Птицы и млекопитающие лугов


На лугах можно встретить всё тех же позвоночных, что и на полях, но ряд видов, несмотря на общую пестроту фауны, особенно характерен для лугов. Они здесь составляют фон и при экскурсиях сразу обращают на себя внимание.

На высоких метёлках конского щавеля среди лугов постоянно видишь лугового чекана(Saxicola rubeira). Это небольшая (меньше воробья) птичка с чёрно-бурым пестроватым верхом и рыжеватым низом. Крылья, хвост и щёки темнобурые, но на плечах видна широкая белая полоска, а над глазом – беловатая бровь. Самка окрашена сходно с самцом, но все тона у неё заметно бледнее. Потревоженные чеканы с негромким криком «хи-чек-чек» перелетают низко над травой, присаживаются на высокие стебли, то поодаль в стороне, то впереди идущего человека, провожая его так до границы гнездового участка.

Точно так же присаживаясь на высокие стебли, перелетает по широким приречным лугам овсянка-дубровник(Emberiza aureola) – птица немного крупнее лугового чекана с лимонно-жёлтой грудью, через которую проходит темнокоричневая поперечная полоса. Прилетая довольно поздно, в первых числах июня, самцы подолгу распевают, сидя на высоких куртинках травы; их звучная четырёхколенная песня переменяется слогами «хилю-хилю, хили-хили, тили-тили, чью-чью...».

Не менее обычна на лугах и в большинстве мест очень многочисленна жёлтая трясогузка (Motacilla flava). Это стройная птичка с чисто жёлтой грудью, зеленоватой спинкой, сероватой с голубым отливом головой и с длинным качающимся хвостом. Она обычно перелетает ныряющим полётом с макушки на макушку высоких луговых трав, издавая короткий, звучный выкрик «псюйльи...». Песню самцов, состоящую из быстрого щебета, можно услышать лишь в первой половине мая, вскоре после прилёта. Во второй половине лета обычны кочующие выводки жёлтых трясогузок держащихся по сенокосам, где они собирают обильных насекомых.

В начале лета всю ночь и нередко также утром и вечером слугов доносится крик коростеля(Сгех сгех). Его монотонный повторяющийся, скрипучий, как бы крякающий голос – неотъемлемаяпринадлежность июньских ночей. Крик коростеля слышитсято громче,то слабее, и трудно бывает сказать, накаком расстоянии находится птица. Это впечатление вызвано тем, что коростель во время крика вытягивает вперёд шею и поворачивается в разные стороны, почему голос и звучит с различной силой. Увидать коростеля весьма трудно он неохотно взлетает, но хорошо бегает в траве. В конце августа начале сентября коростели покидают луга, улетая на зимовку пешком.

На выпасах скота или сырых кочковатых лугах, особенно если они граничат с полями, часто бродят чибисы(Vanellus vanellus). Кулики размером с галку, с чёрным верхом и грудью и белым брюшком. Они быстро бегают между кочками, временами замирая в одном месте, когда хорошо виден их тонкий, вздёрнутый кверху хохолок. При приближении человека к колонии чибисов птицы взлетают и с пронзительным, гнусным, надоедливым криком «чьи-вы, чьи-вы...» кружатся над головой. Полёт у чибисов сильный, птица может круто подниматься вверх, падать вниз, кувыркаться в воздухе. На полёте хорошо видны их широкие округлые крылья с чёрной концевой половиной, легко отличающие этого-кулика от всех других видов.

Весной чибисы появляются в числе первых перелётных птиц, когда ещё поля неполностью очистились от снега. Сроки размножения растянуты; первые полные кладки встречаются обычно в начале мая, но могут быть найдены до конца этого месяца. К концу июля чибисы собираются в стаи и уже в августе исчезают, отлетая на юг.

Среди лугов всегда есть хотя бы небольшие кустарники, населённые характерными птицами. Ещё издали бывает видно, как небольшая серенькая птичка с белым горлом вертится в кустах, начинает петь на вершинке, вспархивает с песней, взвивается на 20–30 м, делает несколько скачков в воздухе и, как бы качнувшись в сторону, садится на прежнее место, не прерывая песни. Это славка, часто поющая в воздухе – серая славка(Sylvia communis). Её песня хрипловатая и хуже песен других близких видов. Слагается песня из двух основных колен: первого – тихого, однообразного, но торопливого говорка и второго – громкого, резкого и отрывистого колена, обычно передаваемого слогами «ви-чи-речи-ричи-чучи». Появляясь в начале мая в кустарниках среди лугов и полей, она сразу обращает на себя внимание. Недели через две после прилёта нетрудно найти её гнездо здесь же в кустарнике, часто невысоко над землёй.

Высиживает главным образом самка, но в насиживании принимает участие и самец. Через 10–11 дней появляются голые птенцы, которых родители выкармливают в течение 10—12 дней. Около гнезда, особенно с птенцами, взрослые птицы издают хриплый, гнусавый крик «взд-взд-взд» и отрывистое шипение. Во второй половине июня бывают повторные кладки, чаше из четырёх яиц. Как ипрочие славки, серая славка кормится насекомыми и пауками, склёвывая их с тонких ветвей, листьев, а иногда и с травы. В конце лета охотно поедает сочные ягоды. Отлетает из большинства районов в сентябре.

Повадками и песней серую славку напоминает обитающая в таких же кустарниках среди лугов ястребиная славка(Sylvia nisoria). Однако она держится не так открыто, как серая, песня её резче и громче, но с частыми паузами. Ястребиная славка постоянно издаёт тревожное,сухое и отрывистое трещание, скрываясь в листве. Внешне ястребиная славка заметно крупнее серой, нижняя поверхность тела испещрена у нее тёмными поперечными полосами. Вблизи хорошо видны светложёлтые глаза.

Одна из самых многочисленных ихарактерных птиц кустарниковых зарослей среди лугов –чечевица(Erythrina erythrina). Её звучный, флейтовый свист, удачно передаваемый словами «витю-видел», сразу обращает на себя внимание и легко запоминается. На вершине кустика можно рассмотреть и поющего самца, почти всё оперение, которого киноварно-красное, особенно яркое на груди и на зобу. Самки и молодые (в том числе и годовалые, уже поющие) самцы серовато-бурые с оливковым оттенком. Чечевица прилетает в числе последних перелётных птиц — в начале или середине мая и вскоре приступает к постройке гнёзд. Помещается гнездо в ветвях кустарников, обычно на высоте поднятой руки. Осенний отлёт происходит незаметно, начиная с августа, и заканчивается к концу сентября.

Обычная птица луговых кустарников — сорокопут-жулан (Lanius cristatus). В окраске самца характерна пепельно-серая голова, рыжая спина, светловатый низ, чёрная «уздечка». Самка окрашена бледнее. Жулана легко узнать по поведению и голосу. Коренастый и плотный, размером со снегиря, он отрывисто выкрикивает «чек... чек... чек...», сидя на вершинке куста, и энергично вертит хвостом сверху вниз и в стороны. При приближении можно рассмотреть крупный, сжатый с боков, чёрный клюв с крючком на конце, как у хищника. Очень типичен полет жулана, особенно через открытое пространство между кустами. Птица летит сначала вниз, к земле, а перед посадкой снова круто взлетает и усаживается на высокий голый сучок или вершинку. Появляются жуланы в первой половине мая, и вскоре самец начинает строить гнездо, чаще в центре небольшого, но густого кустика, на высоте от не­скольких сантиметров до метра и более от земли.

Крупные насекомые и в небольшой степени мелкие позвоночные,как-то: ящерицы, лягушата, землеройки, птенцы воробьиных птиц, служат кормом взрослым жуланам.При обилии пищи сорокопуты собирают запасы путём накалывания добытых животных на шипы или сухие веточки. В некоторых случаях удаётся найти такой куст, увешанный жуками, ящерицами, землеройками и птенцами.

Среди других воробьиных птиц, связанных с лугами, следует упомянуть двух овсянок: садовую овсянку(Emberiza hortulana), Здесь же, на лугах, нередки камышовки, белые трясогузки, камышовые овсянки и ряд других птиц, связанных с берегами водоёмов.

На лугах мы находим всё тех же млекопитающих,что и в поле – обыкновенную полёвку, полевую мышьи т. д. Более того, ряд видов, в том числе и только что названные, именно на лугах оказываются постоянно весьма обычными, поскольку этот ландшафт для них является одной из стаций переживания.

Крот(Talpa europaea) населяет как луга, так и леса. На лугах хорошо видны «кротовины» – выбросы земли из подземных галерей, идущих на глубине 20–50 см. В лесуон роет кормовые ходы лишь на глубине 5–7 см, толькоподнимая поверхностный слой почвы, и не делает выбросов. Поселяясь семьями, кроты прокладывают сложную сеть подземных ходов, протяжением во много сот метров. Крот активен круглосуточно. Система ходов постоянно усложняется прокладкой новых галерей. Этот процесс особенно интенсивно идёт весной и осенью, когда на лугах можно наблюдать кротовины различной свежести. При обилии кротов весь луг может быть покрыт такими кочками. В центре системы жировочных ходов помещается и гнездо крота, чаще на глубине 30–40 см, где-либо под защитой корней кустарника.

В густых травянистых зарослях по лугам, иногда в кустарниках и хлебах обитает мышь-малютка(Micromys minutus). Замечательная особенность биологии этой мыши состоит в постройке ею висячих гнёзд, где она выводит потомство. Гнездо шарообразной или овальной формы имеет диаметр всего 7—10 см и одно или два входных отверстия с противоположных сторон. Строится гнездо из того же материала, на котором оно висит, чаще всего из плодоносящих метёлок-трав и колосьев, семена которых поедаются мышью в непогоду. Высота расположения гнезда зависит от места обитания, характера и густоты травостоя.

Земноводные и пресмыкающиеся лугов те же, что и полей, при этом численность земноводных, как правило, выше в связи с большим увлажнением лугов. Ряд видов, например чесночницу,при экскурсиях здесь легче искать; они охотно используют кротовины, в мягкую землю которых закапываются на день. На поёмных лугах часто обитают лягушки (остромордая и травяная), как правило, малочисленные или отсутствующие совсем на полях.

 



Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 5441;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.