Падение локально плоской квазимонохроматической волны


на случайную поверхность Кирхгофа

Тогда - вектор рассеяния. Разложим на нормальную и скользящую компоненты. Падающую волну можно считать локально плоской [ 1 ]:

( 29.5)

а отраженное поле и его нормальную производную связать с и соотношениями:

(29.6)

Условия (29.6) для локально плоской волны, падающей на плоскую поверхность, приближенно справедливы в соответствии с принципом Кирхгофа. Здесь – локальный амплитудный коэффициент отражения, вообще зависящий от угла падения излучения на случайную поверхность ξ и являющийся случайной величиной. Но в случае крупных и пологих неровностей можно принять и перейти в вычислении обратно рассеянного поля по формуле Грина (29.2) к интегрированию не по случайной , а по детерминированной поверхности (т.н. подстилающей [1]), что позволяет считать локальный коэффициент отражения , отвечающей зеркальному отражению , не случайной, а детерминированной величиной. Поскольку френелевские коэффициенты отражения в пределах углов до 20˚ меняются медленно [ 2 ], это приближение оправдано. Для средней интенсивности случайного поля:

(29.7)

имеем [ 1 ]:

(29.8)

Здесь R – расстояние от точки наблюдения до поверхности интегрирования, а штрихованные величины относятся к точкам подстилающей поверхности z = 0. В (29.8) появляется функция , определяемая двумерной характеристической функцией с фурье-образом и одномерными и :

(29.9)

Очевидно, Р=0 при (при этом и становятся некоррелированными). Это позволяет разложить показатель экспоненты в (29.8) в ряд Тейлора по с точностью до линейных членов, а перед экспонентой записать . Тогда (29.8) превращается в следующее выражение:

(29.10)

где обозначено:

,

а величина

(29.11)

имеет смысл дифференциального сечения рассеяния. В приближении крупных неоднородностей основной вклад в (29.10) даст область малых ξ. Тогда:

(29.12)

 

Предположим, что неровности однородны, изотропны и распределены по нормальному закону (это предположение носит общий характер [1] ):

(29.13)

Изотропность означает зависимость коэффициента корреляции только от модуля вектора . Тогда в формуле (29.13) можно разложить в ряд Тейлора и пренебречь единицей по сравнению с экспонентой ( ).

Получим:

(29.14)

Подстановка ( 29.14) в (29.11) дает:

(29.16)

Перейдем к характеристической функции случайных наклонов поверхности ξ, описываемых вектором:

(29.17)

Здесь - поперечный оператор Гамильтона.

Эта функция имеет максимум при =0 (наиболее вероятная ориентация элементов неровностей поверхности – параллельно подстилающей поверхности z = 0). Используя выражение для [1]:

(29.18)

Сравнивая (29.18) и (29.16), видим, что

Вторая производная от коэффициента корреляции, входящая в (29.18) выражается через радиус корреляции [1]:

Тогда принимает простой вид:

а дифференциальное сечение рассеяния:

Выразим σ через угловые параметры, удобные для экспериментатора (см. рис.29.1). Если β – угол падения первичной волны на подстилающую поверхность, θ – угол между вектором рассеяния и нормально к той же плоскости, то , , .

Тогда имеем:

(29.19)

Отличие функции от 1 в пределах угла θ<=20˚ не превышает 2,2%. Для интересующих нас случаев этим отличием можно пренебречь и считать:

(29.20)

Формула (29.20) возвращает нас из статистической радиофизики в классическую оптику: случайно распределенные на неровной поверхности зеркала аналогичны ламбертову диффузному отражению. Поставим в соответствие величине σ эффективный коэффициент отражения rэфф . Для одной поверхности, как видно, rэфф не зависит явно от параметров неровностей. Расчет rэфф , учитывающий последовательное прохождение волной многих аналогичных поверхностей, требует записи френелевского коэффициента отражения в виде [2]

(29.21)

Здесь n – действительная часть показателя преломления, - мнимая его часть, связанная с коэффициентом поглощения среды d соотношением [2]

(29.22)

Если рассматривать случайно отражающую поверхность Кирхгофа как совокупность плотно упакованных полусфер со средним радиусом , то пренебречь зависимостью локального амплитудного коэффициента отражения от угла падения на поверхность, вообще говоря, нельзя. Возможный алгоритм расчета может быть построен на модели «дисперсной среды», где шарики заменяются цилиндрами, а промежутки между цилиндрами считаются поглощающими. Если смотреть на поверхность нормально к подстилающей плоскости, то нетрудно определить долю промежутков :

(29.23)

В (29.23) обозначено:

- число промежутков в кольцевом «пояске», средний радиус которого равен j (радиус каждого из кругов );

- площадь одного промежутка;

Sj – площадь всех кругов в j – м кольцевом пояске.

Пользуясь для коэффициента отражения от одной поверхности Кирхгофа формулой (29.20) с учетом (29.23), построим процедуру вычисления общего коэффициента отражения от многослойной среды следующим образом:

(29.24)

В числителе (29.24) стоит ряд, каждый член которого строится следующим образом:

1. Согласно (29.20) и (29.23) находится коэффициент отражения верхней поверхности и определяется интенсивность принятого датчиком излучения .

2. Вычисляется полное сечение рассеяния верхней поверхности в обратную полусферу.

3. Вычитая из I0 полные потери излучения за счет отражения согласно п.2, найдем интенсивность прошедшего через эту поверхность внутрь излучения. При этом учтем поглощение в слое среды толщиной . Тем самым найдем интенсивность излучения, падающего на следующую поверхность Кирхгофа.

4. После вычисления падающей на следующую поверхность (согласно п.3) интенсивности I1 вся процедура пп.1-2 повторяется. При этом определяется интенсивность излучения, отраженного следующей поверхностью.

5. Для нахождения Iобр1 найденная по п.4 интенсивность уменьшается за счет отражения на верхней поверхности с коэффициентом, найденным по п.1, за счет поглощения и за счет расходимости при прохождении расстояния от верхней поверхности до торца датчика (если торец датчика не примыкает непосредственно к поверхности).

6. Вычитая из I0 полные потери (аналогично п.2) на обеих поверхностях, найдем интенсивность излучения, найдем интенсивность излучения, падающего на следующую отражающую поверхность, и т.д.

Повторяя аналогичную процедуру вычисления применительно к последующим слоям, прекратим процесс тогда, когда изменение r* за счет учета очередного слоя окажется меньше заданной точности вычисления. Для практических целей в большинстве случаев вполне достаточна точность порядка 1%, часто даже 10% (в биомедицинских измерениях, как правило, плохая воспроизводимость результатов и действует множество артефактов). Отметим, что только построение подобного вычислительного алгоритма дает возможность проследить зависимость коэффициента отражения от размера неровностей на поверхности Кирхгофа, поскольку однослойный коэффициент rэфф от σε явно не зависит. Конкретизация расчета упирается, тем самым, в предварительные измерения оптических характеристик биосреды (показателя преломления и коэффициента экстинкции), а также в морфологию, позволяющую хотя бы оценочно определить характерное расстояние между модельными слоями, принимаемое равным среднему масштабу неоднородности.

 

Литература к главе 29.

1. С.М. Рытов, Ю.А. Кравцов, В.И. Татарский. Введение в статистическую радиофизику. Часть II. Случайные поля. – М.: Наука, 1978, 464 с.

2. М. Борн, Э. Вольф. Основы оптики. – М. Наука, 1973, 720 с.



Дата добавления: 2017-01-26; просмотров: 768;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.049 сек.