ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 2 глава


Императоры были вынуждены вмешиваться в отношения между рабами и господами, запрещая бессмысленное убийство рабов. Так, Клавдий издал закон, по которому больные рабы, вывезен­ные на о. Эскулапа и оставленные на произвол судьбы, в случае выздоровления становились свободными. По закону Петрония, изданному в период правления Нерона, бои гладиаторов с хищными зверями могли устраиваться лишь с разрешения властей. При Адриане (117—138 гг.) господам было запрещено убивать рабов. При Антонине Пии (138—161 гг.) убийство раба было объяв­лено уголовным преступлением.

Тот факт, что труд рабов был малопроизводительным, вполне осознавался современниками. Так, Плиний Старший (23—79 гг.) в своей «Естественной истории» писал, что «всего хуже обраба­тывать землю колодниками из своей рабской тюрьмы, как и во­обще делать что-нибудь руками людей отчаявшихся». Колумелла (I в. н. э.) отмечал, что рабы не заботятся об урожае, плохо пасут господский скот, отдают его для работы на стороне. Выход из создавшегося положения он видел в использовании труда колонов. Ими становились вольноотпущенники, а также рабы, получавшие ,; в пекулиум участок земли и инвентарь. Первоначально положение таких рабов, подвергавшихся в основном оброчной эксплуатации, было довольно неустойчивым, а степень их эксплуатации 1 мало отличалась от степени эксплуатации обычных рабов. Поэтому их называли квазиколонами, подчеркивая тем самым раб­ское происхождение этих земледельцев. Однако колонами могли быть и лица свободного происхождения, прежде всего мелкие арендаторы. Большое распространение колонат свободного происхождения получил в Северной Африке, в экзимированных (изъятых из территориального управления) императорских сальтусах.

В I—II вв. колонат еще только формировался и не был юри­дически оформлен. Однако уже в этот период он позволял смяг­чить социально-экономические противоречия рабства (например, решать проблему воспроизводства рабочей силы, создавать ма­териальные стимулы для непосредственных производителей) и стал основной формой эксплуатации в децентрализованных лати­фундиях. Были и централизованные латифундии, ориентировав­шиеся на использование рабского труда. Однако большую роль продолжали играть мелкие рабовладельческие виллы (в част­ности, землевладения ветеранов).

В период Ранней империи наблюдался расцвет ремесла и тор­говли. Расширяется добыча серебра, свинца и меди в Испании, железа и олова в Галлии, Британии и других провинциях. Боль­шинство рудников принадлежало императору. Увеличивались раз­меры мастерских, развивалось разделение труда.

Политическое объединение Средиземноморья под властью Рима создавало благоприятные условия для развития торговли. Однако не следует преувеличивать ее масштабы и значение, как это делают М. И. Ростовцев, Эд. Мейер, толкующие о существо­вании капитализма уже в Римской империи. Экономика продол­жала оставаться в основном натуральной, а на рынок поступали лишь излишки продукции. Дальнейшее развитие получила внут­ренняя торговля, крупнейшим центром которой был Рим, чье население составляло 1 млн. — 1,5 млн. человек. Основной мо­нетой являлся серебряный денарий, который, однако, к концу II в. н. э. наполовину обесценился. .В период Ранней империи в обра­щение были выпущены золотые монеты (ауреусы), содержавшие около 8 г золота, а также медные сестерции и дупондии, прирав­нивавшиеся к 4 и 2 ассам соответственно. В обращении находи­лись и греческие монеты.

Финансовое положение Ранней Римской империи часто ока­зывалось весьма сложным. Римские граждане налогов не пла­тили. Первостепенное значение имела эксплуатация провинций, которая в эпоху империи стала более упорядоченной. Налоги на провинциалов повышались неоднократно (при Тиберии, Нероне, Веспасиане). Но правительство пыталось ограничить деятель­ность публиканов. При Цезаре они стали собирать лишь косвен­ные налоги, а сбор прямых налогов осуществлялся уполномочен­ными от населения провинций. При Адриане откупная система сбора налогов с провинций была ликвидирована. Средства казны использовались на содержание армии, подкармливание люмпен-пролетариата, организацию игр и зрелищ, строительство обще­ственных зданий, содержание административного аппарата и им­ператорского двора и т. д. Нередко расходы превышали государ­ственные доходы.

В I—II вв. Империю постоянно сотрясали народные движения, восстания легионеров, сепаратистские движения, нападения вар­варов, междоусобицы претендентов на императорский престол. Государство было вынуждено прекратить колониальную экспан­сию и с трудом сдерживало натиск варваров.

5. Общий кризис Римской империи. Процессы феодализации. Поздняя Римская империя (III—V вв.) переживала кризис, в основе которого лежал кризис рабовладельческого способа про­изводства. Положение несколько стабилизировалось при Септимии Севере (193—211 гг.). Однако порча монет, практиковав­шаяся в период его правления, усугубляла кризисные явления в области финансов. Чтобы улучшить положение, в 212 г. был издан эдикт Каракаллы, по которому все свободные провинциалы урав­нивались в правах с римлянами. Все свободные (в том числе и римляне) должны были платить налоги. Этот закон вызвал недо­вольство римских граждан. При Александре Севере (222—235 гг.) был установлен строгий контроль за коллегиями ремесленников и значительно уменьшены затраты на организацию зрелищ, на подарки воинам. Это означало сужение социальной базы Импе­рии. Начались волнения войск, народные движения. На трон воз­водились «солдатские» императоры, быстро сменявшие друг друга.

В период правления «солдатских» императоров (235—284 гг.) усилились сепаратистские движения в провинциях. Империю опус­тошали варвары (готы, франки, аламанны и др.). В Сицилии вспыхнуло восстание рабов, в Галлии началось движение багаудов (колонов, рабов, разорявшихся свободных землевладельцев). Римская империя как государственное образование фактически развалилась. Деньги сильно обесценились, усилилась натураль­ность хозяйства, торговля сократилась, значение натурального обмена возросло. Наблюдался упадок ремесленного производства, происходило сокращение городского населения. Эпидемии и вой­ны привели к запустению земель. Интенсивное виноградарство и оливководство уступали место производству зерна и скотовод­ству.

Быстро росло латифундиальное землевладение. Все большее распространение получал колонат. Спасаясь от грабежей и при­теснений, землевладельцы вступали под покровительство (патро­нат) магнатов, превращаясь в их колонов. Труд рабов вытес­нялся из сферы производства. Они все чаще переводились на положение квазиколонов. В условиях натурализации и аграризации хозяйственной жизни империи происходило обособление поместий.

Временная стабилизация империи была достигнута в периоды правления Диоклетиана (284—305 гг.) и Константина (306— 337 гг.). Диоклетиан подавил восстание багаудов и сепаратистские движения в западных провинциях. Он провел денежную рефор­му. В целях стабилизации денежной системы в обращение вы­пускались новые золотые, серебряные и медные монеты. Однако золото и серебро быстро исчезали из обращения, поскольку стоимость благородных металлов в монетах была занижена. Приш­лось снова выпускать неполноценную монету.

Диоклетиан изменил налоговую систему. Все жители Импе­рии (за исключением граждан самого Рима и приписанных к нему территорий), имевшие земельную собственность, должны были платить поземельный налог. Его величина исчислялась с учетом количества и качества земли, а также количества скота. Лица, не имевшие земли, платили подушный налог. Женщины об­лагались налогом в половинном размере. Продолжали существо­вать и другие налоги и сборы (налог на торговцев, денежные сборы с сенаторов, хлебный налог и т. д.). Регулярно проводились цензы, в ходе которых составлялись описи поместий, куда вно­сились зависимые земледельцы (колоны, квазиколоны). За упла­ту налогов городскими жителями отвечали своим имуществом куриалы (декурионы) — члены городских магистратов. Сбор* налогов с колонов и квазиколонов был передан землевладельцам. Внесение колонов и квазиколонов в опись имения означало при­крепление их к государственному тяглу и, как следствие, к по­местью.

Диоклетиан пытался бороться с ростом дороговизны, причиной которой были падение товарности хозяйства и обесценение денег. С этой целью в 301 г. был издан «Эдикт о ценах», в котором устанавливались максимальные цены на предметы первой необ­ходимости и твердые ставки заработной платы. Однако вскоре «Эдикт» был отменен, так как стало ясно, что он не в состоянии регулировать товарное обращение.

Мероприятия Диоклетиана способствовали некоторому оздо­ровлению экономики, хотя для населения они обернулись ростом налогового гнета. Они были продолжены Константином Великим. Он перенес столицу Империи в Константинополь (330 г.). В обра­щение были выпущены золотые солиды3. Из серебра чеканилась лишь разменная монета. При Константине проводилась закрепостительная политика. Правительство многократно издавало за­коны, по которым ремесленники, куриалы, колоны прикрепля­лись к месту жительства. Так, согласно эдикту 317 г. прикреп­лялись к своей профессии монетарии. По закону 313 г. прави­тели провинций не могли освобождать куриалов от исполнения их гражданских обязанностей. Указом 327 г. Константин предпи­сал возвращать в прежнее состояние куриалов, избегавших своей курии.

Глубокая феодализация экономического базиса Поздней Рим­ской империи проявлялась в закрепощении колонов. 30 октября 332 г. крепостничество колонов было оформлено юридически. Им запрещалось уходить из поместий. Колонат превращался в феодальный институт. Об этом свидетельствуют не только при­крепление к земле непосредственных производителей, но и ха­рактер их имущественной правоспособности, методы эксплуата­ции, формы личной зависимости. Фактически колоны, как и сред­невековые крепостные, являлись собственниками своего хозяйства и держателями земли. Колонат был наследственным состоянием. В нем все больше усиливались элементы личной зависимости. Наи­более характерной формой эксплуатации колонов были оброки, однако позднеримские крепостные отрабатывали барщины и пла­тили государственные налоги.

Конечно, в колонате сохранялись пережитки рабства, и в этом смысле он являлся переходной формой от рабства к феодализму. Черты рабства проявлялись, например, в ограниченности имуще­ственной правоспособности низших категорий колонов (адскриптициев), в высокой степени эксплуатации непосредственных про­изводителей. Однако экономическую сущность колоната в основ­ном определяли не рабовладельческие, а феодальные производ­ственные отношения. Колонат являлся важнейшей составной частью феодального уклада, формировавшегося в Поздней Рим­ской империи. Феодализация экономического базиса позднееримского государства проявлялась также в распространении патро­ната и вечно наследственной аренды на условии уплаты фикси­рованной ренты-канона.

В 395 г. Империя была разделена на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Крушение рабовла­дельческой Империи было подготовлено общим кризисом рабства, глубокой феодализацией экономического базиса. Ф. Энгельс отме­чал, что «основанное на рабском труде хозяйство латифундий пе­рестало приносить доход», и в последние века Империи имели ме­сто «всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню». Вывести римское общество из тупика, в который оно попало, заключал Ф. Энгельс, могла только «коренная революция»

(* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 148—149.)

Крушение Поздней Римской империи было ускорено вторже­ниями германских племен (варваров). В V в. их набеги приняли угрожающий характер. В 410 г. Рим был взят и разграблен вест­готами во главе с Аларихом, а в 455 г. — вандалами. В 476 г. был свергнут последний римский император Ромул Август.

(В 1 солиде содержалось 4,48 г золота.)

 

 

Часть вторая ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА

Глава 6

РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНДИИ

1. Зарождение феодальных отношений. В первые века нашей эры в индийской общине стали происходить важные изменения. Ранние деревенские общины представляли собой объединение мно­гих большесемейных коллективов, работавших совместно. В но­вых условиях любой член семьи мог, не дожидаясь общего раз­дела, отделиться и вести самостоятельное хозяйство. Малоиму­щие семьи закладывали свои наделы или продавали их богатым родственникам, соседям, даже «чужакам». Обедневшие общинни­ки превращались в арендаторов-издольщиков, или наймитов. В сборниках законов (II-—V вв. н. э.) появились статьи, санкцио­нирующие частную земельную собственность, если участок обра­батывался в течение 20 лет.

В то же время заметно увеличилось число частных земель­ных пожалований. Царские чиновники и войска покидали пожа­лованные земли. Особое развитие иммунитетные права получили после V в. н. э., когда государство стало наделять землевладель­цев административными, судебными и фискальными функциями. Многие государственные чиновники стали получать от царя «по­дарки» в виде податных территорий. Такие дарения деревень не означали еще феодализации. Подобное жалование было своеоб­разной формой оплаты труда бюрократа, а при утверждающей­ся наследственности должностей это приводило к возникновению наследственных прав на территорию. Добившись налогового имму­нитета, чиновник становился полным хозяином положения, и на­логи постепенно превращались в натуральные оброки. .

Важная роль в феодализации экономики принадлежала го­сударству. Начинается постепенный подъем уровня налогообло­жения. Усиливалось вмешательство государства в аграрные отно­шения. Налоговая эксплуатация приобретала черты земельной ренты. Изменяется и положение непосредственных производите­лей. Были введены некоторые ограничения на порабощение сво­бодного населения. Широко практиковался выкуп рабов на во­лю, и они наделялись землей. Однако перерождение рабовла­дения не привело к его полному уничтожению, рабовладельческий уклад сохранился.

Сословно-варновое деление индийского общества стало моди­фицироваться. Традиционные варны брахманов, кшатриев, вай­шьев и шудр стали дробиться на джати — социальные группы одной профессии. Джати (касты) образовались в результате дроб­ления варн и еще больше усложняли картину социально-эконо­мических отношений. Так, среди брахманов были не только жре­цы, но и землевладельцы, бюрократы и военачальники. Появились джати, стоящие вне варновой системы. Так называемые непри­касаемые (мусорщики, мясники, могильщики), выполнявшие ри­туально нечистую работу, были на дне индийского общества. Ка­стовая система оказывала противоречивое влияние на становление индийского феодализма. Утверждая «святость» социального не­равенства, она способствовала формированию класса феодалов, но жесткие кастовые перегородки разобщали группы производи­телей, мешали развитию производства, прежде всего ремеслен­ного.

Другим фактором, тормозившим процесс феодализации индий­ской экономики, была деревенская община. В раннее средневе­ковье сельская община оставалась основной податно-административной единицей индийских государств. Общины, как и в древ­ности, вели ирригационные работы, расчищали джунгли, строили дороги, общественные сооружения. Землевладельцы мало вме­шивались в дела общин, довольствуясь, как правило, натураль­ной рентой.

.Особенности агрикультуры (ирригация, круглогодичный цикл земледельческих работ) оказали серьезное влияние на органи­зацию феодального производства. При высокой урожайности, домениальное господское хозяйство становилось малоэффективным. Поэтому феодальное землевладение не приняло формы класси­ческого поместья с его делением на барскую и крестьянскую землю. Ирригация выходила за рамки отдельных поселений и усложняла общинную систему. Земля ценилась высоко, и кре­стьяне не уходили из деревень. Преобладала арендная система. Тяжелая поземельная кабала заменяла личное крепостничество.

2. Экономика раннефеодальных государств Индии. В IV—V вв. в Индии существовало много мелких государств. Но в 320 г. н. э. Чандрагупта овладел столицей древней Магадхи. Новый правитель стал основателем империи Гупт в Северной Индии.

Основой экономики государства Гупт было земледелие. Земля обрабатывалась плугом с железным наконечником, совершен­ствовалась оросительная система. Перед посевом землю перепа­хивали 2—3 раза, а семена смачивали. Земледельцы выращива­ли рис, ячмень, пшеницу, горох, бобы, сахарный тростник, хло­пок, овощи. Индийцы постоянно расширяли площадь агрикуль­туры, вырубая леса. По-прежнему важную роль играло скотовод­ство. Значительного прогресса достигло ремесленное производ­ство. Существовало 64 вида ремесла. Больших достижений до­бились индийцы в области металлургии и металлообработки, тка­чества и крашения, вышивального дела и ювелирного искусства, отделки драгоценных камней и каменного зодчества.

В период Гупт ускорилось формирование феодальных отно­шений. Изменился сам принцип сбора поземельного налога. При Самудрагупте с 339 г. н. э. получателю царского дара разреша­лось собирать налоги с временных арендаторов (упри). Укры­вать податных общинников запрещалось. Вначале земли дари­лись в основном брахманам и храмам в вечное владение, пока существуют «солнце, луна, земля и море». Практика дарения земли приобрела широкий размах особенно в V в. н. э. Дарились участки царской земли в деревне или целые селения. При этом землевладелец часто освобождался от уплаты налогов государ­ству, пользовался административным и отчасти судебным имму­нитетом. Во многих дарственных грамотах общинникам предпи­сывалось выполнять трудовые повинности по требованию земле­владельца.

Для Индии характерна не только феодализация «сверху». В надписях IV—V вв. есть много данных о крупных землевладе­ниях, происхождение которых не было связано с государством. Есть сведения о покупке земель с согласия государя, сохрани­лись поддельные грамоты, показывающие незаконное приобрете­ние земли.

В VI в. государство Гупт распалось. С середины V в. на Се­верную Индию началось нашествие «белых гуннов». В начале VI в. они завоевали не только западную Индию, но и большую часть Джаммо-Гангской долины. Государство кочевников оказа­лось непрочным. В Северной Индии появилась группа враждую­щих между собой княжеств, одно из которых возглавлял Харша. За шесть лет непрерывных войн князь Харша овладел Северной Индией.

В государстве Харша (616—647 гг.) продолжались процессы феодализации. Чиновники всех рангов получали от Харша зе­мельные пожалования. Поначалу Харша раздавал земли во вре­менное пользование, но многие землевладельцы добивались веч­ных прав на землю. Администрация не вмешивалась в дела по­жалованных деревень, военные постои исключались. Харша по­дарил брахманам сотни сел. Непосредственно казне принадле­жало лишь 1и земельного фонда страны. Землевладелец высту­пал лишь как рентополучатель. Деревенская община еще сохра­няла большое значение.

Раннефеодальные государства существовали и на территории Южной Индии. Правители государств раздавали земли в наслед­ственные владения с правом эксплуатации, сдачи в аренду и да­же заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государ­ство не разрешало.

В IV—XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма. Определились его специфические черты.

Феодализация экономики затянулась. Государство оставляло за собой право вмешательства в аграрные отношения. Существовало рабство. К XI—XII вв. в деревенской общине выделялись ремес­ленники, которые, обслуживая односельчан, получали от них про­довольствие. Община превращалась во все более замкнутую еди­ницу натурального хозяйства. Барщинного хозяйства не сложи­лось.

3. Развитие феодальных отношений в XIII—XVI вв. В XIII в.

Индия вступила в период развитого феодализма. В последней чет­верти XII в. Северная Индия была завоевана правителем из Газни (Афганистан) Шихаб ад-Дином. После его смерти в 1206 г. на севере Индии образовался Делийский султанат.

Мусульманское завоевание Индии привело к укреплению су­ществовавшего феодального режима. Это было достигнуто путем создания мощного централизованного аппарата власти и роста государственной земельной собственности.

Государственная земельная собственность распадалась на зем­ли халиса (или хасе) и икта. Чиновники султана собирали с зе­мель халиса поземельные налоги в пользу казны. В сборщиков налогов превратилась и часть индийских феодалов (заминдаров), которым разрешалось удерживать часть податей. Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли свои обязанности. Заминдары передавали свои владения по наслед­ству, делили, отчуждали и расширяли свои земельные угодья. Но государство в любое время могло отнять заминдарское вла­дение и передать его другому. Поземельный налог взимался об­щинным старостой, а раскладку податей по дворам осуществляла сама община.

Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке класса феодалов. Получая земельное владение, иктадар обязан был нести посто­янную военную службу, поставлять в 'армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответ­ствии с требованиями службы. Большую часть собираемых обро­ков иктадары передавали государству.

Система икта подрывала финансовую базу государства, по­скольку иктадары стремились превратить условные пожалования в наследственные вотчины. В 1398 г. войсками Тамерлана был нанесен сильный удар по Делийскому султанату. В XV в. фео­дальное государство потеряло контроль над икта. Иктадары пе­рестали платить взносы в казну и превратились в полноправных земельных собственников.

Земельные владения получало и духовенство. Инамы разда­вались шейхам, улемам, брахманам. Вакфы передавались на со­держание мечетей, медресе и прочих религиозных учреждений. Эти пожалования обладали полным налоговым иммунитетом. Инамы превратились в наследственные владения, а вакфы со­хранялись, пока действовали учреждения. По существу вакфы и инамы были частными земельными владениями духовных феода­лов. Однако существовало и светское частное землевладение - мульк (мюльк). В условиях мульк феодалы присваивали всю сум­му крестьянских податей. Мульк владели многие придворные, уче­ные, поэты, купцы. Кроме дарений важным источником мульк являлся подъем целинных земель.

Индийский феодализм формировался в борьбе с сильной де­ревенской общиной. Государству приходилось учитывать ее боль­шую роль в аграрной экономике. В раннее средневековье община отличалась большими размерами и сложной структурой. Деревни входили в состав более крупной общины — округа, а ряд округов составлял область. Большая община включала в себя жителей нескольких деревень. Деревни, объединенные одной ороситель­ной сетью, составляли «систему сельских общин»[3]. Деревенская община была основана коллективом землевладельцев, но допус­кала индивидуальность крестьянского хозяйства больших и ма­лых семей. Государство помогало иктадарам эксплуатировать крестьян и привлекало на службу членов общинной администра­ции. Многие деревенские старосты превратились со временем в феодалов. В XIII—XIV вв. изменяется принцип обложения общи­ны, оброки в пользу государства раскладываются в зависимости от размера запашки. Это подтверждают данные о разрушении большесемейных коллективов в деревне. Усиление податной экс­плуатации привело к разорению многих -земледельцев, которые превратились в арендаторов-издольщиков.

В Индии сложилась своеобразная система содержания общи­ной ремесленников ряда специальностей. Ремесленники в касто­вом отношении были ниже земледельцев и им полагалось обслу­живать общинников. За свою работу они получали долю уро­жая, а в некоторых случаях и участки земли. Формирование в общине ремесленного населения продолжалось и в XIII—XVI вв. Это социально-экономическое явление связано с заметным про­грессом агрикультуры. Крестьяне собирали 2 урожая в год и почти постоянно занимались земледелием. В этих условиях и происходило выделение все большего числа ремесленников, об­служивающих общину. Деревенское ремесло придавало общине большую устойчивость, усиливало ее автаркию. Это существенно затрудняло развитие феодальных отношений в Индии. В 1526 г. Бабур разбил войска последнего султана и положил начало Могольской империи в Северной Индии.

 

 

Глава 7

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

 

1. Зарождение феодализма. В III—VII вв. в Японии шел про­цесс разложения первобытнообщинного строя и формирования антагонистических отношений. Лишь в VI—VII вв. родовая об­щина превратилась в сельскую, основой которой были террито­риально-хозяйственные связи. Внутри общины периодически про­изводился передел земли по душевому принципу. Появились так называемые «царские поля», которые фактически были владением вождя племени. Царские земли обрабатывались обедневшими общинниками, полусвободными (бэмин) и рабами.

С 645 г. вслед за переворотом Тайка была проведена целая серия реформ, сущность которых сводилась к установлению фео­дального режима. Закон 646 г. содержал лишь основные принципы реформ, которые осуществлялись в течение более 50 лет и получили окончательное оформление в кодексе Тайхорё (701 г.). Все земли были конфискованы и объявлены государствен­ной собственностью, а крестьяне превращались в держателей го­сударственных наделов. Каждые 6 лет проводилось перераспре­деление земельных участков между семьями. Но душевые наделы были неодинаковы. Надел мужчин (старше 5 лет) равнялся двум танам (0,24 га), женский надел составлял 2/з от этой площади. В результате реформы бэмин стали свободными и были уравне­ны в правах с крестьянами. Но рабство сохранялось. На долю раба приходилось 1/3 надела свободного. За пользование землей все крестьяне должны были платить государству натуральные подати продуктами сельского хозяйства (рисом) и домашней про­мышленности (шелком и пеньковой одеждой). В число крестьян­ских повинностей входили ежегодные отработки в пользу госу­дарства (до 100 и более дней), а также военная повинность, обоз­начающая, что 50 дворов должны выставлять одного рекрута.

Закон предусматривал выделение привилегированных наделов: ранговых, должностных, дарственных, за заслуги, кормовых и др. Феодальное государство раздавало их родственникам, 'фаворитам и приближенным императора, знати и крупным чиновникам. Крупные земельные угодья перешли во владения императорского дома и монастырей. Эти земли обладали налоговым иммуните­том.

2. Развитие феодализма в VII—XII вв. Япония совершила пе­реход к феодализму, минуя рабовладельческую стадию развития, но рабство все-таки существовало. В VIII в. рабы составляли 10—15% населения, насчитывающего 5—6 млн. человек. Рабы принадлежали в основном государству и монастырям и были за­няты на строительстве столицы и культовых сооружений. Домаш­них рабов было немного. Их . использовали как челядь или на подсобной работе в богатых крестьянских семьях. Земледелие — главная отрасль хозяйства — было делом крестьян-общинников, которые находились в поземельной зависимости от государства. Правительство поощряло захват новых земель, а также освоение пустошей. Специальный указ (743 г.) закреплял в частное вла­дение целинные земли за теми, кто первый стал их обрабаты­вать. Поднятая целина освобождалась от налогов и постепенно становилась частной собственностью.

Одним из средств эксплуатации крестьян были рисовые ссуды государства, которые выдавались из специальных амбаров. После сбора урожая чиновники требовали погашения ссуды с 30—50-, а иногда и 100%-ной надбавкой. Поэтому широкое распространение получили самовольные уходы крестьян с государственных земель. Этому способствовало наличие невозделанных земель, а также за­рождение в VIII в. частновладельческих поместий — сёэн.

С VIII в. начинается распад системы периодических переделов земли, существовавшей в японской общине, и ко второй четверти X в. переделы были прекращены. Распространение культуры ри­са, требовавшей больших и долговременных затрат труда на определенном участке, исключало использование системы перио­дического передела земли.

С IХ в. надельная система постепенно вытеснялась поместной системой. Со второй четверти X в. сёэн — среднее частновладель­ческое поместье — становится преобладающей формой землевла­дения. Основой сёэн были «именные поля» — наследственные вла­дения, размер которых колебался от нескольких десятков до не­скольких сотен гектаров. Владельцы сёэн присваивали себе право иммунитета, отказывались платить государству поземельный на­лог и запрещали представителям власти появляться в своих владениях. Крестьяне, нещадно эксплуатируемые чиновниками, пере-' бегали в частновладельческие поместья. Они получали от вла­дельца сёэн земельные участки и вместо подати государству ста­ли платить оброк феодалу. В поместьях началось превращение рабов в феодально-зависимых крестьян. Изменения в структуре земельной собственности привели в X—XII вв. к междоусобным войнам.

3. Период развитого феодализма. Конец XII в.—важная веха в истории японского феодализма. Приход к власти дома Минамото и его реформы привели к углублению процесса феодализации. Конфисковав поместья своих противников, Минамото раздал их своим сторонникам. Произошел переход от частновладельческих поместий — сёэн к мелкопоместным денным формам землевла­дения.

В 1192 г. Иоритомо Минамото был провозглашен военным дик­татором — сегуном. Начался так называемый период первого сёгуната.

В 1232 г. при господстве дома Ходзе было издано уложение, которое укрепило роль мелкого военного дворянства — буси, са­мураев. В конце XII и XIII вв. происходит заметное усиление роли самураев. Это связано не только с феодальными междоусо­бицами, но и с нашествием монголов (1274 и 1281 гг.). Поскольку самураи обязаны были воевать за свой счет, то они стали закла­дывать земли и даже продавать их. В 1297 г. появился специ­альный указ, запрещающий самураям эти операции с землей.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 229;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.02 сек.