ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3 глава
В конце XIII — начале XIV- в. усилились позиции феодалов юго-западных провинций. Феодальная смута 30-х гг. XIV в. закончилась падением первого сёгуната (1333 г.). Провозглашение второго сёгуната (1338 г.) не прекратило борьбы между феодальными группировками. Большая междоусобная война (1336— 1392 гг.) привела к серьезным изменениям в феодальном обществе. В стране произошло утверждение крупных феодальных владений — княжеств, владельцы которых (даймё) лишь номинально признавали власть сегуна. Кроме того, крупные феодалы встали на путь ликвидации мелких самурайских поместий. Самураи переселялись в города или замки даймё и получали от своего патрона рисовые пайки. Частично самураи были превращены в земледельцев.
Уже в конце XII — начале XIII в. в структуре феодальной ренты господствуют натуральные оброки, составляющие 40— 60% урожая риса. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, и появляются объединения ремесленников. Корпорации ремесленников, состоящие из 10—50 членов, находились под покровительством государства, получали монопольное право производства и продажи своих владений на определенной территории при условии уплаты властям специального налога. Возникали купеческие гильдии. Начинается постепенный подъем городской экономики.
Развитие экономики продолжалось и в XIV—XV вв. Благодаря прогрессу агрикультуры в Японии стали собирать 2 урожая в год. Сразу же после уборки риса крестьяне сеяли ячмень или пшеницу. Совершенствовалась система орошения. Земледельцы стали шире использовать для разных работ быков и лошадей. В XV в. началось культивирование хлопка и сахарного тростника. Подъем сельскохозяйственного производства сопровождался дифференциацией крестьянства и усилением феодальной эксплуатации. С малоплодородных земель крестьяне отдавали феодалу 10—30% урожая риса, со среднеурожайных — 40—50, а с высокоурожайных поливных — 60 и даже 80%. Особенно тяжело было крестьянам в неурожайные годы.
Успехи сельского хозяйства привели к дальнейшему подъему городов. С XV в. стало развиваться производство хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале XV в. развивается активная торговля с Китаем, а затем с Кореей. Многие даймё начинают интересоваться промышленностью. Эта тенденция усилилась в XVI в., когда появились «новые даймё», которые стремились увеличить свои доходы не только за счет сельского хозяйства, но и за счет ремесла и торговли. «Новые даймё» прокладывали дороги, налаживали транспорт, строили торговые склады, создавали торговые кварталы в городах. В Японию проникли португальцы (1542—1543 гг.) и испанцы (1584 г.), которые принесли .на острова огнестрельное оружие и католицизм.
Борьба за политическое единство в XVI в. сильно активизировалась. Ее возглавил Ода Нобунага (1534—1582 гг.). К 1582 г. ему удалось подчинить 30 провинций из 66. С 70-х гг. он начал свою реформаторскую деятельность: ликвидировал таможенные заставы и местные налоги, упразднил налогообложение торговых операций, поощрял строительство мостов и дорог, снял налоги с городских строений, запретил товарообмен, в котором всеобщим эквивалентом выступал рис, ввел в обращение золотые и серебряные деньги.
В 1582 г. Ода Набунага был убит. Однако его убийство не остановило процесса объединения страны. Его продолжил Тоётоми Хидэёси (1536—1598 гг.). Стремясь к консолидации феодального режима, Хидэёси провел в 1589—1596 гг.- земельную реформу: в Масштабе страны был введен земельный кадастр; урожайность определялась в зависимости от плодородия почвы; натуральная рента с крестьян была повышена до 2/з урожая, в деревне узаконена система «пятидворок», члены которых связывались круговой порукой. По указу 1591 г. крестьянам запрещалось покидать земельные наделы и оставлять занятие сельским хозяйством. К 1590 г. Хидэёси овладел всей Японией.
4. Экономическая политика сёгуната Токугава. Борьба за власть привела к победе Иэясу Токугава, который в 1603 г. был провозглашен сегуном Японии. Создание сёгуната Токугава ознаменовало начало нового периода в истории японского феодализма, который первоначально характеризовался консервацией режима. Объединение страны носило относительный характер, основой административно-политического устройства были княжества. Это компенсировалось введением военно-полицейской диктатуры сегуна, которая опиралась на экономическую мощь Токугава.
Военной опорой токугавского режима было сословие саму[4] раев, которое получало за службу рисовый паек. В 1653 г. был ' издан указ о переводе всех самураев на жалование.
Закон 1614 г. запретил христианство. Вскоре борьба с христианством переросла в антииностранную политику. В результате этого в 1623—1624 гг. Японию покинули англичане и испанцы, а серия законов 1633—1639 гг. привела к изгнанию португальцев. Японцам было запрещено самовольно покидать пределы государства и строить суда водоизмещением более 500 коку (80 т). Из всех европейских стран только Голландия смогла продолжать торговлю с Японией, но она велась в крайне незначительных масштабах. В территориальные воды страны допускались и китайские джонки. В XVIII в. произошло усиление внешнеторговых ограничений. Япония встала на путь внешней изоляции.
Полицейские мероприятия сёгуната коснулись и феодальных сословий, самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Поведение каждого сословия было жестко регламентировано. Так, указы 1643 и 1649 гг. запрещали крестьянам потреблять рис и рисовую водку, курить, носить шелковую одежду, устраивать театральные представления и пышные свадьбы, ходить в гости, справлять поминки и т. п. Согласно указу 1649 г. крестьяне должны были утром косить траву, затем работать в поле, а вечером плести мешки. Хотя крестьяне обязаны были платить оброк в размере 40% валового урожая по принципу «четыре части — князю, шесть — народу», реальные размеры податей достигали 70%.
Для большей устойчивости крестьянского держания был издан указ (1673 г.), устанавливающий размер неделимого участка в 1 те (0,9 га).
Политика жесткой сословной регламентации привела только к временной стабилизации феодального строя. Рост феодальной эксплуатации, произвол чиновничества разоряли крестьян. Кроме поземельного налога чиновники собирали подати с окон и дверей, тканей, рисовой водки, бобов, конопли, ореховых деревьев и т. д. Крестьяне несли почтовую службу и гужевую повинность, строили и ремонтировали оросительные системы, дороги и мосты. В японской деревне появилась значительная прослойка бедных, «пьющих воду» крестьян. Многие крестьяне бросали землю, уходили в города. В 1721 г. появился указ, аннулирующий права купцов и ростовщиков на наделы, заложенные крестьянами, а указ 1742 г. вообще запретил куплю-продажу земли. Правда, он не распространялся на целинные и самурайские земли. Классовая борьба обострялась. Только за первое столетие диктатуры Токугава (1603—1702 гг.) было 165 антифеодальных выступлений.
Князья уменьшили рисовые подачки, и началось массовое обнищание самураев. Среди них увеличилась прослойка ронинов, которые превращались в мелких арендаторов, занимались ремеслом и торговлей, создавали разбойничьи шайки.
В начале XVIII в. в Японии насчитывалось более 130 самостоятельных видов ремесла. Рост домашней крестьянской промышленности стал основой для появления «раздаточной системы» капиталистического типа. Однако наибольшее распространение получили феодализированные мануфактуры, казенные и княжеские. На казенных мануфактурах применялся труд беглых крестьян. Затем государство развернуло строительство горнорудных, сахарных, металлообрабатывающих, фарфорово-фаянсовых и гончарных мануфактур. Господство феодализма сдерживало развитие частнокапиталистических мануфактур, которые занимали незначительное место в промышленном развитии страны.
Внутренняя торговля обслуживала феодальный режим. Деятельность купечества была регламентирована, но часто формально. Особенно много богатых купцов было в Осаке — всеяпонском центре торговли. Осакские купцы занимались оптовой торговлей. В городе была «рисовая биржа».
В целом Япония продолжала отставать от европейских стран, и даже в середине XIX в. феодальный режим, был относительно устойчивым. Не случайно К. Маркс отмечал, что «Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками».
Глава 8
РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
1. Предпосылки арабских завоеваний. Огромную роль в истории раннего средневековья сыграли арабские завоевания. Их важной предпосылкой был кризис рабовладения в Средиземноморье, который привел к падению Западной Римской империи (476 г.).
Экономический упадок рабовладельческого режима наблюдался также в VI—VII вв. в Персии, Византии, на юге Аравии. Поэтому арабские завоевания явились своеобразным социальным переворотом на Ближнем Востоке. Вместе с тем они опирались на определенное торгово-экономическое единство стран Средиземноморья и Ближнего Востока.
Воинственные выступления арабов были следствием социально-экономических противоречий. Основой экономики арабских племен было скотоводство. Арабы-бедуины разводили в основном верблюдов, а также коней, овец, коз, крупный рогатый- скот. В VI—VII вв. арабские племена переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. Племенная знать владела крупными стадами и стремилась захватить обширные пастбища. Между тем территория Аравийского полуострова, представлявшая собой полупустыню, не могла прокормить всех бедуинов. Возможности кочевого Хозяйства были очень ограничены. Отсюда стремление разрешить противоречия путем завоевательной политики. Недовольство народных масс ислам использовал в интересах имущих слоев. Решающей предпосылкой арабских завоеваний был процесс феодализации. Возникал «кочевой феодализм».
Завоевания начались еще при Мухаммеде (629 г.) и продолжались его преемниками. Длительная ирано-византийская война истощила силы соперников. Это позволило арабам вести войну и с Ираном и с Византией. В 634—651 гг. они полностью подчинили себе Иран. К 640 г. арабы покорили Сирию и Палестину» а затем Египет (642 г.). Военная экспансия продолжалась в Северной Африке, и в 649, г. арабские войска дошли до Карфагена. В 658 г. арабы овладели Арменией и частью Грузии. Они проникли в Среднюю Азию и завоевали Хорезм и области за Аму-Дарьей (705—715 гг.). В 711 г. арабы вторглись в Испанию и захватили, почти всю страну, а в 712 г.— часть Западной Индии (Синд). Победа Карла Мартелла при Пуатье (732 г.) остановила продвижение арабов в Европе. В 739 г. византийский император Лев III нанес захватчикам решительное поражение у Акроина. В середине VIII в. военная экспансия арабов ослабевает.
2. Экономические последствия арабских завоеваний. В результате военной экспансии арабов возникла грандиозная империя,, которая по территории превосходила Римскую. Арабские завоевания создали благоприятные условия для развития левантийской (восточной) торговли. Она на многие века становится монополией арабского купечества. Новые города, основанные арабами на местах военных поселений, превратились со временем в крупные торговые центры. Каир, Багдад, Басра, Куфа и другие стали средоточием ремесла и торговли. Арабские купцы доставляли в другие страны пряности, краски, золото, драгоценные камни из Индии и Восточной Африки, фарфор и шелк из Китая, слоновую кость из Африки, меха из Средней Азии. Они осваивали богатую материальную культуру завоеванных стран. Арабы торгуют шелком, хлопчатобумажными тканями, коврами, оружием, стеклом, ювелирными изделиями. Цветной сафьян, пергамент, кожаные переплеты для книг, изготавливающиеся арабами, высоко ценились не только в халифате, но и в Европе.
Арабские купцы имели прочные торговые связи не только с Закавказьем и Средней Азией, они торговали и с древней Русью, проникая по Волге в глубь славянской земли. Продвигаясь на север, арабы посещали Керчь, Киев, Краков, Прагу. Они привозили ткани, пряности, ювелирные изделия, оружие. По Волге в земли халифата вывозились меха, кожи, воск, мед, моржевая кость, рабы и другие товары.-
Арабский халифат все больше становился феодальным государством. Первоначально делались попытки сохранить традиции «кочевого феодализма», установить коллективную эксплуатацию покоренных народов.
Еще при Мухаммеде были утверждены четыре категории земельных владений. Существовали общие владения племен и отдельных родов, частновладельческие земли (мульк). Особую категорию составляли земли государства — савафи и угодья, пожалованные главой государства представителям знати из государственного фонда — икта. Наиболее распространенной формой эксплуатации была испольщина, которая практиковалась и на государственных землях.
В ходе завоеваний арабская знать стремилась к разделу захваченных земель. Халиф оставлял земли прежним владельцам при условии уплаты, налога. Зато земли бывших правящих династий и той части господствующего сословия, которая боролась с мусульманами, были конфискованы завоевателями. В казну поступали и выморочные земли. Так образовался огромный земельный фонд государства, из которого арабской знати представлялись земельные пожалования — икта. При халифе Омаре (634—644 гг.) иктадары обязаны были - не только платить ушр (1/10 урожая), но и обрабатывать полученную землю. Икта было наследственным владением и могло быть продано. Но новый иктадар нес перед государством те же обязательства. Если собственник мульк не обрабатывал землю, то он не платил налог. Но при отсутствии у частного собственника наследников земля переходила в разряд савафи. В халифате существовали и общинные земли.
Завоеванное арабами население могло принять ислам. Тогда оно освобождалось от джизьи — поголовного налога с «неверных». Этот налог собирался с мужского населения исключительно в денежной форме. При этом учитывалось имущественное положение налогоплательщика. Но основу податной системы халифата составлял поземельный налог. Мусульмане платили ушр, а прочие — харадж, составлявший от 1/3 до 2/3 урожая. Первоначально харадж собирали только с немусульман. При Омейядах была проведена земельная перепись и пересмотрены нормы налогообложения. Стали учитываться не только площадь, но и возделываемые культуры. Крестьянам запретили покидать свои земли.
В VIII в. в практике налогообложения произошли изменения. Крестьянин, принявший ислам, продолжал платить харадж (чаще натурой). Земли, ранее обложенные хараджем, навсегда оставались хараджными. В систему налогообложения входили и торговые пошлины: мусульмане платили 2,5%, покоренное население — 5%, а иностранные купцы — 10% от стоимости товаров. Но особенно трудно было платить жизнью. В условиях натурального хозяйства многие крестьяне не имели денег. Им приходилось везти продукты на рынок, где с них брали пошлины специальные чиновники. Земледельцы разорялись и превращались в арендаторов. Издольная аренда стала одной из главных форм феодальной эксплуатации. Собственники мульк и владельцы икта сдавали земли в аренду на определенных условиях: обычно крестьяне отдавали ]/2 урожая, но иногда арендная плата повышалась до 1/8 Начались массовые выступления, мятежи и восстания, которые были использованы Аббасидами для развязывания гражданской войны и захвата власти (750 г.).
В халифате Аббасидов (750—1258 гг.) феодальные отношения получили дальнейшее развитие. Теперь иктадару -предоставлялось право полного присвоения налога в свою пользу, но он обязан был нести военную или гражданскую службу. С IX по XI в. икта как форма феодального землевладения становилась более независимой от государства. Это привело к экономическому усилению класса феодалов. У иктадаров появилось стремление избавиться от несения службы и сохранить право передачи оброчных держаний своим потомкам. Экспансия феодальных отношений ярко выразилась в захвате феодалами общинных угодий, примыкавших к икта. В IX в. появилась новая форма феодального землевладения — вакф (вакуф). Вакфы составляли земли, пожалованные мусульманским заведениям — мечетям, медресе, богадельням, а также духовным лицам. Вакф обладал налоговым иммунитетом. В вакфы превращались не только земли, но и любое недвижимое имущество — торговые лавки, караван-сараи, бани. Поэтому многие мусульмане «передавали богу» свои заведения на определенных условиях. То же самое делали светские феодалы, передавая икта в вакф. Таким образом, землевладелец избавлялся от несения службы. Возникали фиктивные вакфы, ослаблявшие феодальное государство.
Крупнейшими феодалами были халифы и их родственники Истребление Омейядов и конфискация их земель в значительной; мере восстановили земельный фонд государства. Но большая часть казенных земель досталась Аббасидам. Кроме того, халифы, объявляли своей собственностью все брошенные и выморочные земли. Для управления землями халифа пришлось создать специальное учреждение — «диван поместий». Захват земель вели и ближайшие родственники Аббасидов, первые министры, наместники и высшая знать.
Рост крупной частной земельной собственности за счет государственных земель привел к усилению сепаратистских тенденций. Наместники халифа превращались в наследственных эмиров. В IX — первой половине X в. халифат распался на отдельные эмираты. Аббасиды теряли политическую власть, становились жертвами дворцовых переворотов.
Глава 9 ФЕОДАЛИЗМ В ВИЗАНТИИ
1. Экономический строй ранней Византии. Восточная Римская империя, или Византия, выдержав натиск варваров, существовала еще целое тысячелетие и пала лишь в 1453 г. под ударами турок. Причины устойчивости Византии связаны с особенностями ее социально-экономического и политического развития в период раннего средневековья. Кризис рабовладельческого способа производства не проявился здесь с такой силой, как в Западной Римской империи. Еще в античный период в Византии получили большое распространение колонат и квазиколонат. В период раннего средневековья сохранялась значительная прослойка свободного византийского крестьянства, объединенного в митрокомии — соседские общины. В V—VI вв. на территорию Византии (прежде всего, на Балканский полуостров) вторгаются славяне, которые способствовали распространению свободной общины и тем самым усилению позиций местных общин-митрокомий. На территории Византии сохранялись цветущие города (Константинополь, Коринф, Эфес, Антиохия, Александрия и др.). От Римской империи она унаследовала богатую античную культуру.
Сохранение колоната имело большое значение для феодализации Византии. Наиболее многочисленными категориями колонов являлись «приписные» колоны (адскриптиции) и «свободные» колоны (георги и др.). В V—VI вв. был издан ряд законов, закрепощавших «свободных» колонов и препятствовавших переходу в свободное состояние «приписных». Прочные позиции в экономике Византии сохраняло рабство. Развивались краткосрочная аренда и эмфитевзис (долгосрочная аренда на условиях уплаты фиксированной ренты), а также патронатные отношения.
В период правления императора Юстиниана (527—565 гг.), когда Византия достигла своего наивысшего экономического расцвета, делались попытки восстановления рабовладельческой Римской империи. Византия вела захватнические войны в Северной Африке, Сицилии и Италии. На завоеванных территориях восстанавливались рабство и римская система налогообложения, основой которой были подушная и поземельная подати.
Таким образом, хозяйственные уклады, существовавшие в сельском хозяйстве Византии в V—VI вв., были многообразны. -Однако уже можно говорить о широком распространении феодальных отношений. Крупными феодалами являлись церкви и монастыри. В византийских поместьях существовал аппарат насилия (частные тюрьмы, дружинники-букцеллярии).
2. Экономические последствия славянской колонизации. В середине VII в. славяне расселились по всему Балканскому полуострову, что привело к значительным изменениям в социально-экономическом строе Византии. Об этом свидетельствует «Земледельческий закон», составленный, видимо, в VIII в. и характеризующий хозяйственные отношения на Балканском полуострове в этот период. Из него видно, что византийская община была соседской, территориальной. Земледельцам принадлежали не только сады, огороды, но и пахотные земли. Продавать участки общинники могли только членам своей общины.
Основной категорией крестьянства, как следует из «Земледельческого закона», являлись свободные георги, полноправные общинники. Тот факт, что в этом памятнике не упоминаются колоны, свидетельствует о том, что славянские вторжения привели к настоящему аграрному перевороту в Византии в VII—VIII вв. Однако процесс имущественной дифференциации среди общинников зашел довольно далеко. Так, в «Законе» упоминаются крестьяне, которые совершенно разорились и были вынуждены отдавать свои участки в аренду зажиточным членам общины. В качестве пастухов использовались наемные работники (мистии). В византийской деревне была широко распространена аренда на условиях уплаты морты, составлявшей Ую урожая. Такие арендаторы назывались мортитами. Существовала также аренда исполу (половничество). В византийской общине были и рабы, которые использовались в хозяйствах крестьян, а иногда принадлежали общине в целом.
В VIII в. в Византии создавались военно-административные округа (фемы). Социальной основой фемного строя были стратиотиты — крестьяне, получавшие за службу землю и обязанные платить лишь поземельный налог.
В период правления Исаврийской династии (717—867 гг.) развернулось иконоборческое движение, в ходе которого осуществлялась широкая секуляризация церковных и монастырских земель. Проведенные реформы позволили укрепить военное могущество Византии. Однако положение крестьянства ухудшилось, оно все больше попадало в зависимость от властителей. Усиление закрепощения крестьянства явилось .причиной крупного восстания под предводительством Фомы Славянина (821—823 гг.).
3. Завершение феодализации Византии в IX—X вв. В IX в.
к власти в Византии пришла Македонская династия (867— 1057 гг.). Был официально провозглашен возврат к законам Юстиниана и составлен свод законоуложений — «Василики». Они свидетельствовали о дальнейшем развитии феодальных отношений в Византии.
Византия в этот период вела многочисленные войны, требовавшие больших расходов. Поэтому императоры Македонской династии, заботясь о поступлении налогов и о резервах военной силы, пытались воспрепятствовать разорению сословия стратиотов, а также разграблению общинных земель. Однако аграрная политика Македонской династии не могла приостановить процесса феодализации. Быстро развивались патронатные отношения и исчезало свободное крестьянство. Расхищались общинные земли, и земледельцы превращались в зависимых крестьян-париков.
В-Византии в IX—X вв. существовали различные формы феодальной земельной собственности. Крупным феодалом являлся сам император. Особенностью Византии являлась важная роль государственного, монастырского и церковного землевладения. В IX—X вв. формировалась условная феодальная земельная собственность. Ею становились земли, принадлежавшие богатым стратиотам. Государство широко раздавало права на завоеванные территории, конфискованные усадьбы, императорские вотчины, податные запустевшие земли.
Основной категорией зависимого крестьянства в Византии являлись парики. Парикия как институт частноправовой зависимости оформилась в IX—X вв. В состав париков входили рабы, потомки колонов, а также разорившиеся свободные общинники. Законов, которые прикрепляли бы париков к земле и оформляли их личную зависимость, не существовало. Они считались квазисобственниками и могли с разрешения господина продавать свои участки. Однако уход крестьян этой категории с земли был затруднен. Париков можно было продавать (причем не обязательно с землей), дарить. Норма их эксплуатации была довольно высокой. Господину доставалось 30—45% дохода париков.
В IX—X вв. в Византии, несмотря на развитие феодализма, сохранялась прослойка свободного крестьянства и существовала сельокая община. Общинники платили государству налоги (прежде всего поземельный налог, подворный денежный налог и натуральную подать). Налог с запустевших земель раскладывался между всеми членами общины. Кроме уплаты налогов жители Византии выполняли в. пользу государства натуральные и отработанные повинности (ангарии), ремонтировали дороги, строили мосты, крепости и т. д. Ремесленники платили налог в размере 8,33% дохода. Жители городов должны были ремонтировать здания, крепости и т. д.
В XI—XII вв. в Византии господствовал феодальный способ производства. Большинство свободного крестьянства было превращено в государственных и частновладельческих париков. Наряду с вотчинным получило значительное распространение условное феодальное землевладение (прония). Прониары превращались в настоящих ленников, поскольку их землевладение становилось наследственным. Нередко византийские феодалы получали иммунитетные права (пользовались экскуссией) и могли собирать налоги и судебные пошлины в свою пользу. В Византии не существовало феодальной иерархии западноевропейского образца, однако в источниках упоминаются дружинники, которые получали от феодалов землю на условиях несения службы. Во многих поместьях существовали поместные суды и тюрьмы.
4. Поздневизантийский феодализм. В XIII—XV вв. продолжалось дальнейшее развитие феодализма. Государство запрещало парикам переходить из поместья в поместье, а феодалам принимать таких париков. Фактически это. означало прикрепление византийских крестьян к земле. Большинство общин оказалось под властью феодалов.
В XIV—XV вв.., несмотря на господство в деревне натурального хозяйства, наблюдалось дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в деревне, увеличение роли хлебной торговли. Натуральные платежи заменялись денежными. Шел процесс расслоения крестьянства, из среды которого выделялись бедняки и мистии (батраки). Однако основы феодальных отношений в Византии сохранялись.
Естественная эволюция поздневизантийского феодализма была нарушена турецким завоеванием, которое привело к падению Византийской империи. Гибель некогда могущественной державы была подготовлена всем ходом ее социально-экономического развития.
Закрепощение свободного крестьянства отнимало у империи воинов и налогоплательщиков. На экономике Византии пагубно сказался упадок ремесла и торговли. Поскольку иностранцы (венецианцы, генуэзцы и др.) не платили налогов, они могли продавать свои товары дешевле, чем византийские купцы. Ремесло и торговля Византии скоро были задавлены иностранной конкуренцией. В XIV в. под контроль итальянцев перешла и внешняя торговля Византии, некогда дававшая ей огромные доходы. Империя потеряла также свое былое морское могущество, уступив его Генуе и Венеции. В XI—XII вв. ей приходилось вести борьбу против турок-сельджуков, норманнов. Роковым оказалось разграбление Константинополя крестоносцами (1204 г.). Территория империи постоянно уменьшалась и к концу XIV в. она сводилась лишь к Константинополю и его округе. Византия была ослаблена также борьбой правящих группировок и народными восстаниями. 29 мая 1453 г. Константинополь был взят и разграблен турками-османами. Некогда могущественная империя пала.
Глава 10
ЭВОЛЮЦИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ИТАЛИИ
Феодальные производственные отношения на территории Италии стали зарождаться еще в IV—V вв. в результате распространения колоната. До вторжений варваров община не играла сколько-нибудь значительной роли в процессе феодализации, поскольку общинный строй был уничтожен экспансией рабовладельческой эксплуатации.
В 488 г. началось завоевание Италии остготами. Они были немногочисленным племенем и подверглись сильной романизации. Не было ликвидировано крупное землевладение. Большинство римских магнатов сохранило свою собственность и должно было платить готам Уз своих доходов. Пытаясь привлечь на свою сторону римскую знать, король остготов Теодорих (493—526 гг.) наделял ее землей. Общинный строй остготов, оказавшихся на римской территории, быстро разлагался.
Никакого аграрного переворота в результате вторжения остготов в Италию не произошло, но получил дальнейшее развитие феодальный уклад, унаследованный от Римской империи. Продолжало существовать рабство, однако решающее значение для феодализации имели колонатные отношения. Положение итальянских колонов в остготский период было во многом похоже на положение позднеримских колонов. Однако в результате варварских завоеваний колона претерпел значительные изменения. Особенно важным было исчезновение связи колоната с государственным тяглом. В соответствии с эдиктом Теодорпха владельцы поместий имели право продавать и дарить колонов и сельских рабов без земли. Это означало исчезновение жесткой связи колонов с определенным участком земли и выдвижение на первый план в колонатной эксплуатации отношений личной зависимости. Колонат стал ассимилировать не только потомков римлян, но и разорившихся общинников-готов.
В отличие от остготов, лангобарды, вторгшиеся в Италию в 568 г., произвели настоящий аграрный переворот. Они уничтожили систему государственного управления, сохранившуюся от римлян. Римские земледельцы (в том числе рабы и колоны) были распределены между завоевателями и обращены в трибутариев, которых лангобарды принуждали отдавать У3 доходов. Крупная римская земельная собственность была подорвана. Значение форм крепостничества, унаследованных от римлян, уменьшилось. Важную роль в генезисе итальянского феодализма стали играть лангобардская община (фара), а также формы эксплуатации, издревле существовавшие у германцев. На основе романо-германского синтеза начался второй период феодализации, основным содержанием которого являлся синтез колоната, рабства и разложения общины.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 227;