Модель формирования ВПФ.


Согласно этой модели можно выделить основные векторы формирования психических функций в онтогенезе: 1. От стволовых подкорковых образований к коре; 2. От ПП к ЛП; 3. От задних отделов мозга к передним отделам мозга.

Церебральный функциогенез заканчивается формированием нисходящих влияний от передних отделов ЛП к подкорковым областям. Сроки перехода от одного уровня к другому жестко детерминированы (обусловлены нейробиологическим законами), при этом очень важны социальные влияния. Энергия мозга конечна и в каждый период развития направлена на решения конкретных задач. Если социум предлагает задачи другого характера, особенно опережающие актуальные возможности, происходит обкрадывание развивающихся функций. Например, раннее обучение чтению может привести к эмоционально – личностным расстройствам, к аллергии, к заиканию, к тикам, к навязчивым движениям. Все патофеномены связаны с патологическим состоянием подкорки, то есть опережающая нагрузка на кору приводит к истощению находящихся в сенситивном периоде подкорковых механизмов. С несформированностью элементарных навыков может быть связано недостаточное количество времени для их автоматизации. Для того, чтобы навык был усвоен, он должен быть многократно повторен или отперсеверирован. Инертное воспроизведение стереотипа важный и естественный механизм онтогенеза, он обусловлен незрелостью лобных структур мозга. Если же под влиянием преждевременных социальных воздействий лобные структуры развиваются с опережением, феномен персевератотивности блокируется. Это приводит к плохому усвоению навыка. Эффективность коррекционной работы связана с возрастом. Наиболее активно мозг развивается до 7ми лет. Он пластичен и не имеет жестких связей. Зато обладает большим самокоррекционным потенциалом. После 7ми лет возможности постепенно исчезают и к 9ти годам становятся ограниченными. К этому возрасту мозг (особенно задние отделы) практически сформирован и связи становятся жестким. После 9ти лет энергетические ресурсы уходят к передним отделам мозга. Важную роль Семанович отводит механизмам межполушарного взаимодействия. Она выделяет 3 уровня этого взаимодействия, которые последователь формируются в онтогенезе:

1. Уровень транскортикальных связей (стволовых) (мозговые спайки, гипоталамо-диэнцефальные области, базальные ядра). Этот уровень активно развивается внутриутробно и в возрасте до 2х лет. На уровне первого блока мозга закладывается основа межполушарного взаимодействия, влияющая на дальнейшее эмоциональное, умственное и физическое развитие. Здесь локализован механизм импринтинга.

2. Уровень мозолистого тела – обеспечивает межполушарную организацию психических процессов на уровне третьего блока мозга. Происходит в 12-15 лет. Уровень сложный и очень уязвимый. Всегда страдате, если наблюдается дефицит 1 или 2 уровней.

Если в 90е годы среди дизонтогенетических вариантов развития преобладало запаздывание височных и лобных структур ЛП, то сейчас же на первый план выступает патологическое состояние подкорки и стволовой системы, от которых зависит: 1. Перераспределение энергетического баланса и общая активация мозга; 2. Опосредование формирования жестких связей, составляющих основу саморегуляции; 3. формирование функциональной ассиметрии мозга.

Семанович исследовала 2500 детей с трудностями в обучении и выявила синдромы отклоняющегося развития.

Синдромы.

1. Функциональная несформированность префронатльных областей мозга. На первый план выходят трудности произвольного внимания, отвлекаемость, быстрая присыщаемость, вялость, равнодушие, незаинтересованность в похвале, непереносимость любых усилий. Трудности в обучении модально – неспецифичны. При письме наблюдаются пропуски букв, слов, с другой стороны много персевераций, склонность упрощать любые программы, не критическое отношение к результату, инертность, чтение монотонное, с плохим пониманием смысла, пересказ затруднен, ребенок склонен игнорировать правила, инструкции. Не вовлекается в деятельность. Пониманию инструкции мешает импульсивность. Истощаемость носит не истинный характер (склонен перенести ускорение темпа, внимание колеблется). В поведении преобладает ригидный симбиоз со значимым взрослым. Речь бедная, преимущественно репродуктивного характера с примитивной грамматикой, с обилием стереотипов и эхолалий. Базисные речевые функции сохранны. Динамика: В 3-4 года на 1ый план выходят сходные с аутистическим проявления, а также инертность и застреваемость. В 6-7 лет преобладает полевое поведение, повышенная отвлекаемость и системные персеверации. К 12ти годам на 1ый план выходят интеллектуальное снижение, трудности самоконтроля, неумение прогнозировать ситуацию, тенденции к глобальному копированию (отзеркаливание значимых других людей). Отсутствует или снижена критика. Коррекция должна быть направлена на формирование внутреннего плана действия. Суть синдрома: дефицит произвольности, стремление к упрощению, инертность и плохая саморегуляция.

2. Синдром функциональной несформированности левой височной области. В основе проблемы – дефицит фонематического восприятия. Такие дети жалуются, что окружающие говорят быстро, непонятно, просят повторить. Возникают трудности понимания смысла. Могут затрудняться в понимании инструкции. Из-за снижения слухового контроля в речи наблюдаются речевые замены и много новообразований, к которым дети не критичны. Из-за снижения слухового контроля в речи таких детей много литеральных парафазий и много новообразований. При чтении – замены букв, трудности ударения и плохое запоминание прочитанного. Грубо страдает письмо, много буквенных замен, взаимозаменяются твердые и мягкие, глухие и звонкие, а также характерен пропуск гласных, особенно безударных. Больше всего ошибок при письме под диктовку (Мишина машина – мыши на машинах, лишняя машина). Часто пропускаются буквы в конце слова. Страдает СРП, особенно в звене избирательности (много новообразований и парафазий). В качестве компенсации дети стараются повысить смысловой уровень запоминания (Дом, лес, кот – в дом влез кот). Эти трудности мешают и при усовении математики. Страдает номенативная функция речи и может затрудняться общение (при локальной патологии).

3. Синдром функциональной несформированности межполушарного взаимодействия на уровне мозолистого тела. Проявляется в функциональной автономности полушарий, задерживается формирование доминантности по руке, глазу, уху. Характеристики: 1. Несформированность РК, конвергенции глаз (сочетание) и трудности любой двуручной деятельности; 2. Накопление амбилатеральности в пробах на латерализацию; 3. Много ошибок зеркальности, а также тенденция к восприятию зрительного поля справа налево. Возможна полная реверсия; 4. Тенденция к левостороннему игнорированию. Явные отличия при выполнении одной и той же пробы левой и правой рукой; 5. Трудности фонематического слуха. Это происходит из-за несформированности связи слухового (ПП) и зрительного (ЛП) образа; 6. Стремление к маркировки, к словесному опосредованию зрительного материала (компенсаторный прием); 7. Краевые эффекты памяти; 8. Несформированность букв как графических знаков и трудности перевода с буквы в букву, что приводит к пропускам, перестановки букв, утрате гласных и угадыванию при чтении; 9. Использование различных стратегий при решении интеллектуальных задач.

В целом, симптоматика оказывается мозаичной, со множеством вторичных дефектов, все это сильно затрудняет диагностику.

4.Синдром несформированности ПП. На первый план выходят трудности пространственного характера, поскольку пространственные представления опираются на работу ПП или на согласованную работу ЛП и ПП, то страдают и метрические и топологические, и координатные, и проекционные представления. Несформированность метрического синтеза проявляется в ошибках воспроизведения пропорций, угловых расстояний, меняется общая схема пространственного строения объекта, разрушается его целостность и смещаются части. Типичны перцептивно далекие ошибки, дефекты сомато – и лицевого гнозиса. Могут встречаться трудности цветоразличения и дифференциации эмоциональных состояний, особенно при анализе сюжетных картинок. Страдает удержание порядка элементов. Характерно привнесение побочных ассоциаций в продуктивную деятельность, например в пересказ текста. Все эти проблемы плохо замечаются ребенком. Снижена защита от шума. При чтении – пропуск строк, неправильное списывание с доски, включение чисел из друго примера и т.д. Этот синдром часто связан с наследственными эндокринными, сердечно – сосудистыми и ревматическими отягощениями по линии матери.

5. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальные ядра). Такие дети воспринимаются как ленивые, невнимательные, неуправляемые, они быстро пресыщаются, психически ригидны, часто неадекватно реагируют на ситуацию. В детстве страдают невропатиями – капризность, упрямство, часто воспалительные заболевания, нарушен сон и аппетит, возможен энурез. Характеристики: Специфическая моторика, чрезмерная жестовая активность, склонность к вычурным позам, тикам, вскрикам, неконтролируемому смеху. Дети не ловки, с неразвитой мелкой моторикой, с обилием сопутствующих движений, скованность чередуется с гиперактивностью. Дети, в целом, не гармоничны. Первично страдают кинестезии, плохой почерк, не умеют рисовать, в тетрадях грязь, микро – и макрографии, несоблюдение строк и полей, обильная речевая продукция, склонность к резонерству, крайне неустойчивое внимание, неуспех в деятельности. Речь может быть с признаками дизартрий, заикание и нарушение речевого дыхания. В целом снижена нейродинамика. Все симптомы нестабильны. Ситуативно дети могут показать хорошую успешность, но не могут поддерживать хороший тонус и плохо переключаются, поэтому успехи ситуативны. Из-за плохой произвольной регуляции – трудности поведения (склонны идти на поводу).

6. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований. Характерна лицевая ассиметрия, ассиметрия глазных щелей, неправильных рост зубов, обилие пигментных пятен, дисплозии ушей и других частей тела (пальцы), синкинезии. Имеются нарушения электрической активности мозга, гормональные и иммунные нарушения и различные вегетативные дисфункции. Дети составляют группу риска по психическим и сексуальным отклонениям и аутотравматизма. Плохо формируется межполушарное взаимодействие и есть трудности в социальной адаптации. Со стороны моторики дефекты РК, вычурность поз. В оптико-пространственной сфере – фрагментарность, тенденция к левостороннему игнорированию, инверсия вектора (письмо с права налево). Наблюдаются модально – неспецифические нарушения памяти. Плохо формируется доминантность полушария по речи, следовательно ЗРР, дисграфии, дислексии, стертая форма дизартрий. В основе лежит искажение цереброгенеза, комиссуральных и полушарных функций, может быть дефицит ПП и феномен обкрадывания ЛП, а также «мерцающее» включение ЛП в деятельность. Отличительной особенностью является сворачивание симптоматики к 9-10 годам. При тщательном обследовании симптоматика выявляется (на фоне утомления). В пробах на РК при утомлении наблюдается повышение тонуса, появляются вычернутые позы, особенно в левой руке, уподобления, синкинезии. Может наблюдаться псевдолевшество – вынужденное левшество.

Атипия.

Это вариант развития, наблюдающийся при генетическом левшестве, при амбидекстре, при семейном левшестве. При атипии атипичен цереброгенез. Хуже дифференцируются внутренние и межполушарные связи. Эти связи менее избирательны. Психические функции могут быть совмещены с неадекватной зоной мозга. Например, оптико – гностические функции могут принадлежать ПП. Также наблюдается иная последовательность функциогенеза. Функции формируются в обход и их формирование опосредуется неожиданными внешними и внутренними средствами. Отмечаются трудности процессуальных динамических функций, отсюда моторные проблемы. Всегда есть пространственная специфика. Дети очень сильно ориентированы на самокоррекцию, стремятся адаптироваться к внешним требованиям. В результате развивается самоконтроль и саморегуляция. Поиск обходных путей повышает креативность. В целом, адаптационные механизмы у левшей ненадежны и быстро истощаются из-за усиленной эксплуатации. Все это приводит к аффективным срывам, психоэмоциональным проблема и психосоматическим расстройствам.

IV.Симаго выделяет 4 группы психологических синдромов:

  1. Недостаточное развитие по отношению к нормативному:

А) Тотальное недоразвитие (олигофрения) (выделяют: простой уравновешенный тип, аффективно – неустойчивый тип, тормозимо – инертный тип); Б) Задержанное развитие (темповая задержка (гармоничный инфантилизм), неравномерная задержка); В) Перциальная несформированность ВПФ (дети с с преобладающей несформированностью регуляторного компанента и вербального и вербально – логического компанента, парциальная несформированность смешанного типа).

2. Дети с асинхронным развитием: А) Дисгармоничное развитие – трудности аффективной регуляции (экстрапунитивный тип – с преобладанием завышенной самооценки и уровня притязаний (развитие идентично истеройдному типу). Возможны неврозоподобные реакции, психопатии и расстройства поведения; интрапунитивный тип – зажатость, робость, неуверенность, низкая речевая активность, нормальное умственное развитие. Могут проявляться неврозоподобные реакции, невроз навязчивых состояний, психопатии тормозного типа); Б) Искаженное развитие – дети с выраженной асинхронностью в развитии и нарушении адаптации (преимущественное искажение эмоционально – аффективной сферы (РДА, синдром Аспергера); искажение когнитивной сферы (сверхценнын идеи, парциальная одаренность; мозаичные вариант искаженного развития (1+2)); В) Дети с поврежденным развитием (вредность действовала после 2-3 лет жизни (локальное и диффузное поврежденное развитие)); Г) Дефицитарное развитие (нарушение сенсорного развития, нарушение опорно -двигательной системы).

V. Лебединский опирается на идеи Сухарева, который выделял задержанное, поврежденное и искаженное развитие; на идеи Каннера, который выделял искаженное и поврежденное развитие. В результате в собственной классификации Лебединский выделяет 6 типов дизонтогенеза с учетом качества нарушения:

1. Психическое недоразвитие – возникает при раннем поражении нервной системы внутриутробно или в возрасте до 2х лет. Это приводит к незрелости мозга, особенно корковых механизмов. Повреждение мозга имеет диффузный характер, нарушения устойчивые. Первичный дефект связан с дефицитом мышления. Вторичный дефект имеет сложный характер.

2. Задержанное развитие – проявляется в замедлении темпа формирования познавательной и эмоциональной сферы с фиксацией на более ранних возрастных этапах. В основе чаще всего лежит церебрально – органическая недостаточность резидуального характера. Дефект носит парциальный, мозаичный характер и прогноз более благоприятны (ЭПР).

3. Поврежденное развитие – возникает после 2-3х лет жизни, когда большая часть мозговых систем в значительной мере сформирована. Причиной являются травмы, инфекции. Дефект имеет неравномерный характер, включает интеллектуальное снижение и эмоционально – личностные расстройства. В случае резидуальной деменции возможна коррекционная работа (например, деменция; хотя для детей мало характерна).

4. Дефицитарное развитие – связано с тяжелыми нарушениями по типу недоразвития или повреждения анализаторных систем (зрение, слух, ОДА, речь)., а также тяжелых инвалидизирующих соматических заболеваний. Первичный дефект – зрение/слух/моторика/речь. Вторично страдают все связанные с дефектом функции, вплоть до личности. Прогноз зависит от состояния интеллекта.

5. Искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития. Все это приводит к новым патологическим образованиям. Наблюдается при РДА, при детской шизофрении.

6. Дисгармоничное развитие – близко к искаженному, образуется сочетанием Ритордации с парциальной акселерацией. В основе лежит врожденная или рано приобретенная особенность психики в эмоционально – волевой сфере. Приводит к нарушению поведения и адаптации (психопатия).

 

Литература:

1. Фотекова Т.А. Нейропсихология дизонтогенеза: особенности высших психических функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития – Абакан ХГУ им.Н.Ф.Катанова, 2009

2. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития/ Под ред. М. Пассольта. – М.,2004

3. Основы специальной психологии./ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

5. Фотекова Т.А. Динамика функций программирования, контроля и серийной организации движений у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием // Школа здоровья. – 2002, № 2. – С.31-39.

6. Фотекова Т.А.Динамика функций приема, переработки и хранения информации у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием // Школа здоровья. – 2002, № 3. – С. 28-36.

 



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 345;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.