Основные типы данных
Структура программы на Паскале
В классическом варианте языка Паскаль программа имеет следующую структуру:
Заголовок;
Блок описаний;
Блок операторов.
Заголовок имеет следующий вид:
program <имя программы>;
Имя программы должно начинаться с буквы (латинской) и содержать до 8 символов (латинские буквы, цифры, символ подчеркивания).
Заголовок заканчивается точкой с запятой. В языке Паскаль этот символ есть универсальный разделитель, отделяющий друг от друга, в частности, разделы програмы, разделы описаний, операторы.
В блоке описаний приводятся описания всех программных объектов, участвующих в данной программе. Такими объектами могут быть:
§ метки (описание начинается со служебного слова label);
§ константы (описание начинается со служебного слова const);
§ нестнадартные типы (описание начинается со служебного слова type);
§ переменные (описание начинается со служебного слова var);
§ функции и процедуры (описание начинается со служебных слов function и procedure);
Блок операторов начинается со служебного слова begin и содержит операторы программы, разделенные точкой с запятой. Заканчивается блок операторов служебным словом end с точкой.
Основные типы данных
Каждый тип даных определяет множество допустимых значений. Некоторые типы в языке присутствуют изначально:
Тип integer. Числовые целочисленные значения в диапазоне от –32768 до 32767.
Тип real. Вещественные (действительные) числа в диапазоне от до .
Тип char. Символы (буквы латинские и русские, прописные и строчные, цифры, значки), которые имеются на клавишах клавиатуры.
Тип boolean. Логический тип. Только два возможных значения: true (истина) и false (ложь).
В языке Паскаль требуется, чтобы каждая величина была приписана к некоторому типу. Типы констант распознаются по их написанию (число без десятичной точки – целый тип, число с десятичной точкой – вещественный тип, символ, взятый в апострофы – символьный тип). Типы переменных указываются при их описании. Например:
var i,j:integer;x,y:real;
(i, j – целые, x, y – вещественные числа).
3. Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения.
Оператор присваивания (знак :=) записывается следующим образом:
<имя переменной>:=<значение>
Слева от знака := стоит одиночная переменная, справа может стоять выражение соответствующего типа.
Выражение представляет собой величины, связанные операциями и функциями.
Основные операции языка Паскаль:
Операция | Тип операндов | Тип результата |
+, –, * | integer | integer |
+, –, * | real | real |
/ | integer, real | real |
div, mod | integer | integer |
and, or, not | boolean | boolean |
>, >=, <, <=, =, <> | integer, real, char, boolean | boolean |
Операции различаются по своему приоритету. Операции более высокого приоритета исполняются раньше операций низшего приоритета. Имеются четыре группы операций различного приоритета (от высшего к низшему):
1. not;
2. *, /, div, mod, and;
3. +, –, or;
4. >, >=, <, <=, =, <>.
При необходимости изменения порядка исполнения операций, принятого в соответствии с приоритетом, используются круглые скобки. Выражения, написанные в скобках, исполняются вне очереди.
Кроме операций на языке Паскаль имеются еще стандартные (встроенные) функции:
Функция | Тип аргумента | Тип результата | Описание |
abs(x) | integer | integer | |
abs(x) | real | real | |
sqr(x) | integer | integer | |
sqr(x) | real | real | |
sqrt(x) | real | real | |
sin(x) | real | real | sin x |
cos(x) | real | real | cos x |
arctan(x) | real | real | arctg x |
exp(x) | real | real | |
ln(x) | real | real | ln x |
odd(x) | integer | boolean | нечетность |
round(x) | real | integer | округление до ближайшего целого |
trunc(x) | real | integer | округление путем отбрасывания дробной части |
ord(a) | любой дискретно-упорядоченный | integer | порядковый номер |
chr(n) | integer | char | восстанавливает символ по порядковому номеру |
succ(a) | любой дискретно-упорядоченный | он же | следующий по порядку |
pred(a) | любой дискретно-упорядоченный | он же | предшествующий по порядку |
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1064;