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звёздным небом); золотые перстни-печатки; сосуды из серебра, золота и их сплава (некоторые имеют форму животного или рога быка).

Дворцовая жизнь, длившаяся в Минойско-Микенском регионе несколько столетий, начала постепенно затухать к ХIII – ХII вв. до н. э. Намечавшийся кризис выражался во многом: в истощении дворцовых богатств, редком появлении дорогих изделий, отсутствии перестроек и переделок разрушенных или приходящих в запустение зданий, определённой замедленности пульса бытия. Он чувствовался и в «усталости искусства», которое было сведено к нескольким бесконечно повторяющимся основным типам.

Закат крито-микенского мира – 12-13 вв. до н.э.

 

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 160;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.