Танцевальное искусство Древнего Китая.
Танцевальное искусство – одно из самых древних в китайской культуре. Описание танцев того времени до нас не дошло, но известно, что танец и музыка были тесно связаны с ритуалами поклонения божествам, жертвоприношениям, магическими плясками шаманов.
Можно выделить следующие периоды становления танца в Древнем Китае:
1. Период Чжоу (722-481 до н.э.)
В ритуальных танцах зарождались каноны танцевальных движений. Большое влияние на формирование танцевального искусства оказали древние верования. Обожествление и культ животных развивали приемы стилизации и условность пластического языка. В ритуальных танцах складывались элементы светского зрелища. Танец, близкий народным обрядам, отражал не только восприятие человеком окружающей среды, но и постижение им самого себя.
Профессиональные музыканты и танцовщики уже существовали в период Чжоу. Их приглашали на императорские пиры, храмовые праздники. Танцы основывались на сюжетах, которые посвящались конкретным событиям, историческим героям, божествам. Музыка и танец были и средством воспитания, поэтому обучение этим искусствам получило широкое распространение.
2. Период Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)
Танцевальное искусство продолжало занимать ведущее положение в религиозно-культовых ритуалах и народных обрядах, на него также отложило отпечаток конфуцианство – официальная идеология ханьского периода, придававшая особое значение танцу в этическом воспитании человека. Характер ритуальных танцев изменился, они перестали сопровождаться магическими заклинаниями, исступленными выкриками, характерными для танцев глубокой древности. Наряду с танцами на сюжеты конкретных исторических событий, появились танцы на вымышленные сюжеты.
В танце приобретают значение комбинация линий, общий рисунок композиции. Одним из распространенных видов танцев ханьского периода были построения, иероглифически изображавшие традиционные благопожелания: например, иероглифы «Благополучия (умиротворения) Поднебесной». Была учреждена Музыкальная палата, ведавшая певцами, танцовщиками и танцовщицами, их насчитывалось до 800.
3. Период Суй.
В этот период танцевальное искусство обогащалось новым репертуаром и техникой исполнения. Большое развитие получило профессиональное музыкальное и танцевальное искусство. В период Суй в городе Дунду во время празднеств в песенно-танцевальных представлениях участвовало до несколько десятков тысяч человек [3].
4. Период Тан (618-907)
Это время расцвета танца. Широкие культурные связи Китая с другими странами, особенно с Индией, оказали большое влияние на искусство танца. Танцы стали классифицироваться по группам:
- цзянь у (твердые, энергичные);
- жуань у (мягкие, нежные);
- цзы у (танцы иероглифов);
- хуа у (цветов);
- ма у (танцы с конями) и другие.
Эти группы основывались на древнекитайской дуалистической концепции мира, утверждавшей, что мир состоит из двух начал – Инь (темного, женского, а поэтому слабого, нежного) и Ян (светлого, мужского, а поэтому сильного, энергичного). Таким образом их эстетическая интерпретация претендовала на раскрытие в танце целостной картины бытия.
Период Тан – последний в развитии танца как самостоятельного вида искусства. В дальнейшем происходило постепенное соединение танца, пения и слова, что привело к формированию традиционной музыкальной драмы [3, с. 252].
Большое развитие танцевального, песенно-музыкального и театрального искусства способствовало созданию системы профессиональной подготовки. Было организовано несколько придворных учебных заведений. Например, в стенах Императорского дворца существовала Академия, для обучения детей императорской семьи и знати. Танец входил в разряд обязательных предметов. Учеников в Академии обучали поклонам и приседаниям, мимике и стилизованным движениям, в которых должны были отражаться чувства преданности императору. Исполнялось восемь танцев, движения которых напоминали целенаправленный бег облаков и водных потоков. Они служили для прославления земных и небесных духов, так как исполнялись в моменты приношения жертв и поминовения усопших.
Кроме этих танцев у китайцев были так называемые «малые танцы»:
- танец знамени – в честь духов земли и жатвы;
- танец белых перьев – во славу духов четырех сторон света. Исполняет с пучком белых перьев на палочки, которую исполнители держали в руках;
- гоанг (вроде птицы Феникс) – посвящался птице способной орошать землю;
- танец бычьего хвоста – исполнителей было неограниченное количество, и у каждого в руках был жгут. Танец имел игровой характер;
- танец оружия – в честь духов войны. Исполнители держали в одной руке щит, в другой топорик;
- танец человека. Исполнитель стоял неподвижно, в то время как другие исполняли танец оружия, размахивали топориками и щитами, но подходило время, и он солировал.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 9513;