Органическая модель


Третья теория – органическая, это попытка увидеть в городе живой организм. Органическая теория значительно моложе первых двух, хотя и насчитывает уже пару столетий. Она возникла в XVIII – XIX веках на гребне бурного развития биологии в трудах Эрнста Геккеля, который посвятил их исследованию отношений живых организмов со средой обитания. Он впервые ввел в научный обиход понятие «Экология», от греческого «oikos» – дом, жилище, местопребывание, соединенное с «логия» – наука об отношениях, позволяет увидеть и такой смысл: дом как оплот, защита от вторжения, сохранение. Отсюда – организация «строений» как внешнее проявление внутренней организованности, как суть организации городской системы.

Если город признать живым организмом, то у него должны быть характерные признаки, отличающие живые существа.

При всем многообразии существующих определений понятия ГОРОД, мы утверждаем определение: город как процесс, протекающий в пространственной среде, где доминирующую роль играет деятельность населения и места концентрации этой деятельности, а также связи между ними, дает нам право попытаться выявить общие признаки города и живого организма.

Подробный анализ проведен на примерах моделирования сложных систем, в книге «Город. Модели и реальность»,1994 г., преамбулой которого послужила следующая предпосылка. Если на пороге XX в. казалось, что ключевой темой многих областей познания служили изменчивость, многообразие, динамичность, то в последующие времена такой темой стали общность и сходство.

Рассмотрим важнейшие признаки общности городских моделей и живых организмов:

- признак 1 о несводимости целого к совокупности составляющих его частей (город не является простым множеством независимых домов);

- признак 2 о взаимоотношении организма с внешней средой (город не существует в отрыве от своего окружения);

- признак 3 об иерархичности организации (вся жизненная среда человека – непрерывный ряд все усложняющихся поселений и связей);

- признак 4 – целостность функциональных компонентов (организация функциональных подсистем);

- признак 5 – многофункциональность компонентов системы (организация движения транспорта, пешехода и др.);

- признак 6 – целенаправленность – развитие, эволюция, адаптация (рост, развитие, реновация городской среды).

Действительно, шесть признаков, подтверждающих общность и сходство живых организмов и функционирование городской системы и позволяющих сравнивать и анализировать организацию, функции и структуру моделей города и живого организма.

Главное в органической теории – это представление о городе как о целостном организме, совокупности множества функций, элементы которого находятся в постоянной взаимосвязи. Поселение, в котором форма и процессы нерасторжимы, каждый отдельный элемент (район или «община») считаются обособленной социальной и пространственной единицей и четко отделены от других функциональных элементов.

Если отказаться от простейших ассоциаций: улицы – артерии, парки – легкие, коммуникации – нервы, городской центр – сердце, то главные положения органической теории оказали весьма значительное влияние на современную градостроительную науку.

Они послужили идеями для создания концепции почти всех новых городов; городов-спутников в системе агломераций.

Из органической теории вышли идеи микрорайонирования и функционального зонирования городов.

Радиальная система организации города наибольшим образом подтверждает общность природы организма и города. Действительно, нарастание колец-магистралей с ростом города, в какой-то мере напоминает возрастные кольца дерева.

Наконец, концептуальная основа свободной планировки, сочетание открытых пространств с застроенными, дифференциация путей движения также является конструктивными результатами идей органической теории.

Органическая модель получила воплощение в строительстве новых городов в послевоенной Англии, в идеях городов-спутников Лондона (работы Патрика Аберкромби), США, финском городе Тапиола, городах-спутниках Москвы, Стокгольма и мн. других. Интересно сравнить три важнейшие градостроительные концепции: космическую – утверждение вечного порядка на земле, механическую – город-машина, где целеустремленный рационализм проступает во всех деталях и органическую – город – живой организм, где логике и функциональной организации сопутствуют чувства, привязанности и образы, создаваемые проектом и городским жителем.

Не отказываясь от очевидных преимуществ механической концепции, когда речь идет о быстром и беспристрастном распределении пространства (как в двух-трех мерной, так и в линеарной форме), потоков людей, транспорта и капитала, все же трудно представить себе жизнь в этих поселениях.

К. Линч анализируя «лучезарный город» Лe Корбюзье или Паоло Солери, воплотивших концепции города-механизма, пишет: «Свойственная им расчлененность, чрезмерная упрощенность и надменный эстетизм работающего механизма мгновенно отталкивает, стоит представить себя действительно живущими в этих «идеальных» поселениях. Они опираются на концепцию города, которая в конечном счете совершенно фальшива».

Органическая модель меньше повлияла на строительство городов, (возникнув только на рубеже XVIII – XIX столетиях) чем первые две, однако сегодня не существует другой более значимой градостроительной концепции, фундаментальные идеи которой, служат для обучения, исследования и проектирования городов.

Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров,иллюстрирующих органическую модель, можно признать ранние хорошо известные генеральные планы Москвы – 1739 г. и 1775 г. рис.4, 5

Известно, что города возникли гораздо раньше чем первые тексты о них. Источниками знаний служили мифы, археологические раскопки, упоминания в библии.

Развитие городов связывают с развитием цивилизации. Каждый новый виток её – одомашнивание животных и растений, изобретение колеса, появление письменности и словаря литературного языка, реалистического искусства, новых ремесел и технологий, – сопровождался бурной градостроительной деятельностью. Город тщательно планировался, чтобы усилить чувство почтения к правителю. Возникшая социальная пирамида диктовала распределение городских земель и определяла планировочное решение.

Рис. 4. г. Москва в XVIII столетии, 1739 г.

Рис. 5. Проект реконструкции Москва 1775 г. План, «конфирмованный» Екатериной II

 

Рассмотрение древнейших градостроительных концепций – космической и механической не имело бы большего смысла, если бы не влияние их на последующие периоды городского строительства. Речь пойдет о становлении городского плана, социального зонирования территории городов в период, начиная со средневековья и до времен промышленного бума начала XIX века. На самом деле, это этап зарождения и развития почти всех крупнейших, средних и малых европейских городов. Он хорошо изучен и стал уже хрестоматийным. Однако, интерес представляют закономерности формирования пространства и дальнейшего развития средневекового города в различных географических условиях.

 

 

Лекция 3



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 128;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.