ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Еще одну возможность провести анализ игр дает так на­зываемый драматический треугольник, созданный транс­аналитиком Карпманом, который изучал, за счет чего со­здается напряженность в театральных драмах. При этом он установил, что классическими ролями являются роли жертвы, преследователя и спасителя. Смена ролей, напри­мер жертвы на преследователя, и вызывает напряжен­ность или создает драматизм.

Положив в основу это наблюдение, Карпман разработал драматический треугольник для анализа психологических игр. Здесь анализируются отдельные роли, которые берут­ся исполнить игроки.

Драматический треугольник может создать поначалу впечатление, что в игре должны участвовать три человека. Но это не так. В большей степени в этом треугольнике изу­чаются игровые роли одного и того же человека, который может исполнять роль спасителя, преследователя или пе­реходить от одной роли к другой.

Важным элементом человеческого общежития являет­ся то, что люди помогают друг другу, поддерживают. Обычно налицо соглашение — один человек недвусмысленно просит ему помочь, а другой готов оказать эту помощь. Таким образом, осуществляется открытая, прямая комму­никация, которая не завершается неприятными чувства­ми. Но бывает и так, что вы что-то делаете для человека, который сам в состоянии это сделать (если ему не помеша­ют какие-то чрезвычайные обстоятельства), но использует вас бессознательно через игру, рассчитывая на вашу под­держку. Одна часть вашего существа отдает себе отчет в том, что он сам вполне может выполнить эту работу, а дру­гая говорит, что вы должны ему помочь. Так образуется внутренний раскол и возникает нехорошее чувство. Важ­ным дополнительным моментом является то, что человек, нуждающийся в помощи, не просит об этом прямо. Это чувствуется только на скрытом уровне. В этом особенно ярко проявляется манипулятивный характер психологи­ческой игры. Графически драматический треугольник вы­глядит так (рис. 18).

Давайте проанализируем описанную ранее ситуацию, используя драматический треугольник. Господин Шуль­це — жертва приходит к Мюллеру. Мюллер занимает позицию спасителя, чтобы помочь ему в его проекте. Потом он меняет свою роль на преследователя. (Ну, заканчивайте же, господин Шульце! Вы же видите, что я должен уходить. Сколько еще мы будем говорить?) В это же время госпо­дин Шульце покидает комнату, оставаясь в роли жертвы.

Психологические игры имеют манипулятивный харак­тер. Поэтому я постоянно слышу: "Не надо рассказывать мне, что господин Шульце делает это ненамеренно. Это случается всегда именно в тот момент, когда господин Мюллер собирается уходить". И все же господин Шульце манипулирует не преднамеренно. Игра проходит без уча­стия сознания, присущего состоянию взрослые-я, она всег­да носит бессознательный характер. Но если вы рассматри­ваете психологическую игру как нечто, направленное лич­но против вас, для вас практически невозможно не вклю­читься в нее.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 270;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.