ИСКУССТВО СТАРОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА


В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Ак­када прекратило своё существование, после того как в его пределы вторг­лось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII в. до н. э. на­зывают старовавилонским, поскольку самым важным политическим цент­ром Междуречья в то время стал Ва­вилон. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после жесто­кой борьбы вновь создал на этой территории сильное централизован­ное государство — Вавилонию.

Старовавилонская эпоха считает­ся золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

 

Стела вавилонского царя и основателя государства Хаммурапи запечатлела текст его двухсот сорока семи зако­нов, записанных клинописью. Этот самый древний из из­вестных сборников законов был обнаружен французскими археологами в 1901 г. при раскопках в городе Сузы, сто­лице древнего Элама.

Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э.

Лувр, Париж.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.



Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 3427;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.