Основные строительные конструкции и материалы


В готике применялись самые разные строительные материа­лы. Для жилых и хозяйственных построек часто использовалось дерево —• в виде каркасных (фахверковых) конструкций. В странах с традиционным применением дерева (Англии) из него строи­лись многие культовые и гражданские здания.

Наиболее характерным для готики материалом был камень — отесанный и бутовый. Из него выкладывали не только камен­ные устои и тонкие прочные нервюры сводов, но и вырезали бо­гатейший скульптурный декор фасадов, тонкие ажурные пере­плеты окна-«розы».

Каменные стены обычно штукатурились изнутри, а иногда и снаружи.

В областях с недостатком камня (Польша, Северная Герма­ния), развивалось строительство из кирпича. В этих странах про­изводился фасонный кирпич для кладки профилированных пи­лонов, окон и «роз» (круглых окон).

На севере использовался кирпич. Борьба за облегчение кон­струкций и экономию материала была направлена на выявление сил распора и умение управлять ими.

Каркасная система нервюрных сводов (рис. 35) позволяла от­казаться от массивных стен и сохранить для уравновешивания вертикальных усилий только прочные устои под пятами сводов, а для погашения горизонтального распора использовать систе­му «контрфорсыаркбутаны», вынесенную за пределы здания (рис. 36).

В готике преимущественно применялись стрельчатые своды, устраиваемые по гуртам и нервюрам. Нервюры появились еще в поздний романский период. Их выполняли из камня и по ним делали опалубку свода. Пучки нервюр опирались на колонны или столбы.

Детали интерьера и фасадов (оконные проемы, дверные об­рамления) выполнялись также стрельчатого очертания. Оконные проемы заполнялись цветными витражами. «Розы» имели сна­чала простой каменный переплет, а позже — более сложный свин­цовый. Но главным украшением являлся сложный причудливый рисунок нервюр.

Опираясь на городские самоуправленческие органы и като­лическую церковь, король объединяет всю территорию Франции

 

 

и получает неограниченную власть. Поэтому многие сооружения возводятся по заказу короля.

С завоеванием самоуправления строятся здания городского совета — ратуши, при них создаются ансамбли общественных центров, куда собор мог не включаться. В этом случае возника­ло два градообразующих центра — культовый и общественный.

Культовое строительство отходит на второй план, зарождается светская архитектура. Городские соборы используются не толь­ко для проведения служб, — в них проводятся собрания старей­шин города, заключаются торговые сделки. На соборных площадях устраиваются не только суды инквизиции, но и маскарады, те­атральные представления.

В композиции интерьеров храмов в период готики главное значение уделялось центральному нефу, пронизанному мерца­ющим светом сверху, в котором каменные формы как бы осво­бождались от оков земного и стремительно взлетали вверх. Боль­шое значение придается скульптуре. Она используется как внутри здания, так и снаружи. Увеличивается высота центрального нефа, ширина пролетов достигает 30 метров, высота боковых башен —

 

150 метров. Несущие стены заменяются свободно стоящими стол­бами и ребрами сводов.

Стиль готики в своем развитии проходит несколько этапов: Ранняя готика XII—XIII вв.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2620;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.