Способы держать карандаш.
Разрушение предубеждений
Прежде чем перейти к обсуждению техник рисования, я хочу познакомить вас с отношением к рисованию с психологической и физической точки зрения. Когда мы только начинаем учиться рисовать, у нас уже существует мнение о том, что такое рисование и как следует рисовать. Для развития ваших творческих способностей очень важно как можно быстрее отказаться от предвзятых мнений, иначе они постоянно будут мешать вам в работе.
Своих студентов в художественной студии я прошу прежде всего определить свое отношение к средствам рисования. Предположим, что для работы мы выбираем карандаш. Можно рискнуть и попытаться держать карандаш немного иначе, чем обычно. Если отбросить в сторону мысли, что только традиционный способ держать карандаш перекрывает дорогу экспериментам, то возникает вопрос: «Как держать карандаш?» Вы подумаете: «Конечно, существует только один способ!» Нет, есть несколько способов держать карандаш, и каждый из них расширяет возможности при рисовании карандашом.
Если вы будете держать карандаш нетрадиционным способом, то сможете создать рисунки, содержащие множество выразительных штрихов, и сумеете передать напряженность между ними. Можно также необычно наносить штрихи не только карандашом, но и другими средствами рисования, это улучшит технику рисования.
На первом этапе занятий я прошу студентов сделать пробные зарисовки и посмотреть, какие штрихи можно получить, если держать карандаш не так, как обычно. Держим карандаш традиционным способом - этот способ пользования карандашом сильно ограничивает возможности начинающего художника, так как тормозит развитие творческих способностей. Но традиционный способ держать карандаш очень хорош для создания теоретических и технических чертежей, когда нужно контролировать процесс рисования.
Держим карандаш кончиками пальцев — такой способ уменьшает возможности контроля. В таком положении карандаш легко скользит по бумаге, и можно получить совершенно неожиданные штрихи, оживляющие рисунок, который становится более творческим, потому что наши промахи или смещение штрихов положительно сказываются на рисунке.
Держим карандаш как кинжал - этот способ противоположен способу удерживания карандаша кончиками пальцев. Штрихи, проведенные карандашом, более строгие, прямые, агрессивные. В рисунке отражается движение всей руки, а не только кисти и запястья.
Держим карандаш между пальцами ноги - я видел несколько прелестных рисунков, выполненных студентами, которые держали карандаш таким способом. Нужно встать на одну ногу, ни за что не держаться, затем положить планшет на пол, взять карандаш пальцами ноги и начать рисовать.
Собираясь рисовать, воспользуйтесь приведенными примерами. Относитесь к ним как к эксперименту или развлечению - полученные результаты вас приятно удивят.
КАРАНДАШ КАК СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЯ
Мы можем анализировать наши наблюдения различными способами. Одним из способов анализа является использование карандаша не только как средства для нанесения штрихов, но и как средства измерения. Самым эффективным способом является построение сетки, на которую наносится рисунок Такой способ подходит для всех видов рисунков на основе наблюдений, а также для различных объектов рисования, начиная от пейзажа и натюрморта и кончая изображением человеческой фигуры. Для нашего примера я выбрал фигуру, потому что карандаш является наиболее популярным средством для такого вида рисунков. Зайдите в любой класс художественного училища, где пишут с натуры, и вы увидите, как широко студенты пользуются карандашом. Процесс происходит следующим образом.
1. Займите фиксированную позицию для рисования, чтобы иметь постоянное поле зрения, которое не меняется. Это позволяет вам видеть объект из одной и той же точки — это очень важно, если вы хотите, чтобы ваши измерения были точными.
2. Зажмите карандаш в кулаке той руки, которая кажется наиболее удобной, оставляя большой палец свободным, чтобы он мог скользить по карандашу вверх и вниз.
3.
Вытяните руку прямо по направлению к объекту и проводите измерения. Они всегда выполняются по вертикали. Если мы, например, рисуем фигуру, измерения обычно выполняются от макушки до нижней точки подбородка. Закройте один глаз, как вы обычно делаете, чтобы сфокусировать зрение и получить одну точку зрения. Поднимите верхний конец карандаша на уровень макушки, затем перемещайте большой палец по карандашу вниз, пока не достигнете нижней точки подбородка. Таким образом вы установили высоту головы. Повторите эту процедуру по воображаемой вертикали по всей фигуре вниз, используя высоту головы как меру для разделения фигуры. Так вы получите общую высоту фигуры - обычно рост среднего человека от макушки до кончиков пальцев ног равен высоте девяти голов.
4.Можно повторить процедуру, чтобы измерить ширину фигуры. Поверните карандаш горизонтально и проводите измерения в ширину, пользуясь высотой головы как масштабом. Важно помнить, что измерения проводятся только по вертикали или горизонтали - если вы будете измерять под углом, то перекосите фигуру. Руку вытяните прямо перед собой: измерения проводятся из одного положения, чтобы обеспечить согласованность измерений.
5. После получения пропорций фигуры по вертикали и горизонтали перенесите их на бумагу Конечно, на основании выполненных измерений можно получить рисунок «визуального формата», однако обычно такой рисунок оказывается очень мелким, не советую вам его рисовать, пока у вас нет достаточного опыта. Другой способ - получение масштабного рисунка в соответствии с полученными пропорциями. Например, если высота головы при измерении составляет один сантиметр, удвойте ее величину на рисунке, как и каждую измеренную величину.
ПОЗА
Поза, или положение тела, тесно связана с пропорциями тела. От позы непосредственно зависит изменение пропорций. Поза фигуры на рисунке рядом передается направленными линиями, которые определяются углами между частями тела, и соответствующими пропорциями тела. Поза позволяет нам увидеть и выразить форму существующего в пространстве человеческого тела на двумерной поверхности. Линии обычно передают основную динамику позы и обозначают изменившиеся границы основных частей тела. При постановке модели в позу можно руководствоваться самыми разными соображениями, потому что поза может многое сказать о вашем рисунке и о том, что вы хотите выразить через него.
Продолженные линии позы фигуры помогают установить связь с другими объектами изображения. Это еще один способ добиться точности пропорций на рисунке. Линии позы задают также напряженность рисунку.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УГЛЫ
Поза - это наша манера держаться, ома тесно связана с пропорциями фигуры. Как видно на примере, поза передана направлениями линий, которые определяют углы, а соотношение тех углов зависит также от других соотношений тела и изменяющихся углов.
ВЕКТОРЫ АНАЛИЗА
Вот еще один способ достижения точных пропорций на рисунке. Нужно провести линии от одного изображения к другому, чтобы установить связи между ними и другими важными элементами рисунка, для определения их взаимного расположения.
ПОДЛОЖКА «ОКОШКА», ИЛИ РАМКА-ВИДОИСКАТЕЛЬ
Использование «окошка» является удивительным способом создания композиции рисунка и верного размещения объектов в изобразительном пространстве относительно друг друга.
Вырежьте «окошко», чтобы оно соответствовало размерам вашей бумаги. Чтобы все сделать правильно, выполните следующие указания.
Шаг 1. Возьмите лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать, и проведите диагональ из одного угла листа в другой.
Шаг 2. Решите, насколько большим вы хотите сделать «окошко». Например, если вы хотите сделать высоту «окошка» 7,5 см, отложите этот размер вдоль вертикального края бумаги от нижней точки на диагонали.
Шаг 3. Из полученной точки проведите горизонтальную линию до пересечения с диагональю.
Шаг 4. Из точки пересечения двух линий проведите вертикальную линию до нижнего края листа бумаги. Прямоугольник с высотой 7,5 см, образованный этими отрезками, имеет соотношение сторон такое же, как у листа бумаги.
Шаг 5. Измерьте размеры сторон полученного прямоугольника и нарисуйте подобный прямоугольник в центре «картонки», а затем вырежьте «окошко» для «просмотра» композиции.
Шаг 6. Далее разделите края подложки и прямоугольника на бумаге на 8 частей: сначала на две, затем каждую вторую часть еще надвое, затем каждую четвертую часть еще надвое. Я видел, как некоторые студенты натягивали на «окошко» хлопчатобумажную нить для получения сетки.
Если вы сделали это, нарисуйте на бумаге соответствующую сетку линий. Поставьте «окошко» вертикально и выбирайте композицию. После этого очень легко перенести то, что вы видите в «окошке», на бумагу.
Рисунки карандашом
КАРАКУЛИ - ПЕРВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИДЕИ
Не следует считать, что каракули, которые человек непроизвольно и бесцельно рисует, ничего не значат и не представляют никакой ценности. На самом деле они очень важны, иногда художники находят эти бессмысленные рисунки своих коллег поистине прелестными. Подобные рисунки являются результатом бессознательного творческого процесса. Обычно их рисуют пером или карандашом, и они являются порождением наших размышлений. Например, многие из нас что-то чертят или рисуют на собраниях — это помогает нам преодолеть скуку подобных мероприятий. Бессознательное рисование позволяет погрузиться в собственный мир. Мы непроизвольно что-то рисуем, когда звоним по телефону, используя телефонную книгу как блокнот. Мне кажется, что в этих набросках зарождаются идеи, поэтому будем считать их исканиями.
ПЕРВЫЕ МЫСЛИ ПОСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Мысли художника, которые возникают сразу после того, как он увидел что-то интересное и запечатлел эти наблюдения, - первая реакция, которая дает толчок дальнейшим размышлениям. Большинство художников постоянно носят с собой блокнот: он позволяет фиксировать отдельные аспекты наблюдений, включая пейзажи, портреты, фактуру, архитектуру, природу, свет, атмосферу и т. д. Блокноты и альбомы художников просто поражают. Если полистать их, то в них можно обнаружить и развитие новых идей, и отклики на увиденное и заинтересовавшее художника. Загляните однажды в альбомы Тернера, и вы поймете, какую богатую информацию они содержат.
ПЕРВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИДЕИ
Многие идеи возникают у художника и дизайнера, потому что они, испытав зрительное потрясение, зафиксировали увиденное в альбоме. Но в альбомах художников и дизайнеров тысячи постоянно меняющихся набросков, в которых отражается развитие идей. Например, у приступившего к работе дизайнера под влиянием мнения заказчика возникают определенные идеи и образы. Но до того как принять окончательную форму, они проходят стадию набросков, которые фиксируются в альбомах и блокнотах. Даже если сейчас они не пригодятся, их можно будет использовать позднее. Это визуальная информация, она не просто важна сама по себе, но и способствует пробуждению новых идей.
КОМПОЗИЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Когда мы становимся более опытными, то понимаем, как надо строить композицию. Начинающий же художник неизменно интуитивно помещает объекты в середину картины, будь то натюрморт, портрет или картина другого жанра. В 90 случаях из 100 такая композиция ошибочна: слишком много места отдается фокусной точке, в результате глазу не на чем зацепиться на оставшейся части изобразительного пространства. Такая успокаивающая, избитая композиция неинтересна для зрителя. Мы стремимся научить вас пользоваться твердыми карандашами для создания объектов, которые, располагаясь на картине относительно друг друга, создают хорошую композицию.
Иногда динамика движения на плоскости возникает непроизвольно, но гораздо чаще она усиливается художником. Когда вы видите работающего художника, который отступает от картины, вытягивает руку в сторону своей работы и наклоняет голову набок, вам кажется, что все это каким-то образом влияет на изображение. И это правда, потому что так внешне проявляется работа художника над композицией картины.
Ритм явно существует в музыке, танце, в литературном произведении. Ритм как бы связывает произведение искусства в единое целое. В рисунке или живописном полотне мы тоже можем создать ритм, позволяющий гармонично переходить от одной точки композиции к другой. Ритм проявляется в тоне, цвете и штриховке, но здесь мы говорим о ритме, выражаемом в форме.
ПОРЯДОК И РАВНОВЕСИЕ
В каждой картине существует несколько напряженных противостоящих точек, которые уравновешивают друг друга, так что в конце концов создастся изобразительный порядок. Он определяется композицией. Если посмотреть на большинство классических произведений искусства, особенно на пейзажи Пуссена или Клоде, вы обнаружите эти элементы композиции.
ДВИЖЕНИЕ
Нельзя не подчеркнуть важность движения в изобразительной плоскости. Форма и другие изобразительные элементы помогают нам передать движение. Художник привлекает внимание к картине: зритель скользит взглядом по полотну, останавливается на одной точке, затем снова окидывает взглядом всю картину, задерживает на чем-то взгляд, затем отводит его от полотна. Большинство зрителей не отдают себе отчет в том, что, в течение нескольких секунд глядя на картину, они приобщились к искусству.
Разумеется, существует много других способов, помимо движения, которыми художник, сознательно или бессознательно, позволяет нам понять его произведение. Можно создать не только упорядоченную гармонию и движение в изобразительном пространстве, но и достичь противоположного эффекта, особенно если вы хотите добиться экспрессивности в композиции.
Как начинающие художники, мы стремимся рисовать объекты изолированно от других предметов и в свободном пространстве, поэтому кажется, что наши объекты плывут в изобразительной плоскости. Чтобы идентифицировать объекты, которые должны что-то говорить зрителю, они должны быть композиционно оформлены. Художник должен создавать фон вокруг объектов, а не пытаться представить изолированно форму отдельных объектов.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ТВЕРДЫМИ КАРАНДАШАМИ
В этом разделе мы представляем несколько упражнений, которые позволят вам практически использовать все твердые карандаши. Как мы уже говорили, твердыми карандашами наносят тонкие четкие линии. Мы покажем, как эти линии могут передавать ваши идеи, чувства и наблюдения.
Сначала нужно выполнить несколько упражнений, чтобы обрести навыки и посмотреть, чего можно достичь с помощью твердого карандаша. Во многих случаях эти упражнения напоминают разминку спортсменов перед соревнованиями. Упражнения дают нам возможность расслабиться и сосредоточиться на том, что мы будем делать.
Следующий этап — экспериментирование с формой, пространством и композицией в изобразительной плоскости. Это поможет понять, как строить композицию. Частью композиции являются гармония, равновесие, ритм и движение. Наша задача - понять, как они изменяют способность глаза охватывать пространство картины, как благодаря им можно объяснить картину наиболее полным способом. Наконец, мы выясним природу чертежей и рисунков, выполненных в перспективе. Мы покажем, как можно овладеть этими способами изображения.
МАТЕРИАЛ: КАРАНДАШИ 6Н, 5Н, 4Н
Вы увидите, что штрихи и линии, проведенные всеми этими карандашами, весьма похожи. Их тонкие линии подходят для точных чертежей, например для архитектурных планов. Лично я не стал бы пользоваться этими карандашами для нанесения тона, потому что
с их помощью можно добиться лишь ограниченной контрастности. Однако это мое личное мнение. В искусстве не существует твердых постоянных правил, и если, работая этими карандашами, в целом вы достигнете поставленной цели, рисуйте ими
.
МАТЕРИАЛ: КАРАНДАШИ ЗН, 2Н, Н И НВ
Начиная экспериментировать, вы заметите, что штрихи, проведенные этими карандашами, дают более насыщенный тон, чем штрихи, полученные карандашами, рассмотренными выше. Этими карандашами, с одной стороны, можно наносить очень точные линии, а с другой, сделав штрихи более тяжелыми, придать больше живости и экспрессии рисунку. Они - идеальное средство для фиксации ваших первых мыслей и создания рисунков, которые вы делаете машинально, думая о чем-то своем.
контур и ОБЪЕМ
В этом разделе мы рассмотрим свойства плоских фигур и попробуем из фигур создать объемную форму. Плоские фигуры лежат в изобразительной плоскости, они не имеют пространственного значения, пока мы не свяжем их с другими фигурами композиционно. Рисование квадратов, кругов, треугольников, прямоугольников - очень полезное упражнение. Также полезно попытаться из фигуры на плоскости создать объемную форму. Интересно посмотреть, как круг превращается в сферу, треугольник - в конус, прямоугольник - в цилиндр. Такие упражнения очень важны для начинающего художника.
ПЛОСКАЯ ФИГУРА
Плоская фигура - чрезвычайно важный элемент композиции. На с. 39 мы видим рисунок Малевича, на котором равновесие порядка, гармонии ритма, движения и пространства в плоскости изображения передается фигурами. Композиция, которая является структурным элементом каждой большой картины, хорошо видна на этом рисунке. Можно сравнить рисунок Малевича с картиной Жерико «Плот Медузы». В основе композиции обоих полотен треугольник, который приковывает взгляд к верхнему краю картины. Остальные детали картин «привязаны» к этому треугольнику, который «держит» всю картину. Другие элементы на полотнах «вращаются» вокруг основной композиционной фигуры и помогают нам скользить взглядом по изобразительному пространству снизу вверх, справа налево. Такая композиция позволяет нам проникнуться надеждой и просветлением, когда взгляд скользит вверх, тогда как при взгляде вниз мы испытываем отчаяние и опустошенность. Можно создать на картине пространство, передающее движение в изобразительной плоскости. Это достигается градацией контуров и значимостью штриха. Пространство строится путем наложения контуров, создающих ощущение отдаленности.
Следующим примером является рисунок Миро. В основе композиции ряд плавных органических фигур, создающих ощущение фактуры. Миро позволяет нам испытать совершенно иные чувства. Его контуры скорее напоминают фантастический сон, пространство увеличивается и как бы расширяется благодаря органическим фигурам и ощущению фактуры.
Материал: карандаши 6Н, 5Н, 4Н, ЗН, 2Н, Н и НВ
Теперь рассмотрим плоские фигуры не с точки зрения изобразительности, а как элементы, создающие напряженность на бумаге. Сущность композиции заключена в соотношении фигур, через которое проявляется гармония, равновесие, ритм, движение и привлечение пространства. Они «держат» рисунок и создают динамику, которая необходима в композиции для выражения идеи. Взаимосвязи между фигурами являются ключом к созданию хорошего рисунка. В приведенных набросках мы будем развивать эти взаимосвязи.
Каждая фигура сама по себе лежит в изобразительной плоскости, пока мы не свяжем ее с другими фигурами композиционно. Всегда полезно потренироваться в изображении квадратов, кругов, треугольников, прямоугольников и других фигур.
Полезно поупражняться в том, чтобы превратить плоские фигуры в объемные формы: так, круг становится сферой, треугольник — конусом, прямоугольник — цилиндром. Нужно понять свойства плоских фигур и объемных форм и возможности их использования для создания композиции. Если у вас нет чувства формы, вы не сможете создать законченный рисунок.
КОМПОЗИЦИЯ: НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Мы копировали рисунки Малевича и Миро, рассматривая примеры позитивной композиции, рисуя очертания фигур и размещая их так, чтобы они создавали определенный эффект. Другим способом понимания расположения фигур на плоскости является анализ пространства вокруг объектов, которое называют негативным. Его анализ - эффективный способ выявления существующих связей между объектами на рисунке.
Дата добавления: 2017-02-01; просмотров: 27889;