ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 4 глава


Большое распространение получает либеллярная аренда. Ли­беллярии нередко являлись бывшими рабами, колонами и факти­чески были наследственными держателями земли, хотя формально либеллярный договор заключался на 29 лет (реже на 3, 6, 10г 12 лет). Сохраняла свое значение эмфитевтическая аренда. Основ­ной формой эксплуатации либелляриев и эмфитевтов являлся об­рок, размеры которого были фиксированными. Важное значение в развитии феодальных отношений в период господства лангобар­дов в Италии имел альдионат. По. данным Эдикта Ротари, альдииг были германскими вольноотпущенниками, приближавшимися по* своему положению к колонам. Повинности альдиев фиксирова­лись. По истечении тридцатилетнего срока их нельзя было согнать с земли. Альдии стали наследственными держателями земельных наделов, весьма похожими на позднейших крепостных. По мере развития альдионата в его орбиту вовлекались не только герман­ские вольноотпущенники, но и разорявшиеся лангобардские об­щинники, потомки римских рабов и колонов. В этом находил свое выражение синтез колоната, рабства и общины в VI—VIII вв.

В конце лангобардского периода происходит известная уни­фикация форм феодальной и полуфеодальной зависимости. Раз­вивавшаяся в этот период либеллярная аренда в IX—X вв. стано­вится весьма близкой к колонату.

Развитие феодальных отношений ускорилось в результате франкского завоевания (774 г.) и разорения крестьянства в пе­риод феодальных междоусобиц и агрессий немецких феодалов (X—XI вв.). Важную роль в закрепощении общинников сыграл патронат. Крестьяне постепенно утрачивали земельную, собствен­ность. В VIII—X вв. случаи купли-продажи земли были обычным делом и свидетельствовали об обезземеливании широких кре­стьянских масс. Характерной чертой феодализации Италии явля­лось распространение арендных отношений, в том числе кратко­срочной аренды, либеллярных договоров и эмфитевзиса. Земель­ными собственниками нередко становились и горожане. Наиболее характерной формой эксплуатации крестьянства в Северной и Средней Италии было широкое распространение денежной рен­ты. Как правило, лишь монастыри организовывали крупное хо­зяйство, основывавшееся на барщине. В Южной Италии, находив­шейся под властью византийцев, определенное значение имела рабовладельческая эксплуатация при широком распространении мелкоарендных отношений.

Развитие итальянского феодализма нельзя понять без учета большого влияния городов на аграрные отношения. Города вели борьбу за подчинение сельской округи (контадо), разрушали зам­ки феодалов, переселяли их на свою территорию. В ряде случаев города проводили антикрепостническую политику. Однако она была весьма непоследовательной и противоречивой.

Большое количество крестьян в XII—XIV вв. объединилось в сельские коммуны, имевшие свои статуты. Обычно коммуны под­чинялись городам или сеньорам. Экономическое господство италь­янских городов над деревней выражалось в том, что крестьяне: должны были платить городам налоги, продавать продукты сель­ского хозяйства по низким ценам и возделывать земледельческие культуры, которые предписывались городскими магистратами.

Наиболее бесправной категорией феодально-зависимого кре­стьянства Северной и Средней Италии в XI—XIII вв. были сервы, которые считались движимой собственностью феодалов. В источ­никах содержатся сведения о том, что сервов можно было про­давать без земли, дарить, закладывать. В XII—XIV вв. по своему положению сервы сближаются с колонами и считаются принад­лежностью имения. Однако им по-прежнему запрещают заклю­чать либеллярные договоры и совершать сделки купли-продажи с недвижимости.

В XII—XIII вв. участились случаи отпуска сервов на свободу, Нередко города выкупали сервов у феодалов. Земля, которую держали сервы, оставалась у господ. Большинство освобожден­ных крестьян становились арендаторами, колонами, наемными рабочими.

Более многочисленными, чем сервы, были крестьяне, статус которых приближался к статусу колонов. В источниках упомина­ются аскриптиции, вилланы, массарии, манентес, а также другие категории крестьянства. Их положение во многих отношениях было одинаковым. В основном они подвергались оброчной эксплу­атации. Как правило, колоны платили натуральный оброк. Иногда они выполняли небольшие барщинные повинности и некоторые другие работы. Обычно колоны являлись наследственными держа­телями своих наделов.

В XII—XIII вв. исчезают некоторые элементы личной несво­боды колонов. Как свидетельствуют документы, относящиеся к Лукке и ее округе, за оскорбление колонов полагалось платить высокий штраф. Колоны получили право совершать имуществен­ные сделки. Нередко они уходили в города.

Во второй половине XIII в. многие города Северной и Сред­ней Италии издавали законы, облегчавшие освобождение коло­нов. Однако политика городов в этой области была противоре­чивой. Как правило, городские власти способствовали освобож­дению колонов не своих контадо, а также колонов, принадлежав­ших враждебно настроенным феодалам. Противоречивость поли­тики итальянских городов в вопросе об освобождении крестьян­ства объясняется тем, что они сами стремились эксплуатировать крестьян.

В XI—XIV вв. продолжала существовать либеллярная аренда, возникшая еще в лангобардский период. Как правило, в либеллярную аренду наиболее часто сдавали землю церковные феодалы. Нередко встречалась и субаренда, когда феодалы сдавали полу­ченную ими церковную землю другим держателям. Среди либел­ляриев можно было встретить не только крестьян (свободных или попавших в личную зависимость), городских ремесленников, но и феодалов. Однако их основную массу составляли крестьяне.

Юридически крестьяне-либеллярии прикреплены к земле не были.. Но уже в XI—XII вв. либеллярные держания стали наслед­ственными. Зато земельные собственники под угрозой большого штрафа не могли сгонять либелляриев с участков. Либеллярии не были собственниками земли, платили феодальную ренту. В одних районах преобладали натуральные платежи (чинш), в других — денежные. Как правило, чинш был небольшим и фикси­рованным. За несвоевременную уплату чинша, за «ухудшение» участка, за уход с него либеллярии платили высокие штрафы. "Они должны были выполнять извоз, альбергарий (принимать и кормить уполномоченных собственника), а также некоторые дру­гие повинности.

В XIII—XIV вв. либеллярная аренда эволюционировала в разновидность краткосрочной аренды. Усилилось ограничение иму­щественных прав арендаторов, земельные собственники стали активно вмешиваться в хозяйственную деятельность либелляриев. Это было связано с широким распространением товарно-денеж­ных отношений и стремлением землевладельцев получать как можно больше денежных доходов от своих имений. Под либеллярной арендой продолжали скрываться феодальные отношения, хотя на первый план в них выступала зависимость экономическая, а не личная.

Среди различных видов краткосрочной аренды наибольшее значение в XIV—XV вв. имела испольщина (обычно сроком на 3—5 лет), пережитки которой сохраняются в Италии и поныне. Классической формой испольщины являлась медзадрия, при ко­торой земельный собственник давал арендатору скот, семена, руководил хозяйственными процессами и получал половину урожая. Медзадрия была переходной формой от феодальной эксплуата­ции к капиталистической аренде, однако преобладали в ней ти­пично феодальные признаки. Личная свобода непосредственных производителей ограничивалась, их дети не могли вступать в брак без разрешения господина. Весьма обременительными были произвольные оброки и барщины (в том числе экстраординар­ные), а также разнообразные «приношения» земельному собственнику и альбергарий. Поэтому нет никаких оснований тракто­вать медзарию как олицетворение равноправия и одинаковой заинтересованности арендаторов и собственников, как это делают буржуазные историки.

Очень похожей на медзадрию была аренда за фикт (обычно
сроком на 3—5 лет). Наиболее характерной ее чертой было то,
что арендаторы (аффиктарии) не делали «дополнительных приношений» и сами несли все расходы, связанные с обработкой земли, в то время как при медзадрии часть средств предоставлялась землевладельцем. Разновидностью краткосрочной феодальной аренды, получившей большое распространение в Италии XIII—XIV вв., была сочида (сроком до 5 лет), при которой беглые крестьяне брали в аренду скот, отдавая каждый год половину приплода и другой продукции животноводства собственнику. .

Распространение краткосрочной аренды в Италии XIV—XV вв. свидетельствовало о начале разложения феодальных отношений. Симптомом этого процесса являлось и более широкое использо­вание в качестве вспомогательной рабочей силы наемных работ­ников, особенно во время сева и сбора урожая.

Феодальные отношения в Италии подрывались и крестьян­скими восстаниями. Так, в 1305—1307 гг. в стране разразилось восстание под предводительством Дольчино, носившее антифео­дальный характер.

Экономическое развитие Южной Италии в период классиче­ского средневековья имело свои особенности. Феодализм здесь сложился позже, чем в Северной и Средней Италии. В то время, когда в остальных областях Италии происходила эмансипация крепостных, на Юге существовала личная зависимость крестьян. Важное значение имела община. Города, будучи слабыми в эко­номическом отношении и лишенными многих вольностей, кото­рыми пользовались города Северной и Средней Италии, не ока­зали сколько-нибудь существенного влияния на эволюцию аграр­ных отношений.

В период так называемых итальянских войн (1494—1559 гг.) богатая Италия подвергалась разграблению французскими, ис­панскими и немецкими солдатами. В соответствии с мирным до­говором, заключенным в 1559 г. в Като-Камбрези, значительные территории отходили к Испании (Неаполитанское королевство, Сицилия, Сардиния, практически вся Ломбардия). Испанцы ши­роко практиковали продажу дворянских титулов и земель зажи­точным горожанам, в результате чего увеличивался класс дво­рянства. Главной формой арендных отношений стала испольщина. На юге Италии и в Сицилии значительно ослабла личная зави­симость крестьян, хотя сохранялись барщины, произвольные побо­ры, судебная власть сеньоров.

В конце XVI в. в Италии начинается хозяйственный упадок. Во внешней торговле и в промышленности ее оттеснили могуще­ственные конкуренты — Англия, Франция и Голландия, прово­дившие политику меркантилизма. Италия была раздроблена в политическом и экономическом отношении. Она не могла проти­востоять своим конкурентам и удерживала внешние рынки лишь с помощью военной силы. Великие географические открытия при­вели к перемещению торговых путей из Средиземного моря на Атлантический океан. Католическая реакция в Испании распро­странилась и на Италию. Поскольку обладание земельной соб­ственности) обеспечивало высокие ренты и право на получение дво­рянских титулов, торговцы и мануфактуристы переводили свои капиталы в сферу сельского хозяйства. Это отрицательно сказы­валось на экономике Италии, вызывая резкое падение промышлен­ного производства. Консервация феодальных отношений, главным образом в форме кабальной аренды, препятствовала развитию ка­питализма. В течение нескольких столетий Италия являлась отста­лым в экономическом отношении феодально-абсолютистским госу­дарством.

 

Глава 11

РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА ВО ФРАНЦИИ

 

1. Хозяйство древних германцев. Франки были одной из кон­федераций германских племен, осевших в Галлии. Имеется много археологических и лингвистических материалов по истории древ­них германцев. Однако основными источниками являются «За­писки о галльской войне» Ю. Цезаря (середина I в. до н. э.)> трактат К. Тацита «О происхождении и местожительстве герман­цев» (98 г. н. э.), а также его «Анналы» и «Истории».

По сведениям Цезаря, германцы жили к востоку от Рейна. Их материальная культура была примитивной, господствовали родовые отношения. Так, говоря о племени свевов, Цезарь писал, что «земля у них не поделена в частную собственность, и им нель­зя оставаться более года на одном месте». Земледелие было переложным. Гораздо большее значение имели охота и скотовод­ство. Германцы не были вполне оседлым народом и могли часто менять свое местожительство.

Германское общество эпохи Цезаря было бесклассовым, от­сутствовала какая-либо отчетливо выраженная экономическая дифференциация. В своих «Записках» Цезарь отмечал, что каж­дый германец «видит, что в имущественном отношении он равен самым могущественным людям». Деньги не приобрели сколько-нибудь значительной социальной силы. Торговля сводилась к сбы­ту награбленного. Лишь у некоторых племен существовала коро­левская власть, да и то короли выбирались лишь на время войн. Главными представителями власти в мирное время являлись родоплеменные старейшины и вожди. По выводу Ф. Энгельса, германцы эпохи Цезаря достигли стадии варварства.

К концу I в. н. э. германские племена в своем развитии про­двинулись вперед. В земледелии стал использоваться плуг с же­лезным лемехом, начинало распространяться известкование почвы. Однако главную роль в жизни германцев продолжало играть ско­товодство. Некоторое значение имело ремесло (добыча металлов, кузнечное и гончарное дело, ткачество и т. д.). Германцы вели сравнительно ограниченную торговлю (преимущественно меновую) с соседними племенами и Римом. Римляне привозили в Германию изделия из металла, драгоценности, вина, а вывозили рабов, про­дукты скотоводства. Тацит отмечал, что «германцы не знают отдачи денег в рост и наращивания процентов». Их хозяйство оставалось глубоко натуральным.

Со времени, прошедшем с эпохи Цезаря, социально-экономи­ческие отношения древних германцев сильно изменились. Продол­жала сохраняться коллективная собственность на землю, однако она находилась в пользовании отдельных «больших семей» (со­стоявших обычно из трех поколений родственников). Периодиче­ски производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля фактически стала собственностью «больших семей».

В I в. н. э. началось социальное расслоение германцев. В древнегерманском обществе существовало рабство, в значительной: мере напоминавшее крепостничество. Тацит писал, что у герман­цев «каждый из рабов распоряжается в своем доме, в своем хо­зяйстве. Господин только облагает его, подобно колону, известным количеством хлеба, или мелкого скота, или одежды [в виде об­рока]; и лишь в этом выражается его. обязанность как раба»1. Древнегерманское рабство в большинстве случаев имело патриар­хальный характер и не вышло за рамки уклада. Оно сохранялось в последующий период и сыграло некоторую роль в генезисе за­падноевропейского феодализма. У германцев были и вольноотпу­щенники, однако, как пишет Тацит, они «немногим выше рабов. Редко они имеют значение в доме и никогда — в государстве».

Основную массу населения составляли свободные общинники. Однако среди них началось имущественное расслоение. Данные археологии и свидетельства Тацита подтверждают наличие у гер­манцев в I в. н. э. родовой знати. У целого ряда племен королев­ская власть постепенно становилась наследственной. Во времена1 Тацита обычным явлением стало наличие у вождя и отдельных: представителей знати военных дружин. Он признавал, что «про­кормить большую дружину можно только грабежом и войной». Ф. Энгельс с полным основанием находил в дружинах начало «упадка старинной народной свободы»2.

Во II—III вв. н. э. происходило интенсивное передвижение гер­манских племен, которое особенно усилилось в IV в., когда на­чалось так называемое «великое переселение народов». Причины этого уникального явления многообразны. Получили дальнейшее развитие производительные силы, усилилось социальное расслое­ние в древнегерманском обществе, количественно увеличился слой полусвободных (литов у франков, альдиев у лангобардов и т. д.).. Короли и родоплеменная знать стремились к новым захватам и грабежам. Определенное значение имел и натиск на германские земледельческие племена кочевников (особенно гуннов), нуждав­шихся в новых пастбищах.

В III—V вв. сформировались крупные федерации племен-англосаксов, франков, аламаннов, лангобардов, вандалов, бургундов, остготов, вестготов). В IV—V вв. германцы завоевали; Западную Римскую империю. Они образовали несколько так на­зываемых варварских королевств. Одним из них было Франкское королевство, сложившееся при Хлодвиге (481—511 гг.) и пре­вратившееся впоследствии в наиболее могущественное государ­ство Западной Европы.

2. Факторы генезиса французского феодализма. Историки мно­го спорили о происхождении западноевропейского феодализма. Так называемые романисты (Дюбо, Н.-Д. Фюстель де Куланж и .др.) выводили феодализм из римских начал, германисты (Ш. Мон­тескье, Г. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, Дж. Кембл и др.) — из от­ношений, существовавших у варваров. Однако уже в XIX в. К. Ф. Савини, Ф. Гизо, М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов и другие доказали, что на значительной территории Западной Ев­ропы феодальный строй' возник в результате синтеза римских и германских социально-экономических институтов. Эта точка зре­ния получила дальнейшее развитие в марксистской историогра­фии (3. В. Удальцова, Е. В. Гутнова, Б. Ф. Поршнев, Ф. Я. По­лянский и др.).

Причины и факторы феодализации Западной Европы были I многообразны и характерны в той или иной степени для всех западноевропейских государств. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Не­мецкой идеологии» отмечали, что зародыши феодализма у гер­манцев могли развиться в настоящий феодализм «благодаря воздействию производительных сил, найденных в завоеванных странах»3. Таким образом, в генезисе феодализма важную роль сыграл феодальный уклад, унаследованный от Римской империи (колонат, патронат, земледельческое рабство, крупная земельная собственность), а также зародыши феодализма, развивавшиеся у германцев (рабство, полусвобода, патронатные отношения, дру­жинный строй, наличие родовой и служилой знати). Варварские завоевания привели к дальнейшей натурализации и аграризации экономики, начавшихся еще в Поздней Римской империи. Слу­жилая знать и германские короли получили земли римских соб­ственников, сохранили колонат и земледельческое рабство. С пре­вращением родовой общины в соседскую, территориальную общи­ну-марку, члены которой имели право собственности и на пахот­ные земли, с распространением аллода (свободно отчуждаемой земли) появились дополнительные возможности дл? формирования крупного землевладения. Сказывался также и дуализм общины (на общинной земле крестьяне вели частное хозяйство). Католическая церковь и светские землевладельцы широко практиковали систему прекариев. Попав в нужду, желая изба­виться от военной службы, защитить себя и свое хозяйство от набегов кочевников, норманнов, притеснения соседних магнатов, крестьянин вступал под патронат к феодалу, сохраняя участок земли как держание при условии выполнения определенных по­винностей. Прекарные сделки, особенно широко использовавшиеся католической церковью, приводили германских общинников к по­тере земли и личной свободы.

Большую роль в закрепощении крестьян и расхищении их зе­мель сыграло раннефеодальное государство. Короли широко раз­давали земельные пожалования. Сначала они давались на условии бенефиция 4, а затем лена (феода) 5. Графы, являвшиеся представителями королевской власти на местах, притесняли крестьян. Это вынуждало их вступать под патронат. Короли раздавали иммунитетные привилегии крупным феодалам, способствуя закрепо­щению крестьянского населения. Разорению и, как следствие, закрепощению общинников способствовали феодальные междо­усобицы, набеги арабов, венгров, аваров, норманнов.

 

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 74.

4 Бенефиций — земельное пожалование на условии несения военной служ­бы, не передававшееся по наследству.

5 Лен (феод) — бенефиций, передававшийся по наследству.

 

3. Общество «Салической правды>. Формы и пути феодализации экономики хорошо прослеживаются на истории Франкского королевства. Сведения о его социально-экономическом строе в период раннего средневековья содержатся в «Салической правде» (VI в.). Она свидетельствует о том, что при обработке земли франки использовали плуг с железным лемехом, борону, а в качестве тягловой силы - быков, лошадей, ослов. Сеяли зерновые культуры, бобы, лен, успешно развивались садоводство и огородничество. Повсеместное распространение получил двухпольный севооборот. Важное значение имело скотоводство.

В «Салической правде» есть сведения о существовании общи­ны. Ей принадлежало верховное право распоряжения землей в деревне-вилле. Она наследовала землю умершего франка, у ко­торого не было сыновей. В «Салической правде» говорится о лесе, которым пользуются общинники. Однако в этот период начинал уже проявляться дуализм общины. Земля у салических франков обрабатывалась индивидуально, большими семьями. Даже пахот­ные участки были обнесены изгородями, за порчу которых пла­тился штраф. У франков еще не сложились классы, однако наблю­далось социальное и имущественное расслоение. В «Салической правде» упоминаются королевские дружинники с вергельдом[5] в 600 солидов, простые франки (вергельд 200 солидов), полусво­бодные литы (вергельд 100 солидов), вольноотпущенники (вер­гельд 83—100 солидов), римляне (трибутарии) с вергельдом в 63 солида, римляне-землевладельцы (посессоры) с вергельдом в 100 солидов, римляне-королевские сотрапезники с вергельдом в 300 солидов. За убийство или кражу раба платился не вергельд, а штраф в 30—36 солидов. Экономика салических франков была глубоко натуральной, деньги служили лишь счетными единицами, штрафы и вергельды платились натурой, прежде всего скотом. Значительность названных сумм (в то время вол стоил 3 солида) свидетельствует о том, что они выплачивались не одним преступ­ником, а родом.

 

7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 497.

 

4. Процессы феодализации. В VII—VIII вв. происходил процесс постепенного исчезновения свободного франкского крестьянства. Во второй половине VI—VII вв. земля все чаще превращалась в аллод. Ф. Энгельс указывал, что «с того момента, как возник аллод, свободно отчуждаемая земельная собственность,
земельная собственность как товар, возникновение крупной земельной собственности стало лишь вопросом времени»1.

К концу правления династии Меровингов (751 г.) многие франкские крестьяне уже потеряли свою свободу. Этому способ­ствовали феодальные междоусобицы и войны против других пле­мен.

При Карле Мартелле (715—741 гг.) была проведена воен­ная реформа, в ходе которой крестьяне были отстранены от воен­ной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Воору­жение конного рыцаря стоило дорого, поэтому возросли поборы с крестьян и усилилось их закрепощение. При Карле Мартелле широко практиковалась раздача бенефициев. В этих целях даже была проведена частичная секуляризация церковного и монастыр­ского землевладения. Во второй половине VIII в. произошел на­стоящий аграрный переворот в поземельных отношениях.

В период правления династии Каролингов (751—987 гг.) во Франкском королевстве сложилась крупная феодальная земель­ная собственность и возникли основные классы феодального об­щества. Сила свободного крестьянства была значительно подор­вана многочисленными войнами, которые вел Карл Великий (768—814 гг.). Они носили захватнический характер и сопровож­дались экспансией феодализма на другие территории (на земли саксов, баваров и других племен). При Карле Великом широко практиковалась раздача бенефициев и иммунитетов. В 847 г. Карл Лысый издал Мерсенский капитулярий, по которому каж­дый свободный человек должен был найти себе сеньора. В 877 г. был издан Керсийский капитулярий, в соответствии с которым бенефиции превращались в лены.

5. Каролингское поместье. В эпоху Каролингов сложилось феодальное поместье. Представление о его экономической орга­низации можно получить из знаменитого «Капитулярия о виллах» (конец VIII в.), «Полиптика аббата Ирминона» (825г.) (писцовой книги аббатства Св. Германа близ Парижа), а также дошедших до нас описей земель других монастырей.

Как свидетельствует «Капитулярий о виллах», хозяйство ка­ролингской вотчины было глубоко натуральным. Король предпи­сывал своим управляющим иметь в поместьях ремесленников разных специальностей, выращивать овощи, различные травы, следить за состоянием виноградников, иметь рыбные садки и птицу, «как можно больше хлевов для коров, свиней, овец, коз и козлов». Большая часть продукции предназначалась для потребления ко­ролевского двора, а не для продажи. Продавались лишь излишки сельскохозяйственных продуктов "Одновременно королевское по­местье ч являлось и военной единицей. Судя по «Капитулярию», многие крестьяне вотчины уже были крепостными. Часть из них имела наделы (мансы) и называлась фискалинами. Другие крепостные, именовавшиеся провендариями, мансов не имели и жили на положении дворовых. Существовали и рабы (сервы), которые по своему положению приближались к фискалинам. Сле­довательно, для королевских поместий VIII—IX вв. была харак­терна натурально-крепостническая организация производства.

Это опровергает выводы австрийского буржуазного историка А. Допша и его последователей о существовании в период ран­него средневековья «вотчинного капитализма».

Данные «Капитулярия о виллах» подтверждаются монастыр­скими полиптиками, уставами, например «Полиптиком аббата Ирминона». Он свидетельствует также о. дальнейшем совершенствовании агрикультуры (распространении трехполья) и позво­ляет получить общее представление о категориях крестьянства каролингского периода. Большинство зависимых крестьян имело статус колонов. Они должны были платить оброки и отрабаты­вать барщины на господской' (домениальной) земле, хотя преоб­ладала оброчная эксплуатация. Они не могли уйти со своего надела. На втором месте по численности стояли сервы, часть которых находилась на положении дворовых и не имела надела, в то время как другая часть имела земельные наделы и по своему положению напоминала крепостных. Основной формой эксплуа­тации сервов была барщина, но большое значение имели и оброч­ные повинности. Промежуточное положение между сервами и колонами занимали литы., находившиеся под патронатом. В «По­литике» упоминаются также госпиты (поселенцы, колонисты), сохранявшие статус свободных. Ф. Энгельс отмечал, что опись земель Сен-Жерменского аббатства, составленная Ирминоном, показывает, «как быстро исчезало свободное крестьянское сосло­вие... В обширных владениях этого аббатства, разбросанных по окрестностям, находились тогда, еще при жизни Карла Великого, 2788 хозяйств, заселенных почти исключительно франками с гер­манскими именами. В это число входило 2080 колонов, 35 литов, 220 рабов и только 8 свободных поселенцев!»[6].

Различия в положении разных категорий крестьян постепенно становились незначительными. Этому способствовал тот факт, что повинности крепостного определялись не столько его личным статусом, сколько статусом надела. Так, если свободный занимал сервильный или колонский манс, то он нес и соответствующие повинности. Нивелировка в положении различных прослоек кре­стьянства свидетельствовала о завершенности процесса феодали­зации во Франкском королевстве.

6. Французская сеньория XI—XIII вв. В IX—XII вв. француз­ский феодализм достиг своего наибольшего развития. Во Франции сложилась четкая система феодальной иерархии и условной зе­мельной собственности. Эксплуатация крестьянства носила типич­но феодальный характер, а французское поместье — сеньория — являлась олицетворением крепостнического натурального хозяй­ства.

Производительные силы в эпоху феодализма развивались чрез­вычайно медленно, однако за несколько столетий они достигли заметного прогресса. В XI—XIII вв. трехполье стало обычным ви­дом севооборота, широко распространились посевы пшеницы, для обработки земли во многих случаях применялся тяжелый плуг, в качестве тягловой силы использовались лошади. Земля удоб­рялась навозом и мергелем. Получили дальнейшее развитие ви­ноградарство и садоводство, выращивание технических культур. В результате расчистки лесов и распашки пустошей расширилась площадь обрабатываемых земель. Большое значение имело рас­пространение механических процессов в виноделии, а также вет­ряных мельниц (с конца XII в.). Однако урожаи были низкими, обычно они не превышали сам-пять.

Для сложившейся во Франции в XI в. феодальной иерархии была характерна подчиненность королю лишь его непосредствен­ных вассалов (герцогов, графов), а также феодалов, имевших владения на землях короны (баронов, рыцарей). Практически все земли принадлежали феодалам, т. е. существовало правило «кет земли без сеньора». Завершение генезиса феодализма ознамено­валось усилением политической раздробленности. Французское централизованное государство сложилось лишь при Людовике XI (1461 —1483 гг.), которому удалось присоединить герцогство Бур­гундское, Прованс и другие земли.

Большинство французских крестьян в Х(—XIII вв. были кре­постными. Многочисленную прослойку феодально-зависимого кре­стьянства составляли сервы. Признаками серважа являлись по­головный побор (шеваж), право «мертвой руки» (мэнморт), по которому после смерти серва его имущество отходило к сеньору, требовавшему от наследника уплаты высокой пошлины (произ­вольной величины) за получение наследства, брачный побор (фор-марьяж), который сервы должны были платить при вступлении в брак со свободными или с людьми других феодалов, произволь­ная талья (неограниченные повинности). Сервы были настоящими крепостными. Они отрабатывали барщину (несколько дней в не­делю), платили оброки, выполняли строительные и другие работы. Существовали так называемые бапалитеты (крестьяне должны были печь хлеб в печах сеньора, молоть зерно на господских мельницах, давить виноград на прессах феодала, отдавая ему при этом часть муки, винограда и т. д.). Сеньоры требовали от сер­вов и многих платежей. Часть крестьян имела статус вилланов и считалась свободными, однако зависела от феодала в поземель­ном и судебном отношении.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 261;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.