последние МИНИАТЮРЫ в Цикле «Стихотворения в прозе».

РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В них – осуждение бездеятельности дворянства и появление новых, деятельных людей – разночинцев, думающих о судьбе страны.

 

1) «Рудин» (1856) – тема жизненных способностей передовой дворянской интеллигенции в 40-е годы.

Конфликт – между стремлениями к практ. делам и способностями к делам.

Рудин – молодой человек, учился в Моск.ун-те, хороший оратор, осмеивает корыстные цели, карьеризм, мелочные интересы, красиво говорит о высоких целях в жизни, о свободе и самопожертвовании,

НО не способен к решительным делам. Пасует перед жизненными испытаниями.

СЮЖЕТ – Рудин вернулся из-за границы, хотел принести пользу стране. Но – за что ни возьмется, все кончается неудачей. Загорелся агрономическими новшествами в деревне – остыл. Захотел превратить несудоходную реку в судоходную – неудача. Преподавал в гимназии – не вышло. Потерпел поражение и в любви.

Полюбила его Наталья Ласунская. И он ее полюбил.

ОБРАЗ НАТАЛЬИ ЛАСУНСКОЙ – первый образ прекрасных тургеневских героинь из среды дворянства. Она любит поэзию и искусство. Глубоко чувствует любовь, радость и горе, дружбу. Она кроткая и в то же время волевая. Она способна на самопожертвование. Она серьезна, вдумчива, любит читать и глубоко чувствует прочитанное. Она «говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, точно сама себе хотела дать отчет во всем».

В любви она честна, откровенна, способна на смелые поступки – сама способна назначить свидание Рудину.

НО М а т ь её не согласилась на свадьбу с Рудиным (Рудин – бедный помещик). Наталья говорит Рудину – «Я ей ответила: за другого не выйду». И готова с ним идти по жизни, спрашивает у него: «Что делать?».

Она готова уйти с ним из своей среды – в новую, деятельную жизнь.

НО Рудин думает о ней: «Какая сила воли! … Как я жалок и ничтожен перед ней!». ОН понял, что в ней есть то, чего нет в нем самом.

И вот результат – Рудин в ответ: надо покориться, надо нам расстаться, раз матушка не велит. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного». Написал ей письмо – и уехал…

НАТАЛЬЯ ЛАСУНСКАЯ – через 2 года вышла замуж за Волынцева. Он был «робок и нежен к ней». А НАТАЛЬЯ вырвала из сердца Рудина, страдала долго и молча: «Страдала мучительно, страдала впервые… Но первые страдания, как первая любовь, не повторяются – и слава богу».

Так Тургенев впервые показал, как начала духовно пробуждаться русская женщина – как страна пробуждалась к новой жизни.

А РУДИН уехал во Францию и был погиб на баррикадах в 1848 г. с красным знаменем в руках.

Т.Е. он оказался способен лишь красиво умереть.

 

2) «Дворянское гнездо» - роман, в котором показана другая судьба передовых дворян – безрадостная. И опять с помощью поведения в любви.

 

СЮЖЕТ – добрый барин Федор Лаврецкий, сын богатого помещика, мать его – крепостная крестьянка. Отец дал ему «спартанское воспитание»: воспитывал в нем здоровье и силу. Заставил узнать рыцарские правила, геральдику, учить философию романтическую (далекую от жизни).

Лаврецкий стал умным, трезво мыслит, читал Эпикура, Вольтера, Дидро, но был далек от ПРАКТИЧ.ЖИЗНИ и участия к жизни конкретных крестьян.

Вот и получился он с могучим телом, суровый с виду, НО робкий, застенчивый как ребенок.

Кончил Моск. ун-тет. Встретил красивую кокотку Варвару, она его на себе женила. Поехал с ней за границу, а там у них разрыв по ЕЁ вине (кокетничала много и изменять стала). Он отдал ей половину своего состояния и уехал домой.

Вернулся на родину, встретил новую любовь – дворянскую девушку Лизу Калитину. Лиза – набожная, покорная, с боязнью причинить кому-либо обиду, зло. Уже хотели они жениться после того, как Лаврецкий получил известие о смерти его жены за границей. НО – весть о смерти была ложной. Жена его вернулась. А по законам дворянским развод невозможен при живой жене.

Наступил печальный финал: Лиза ушла в монастырь. А Лаврецкий «перестал думать о счастье», «утих», «постарел», замкнулся. Пробовал в своем селе«упрочить б ы т своих крестьян».Говорит сам себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

ИДЕЯ – у дворянства, даже передового, нет сил сделать жизнь свою полезной для Родины, для своей страны. Образом Лаврецкого Тург. Расстался с дворянскими героями – дальше у него главные герои - разночинцы.

3) «Н А К А Н У Н Е» (1860) –

Тургенев первым заметил первые ростки новых людей, но не из дворян, а из разночинцев-бедняков.

И опять, как раньше, Тургенев устраивает проверку своему главному герою с помощью образа женщины.

Символический смысл – 1) Женщина, как и Родина, ищет своего героя. Стране нужны деловые герои, кот. заботятся о ее судьбе и счастье. И таковых он не видит среди дворян.

2) Символично и название романа – «Накануне».

СЮЖЕТ – несколько историй. Главная героиня – ЕЛЕНА СТАХОВА – «удивительная девушка», честная, справедливая, добрая, НЕДОВОЛЬНАЯ жизнью дворянского общества и ИЩЕТ НАСТОЯЩЕГО ДЕЛА В ЖИЗНИ.

А) её не зажигает любовь дворянина ШУБИНА – он романтик в своих идеалах, неопределенный, хотя и умный: ему Тург. отдает лучшие мысли свои.

Б) Её не зажигает БЕРСЕНЕВ – он, правда, готовится стать профессором, НО у него идея только скромного труда на благо родины. Это «служебная честность и деятельность без содержания», - говорит Елена Стахова.

В) Свою любовь Елена отдала ИНСАРОВУ, иностранцу-болгарину, бедняку, у которого в жизни одна великая цель – СВОБОДА РОДИНЫ от турецкого ига.

(Сыграли свою роль и условия ЦЕНЗУРЫ – иносказательно показать нужды своей страны).

Выбор ЕЛЕНЫ говорит о том, что в России ЕЩЕ НЕТ таких героев, но страна их уже ждет.

И Елена уходит с ним – оставляет свою богатую дворянскую жизнь, дом, благополучие, стала женой бедняка-болгарина и уехала с ним в Болгарию бороться за освобождение СТРАНЫ.

Потом – известие, что Инсаров погиб в борьбе, а она осталась в Болгарии продолжать его дело – борьбу за свободу страны.

ИДЕЯ – Тургенев разглядел и увековечил новое движение в своей стране, а движущую передовую силу увидел и признал за борцами-разночинцами.

Таких в России еще не было – и в романе об этом говорит ШУБИН:

«Нет еще у нас никого такого, нет людей, куда ни посмотри. Всё либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная…

Кабы были между нами путные люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа… Когда же наша придет пора? Когда у нас народятся люди?..».

 

«ОТЦЫ И ДЕТИ» (1860-62)

Начал писать роман за границей, закончил – вернувшись домой.

А в начале 1861 г. – Манифест, а летом усилились студенческие волнения. Боялся печатать: много шуму наделает. Все же напечатал. И в печати – развернулась борьба вокруг романа. Одни (передовые демократы) хвалили, другие (либералы) ругали. Слово из романа – НИГИЛИСТ (так назвал Тургенев Базарова, главного героя) подхватили все.

Позднее Тург. в статье «По поводу «Отцов и детей» писал: «Вышел я на улицу и первый знакомый мне заявил: Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!» Я замечал и холодность, и негодование – и получал благодарность от людей мне далеких». (Сам-то Тургенев был честным и тонким человеком, показал объективно путь дальнейшего развития страны).

 

СЮЖЕТ начинается тем, что на постоялом дворе на шоссе барин Николай Петрович Кирсанов лет 40-а встречает сына (не утерпел, выехал навстречу).

Сын его Аркадий Кирсанов приехал после окончания университета на лето домой отдохнуть вместе с приятелем Евгением Базаровым. Встретились. Сели в кибитку, Базаров в тарантас и поехали в усадьбу Кирсановых.

Дальше действие в усадьбе. Чисто внешне это бытовые события отдыха в усадьбе приехавших и постоянные беседы, споры, стычки героев разных взглядов. Встречи с соседями, знакомыми.

В результате вырисовываются образы, находящиеся в конфликте

ОТЦЫ (сторонники старых взглядов) и ДЕТИ (люди новых взглядов),

АРИСТОКРАТЫ И ДЕМОКРАТЫ.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ – брат Николая, дядя Аркадия, аристократ, сын боевого генерала 1812 года, окончил пажеский корпус.

Был красавцем, победителем женских сердец. Неудачная любовь к княгине. Служил, вышел в отставку. Был 4 года за границей. Приехал домой, поселился и живет теперь холостяком в семье и в деревне брата Николая уже 10 лет – бесцветных и скучных, бесплодных.

Аристократич. привычки, породистый облик. Изысканные костюмы. Высокомерный (все же сын генерала). Красивые руки с длинными розовыми ногтями. Считает себя честным и, бывает, заступается за крестьян – но вообще.

Возненавидел Базарова сразу же при первой встрече. Руки не подал при знакомстве. Потом спросил у Аркадия: что он такое? Аркадий: он нигилист? - Кто? - Ну, тот, кто не признает никаких авторитетов и принципов. – А, без «принсипов» нельзя жить.

А тут еще узнал, что Базаров – лекаришка (сын лекаря).

Павел Петрович – англоман-аристократ. Начались споры с Базаровым – разные взгляды на жизнь. В спорах побеждает Базаров. Сам Павел Петрович признает: он сильный противник; «а мы люди уже старые и смирные, полно нам ломаться, пора отложить всякую суету…»

В конце романа Павел Петрович уехал за границу. Поселился в Дрездене, был там «совершенный джентльмен». Тургенев о нем: «Он ничего русского не читает, но на его письменном столе стоит серебряная пепельница в виде лаптя» – ЭТО ЗНАЧИТ - вот и вся его связь с родиной, он «мертвец» в жизни.

 

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ – простой и добрый барин 44 лет, провинциал, смиренный грешник, скромен и застенчив, слабохарактерен и чувствителен. Любит сына, выехал встречать его на постоялый двор на дороге за несколько верст от деревни. Ждал его 5 часов там.

Все это привлекает к нему внимание. Застенчиво конфузится, извиняется перед сыном, что в доме у него живет девушка Феничка, которую он любит. Сын: «Оставь, папаша, не извиняйся. Знать, она хорошая, раз ты ее выбрал».

Перед Базаровым он лебезит, отступает в спорах, понимает свою отсталость в жизни. Живет скромно, со следами барства.

Стесняется, что любит поэзию, музыку, красоту природы, стесняется своего романтизма. Тут Павел Петрович – контраст его: «П.П. дошел до конца сада, тоже задумался (как брат), тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных тёмных глазахне отражалось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком и не умела мечтать его на французский лад мизантропическая душа».

Николай Петрович - хозяин либеральный.: «крестьян устроил», его в губернии «красным величают» (защитником народа).

НО на деле у него всё не ладится: «хозяйство его скрипело, как несмазанное колесо», «мужики на оброке не взносили денег в срок, крали лес»; «работы исполнялись небрежно; «купленная мельница оказалась негодной; другую с первого раза испортили»; «лошади заболевали», «опекунский совет грозится и требует уплаты процентов».

Базаров его называет романтиком и «божьей коровкой».

АРКАДИЙ – тип молодого дворянства, которое тоже не приспособлено к жизни. Он тоже к лагерю ОТЦОВ принадлежит. Балованый барчук. Нет у него самостоятельных взглядов. Временно подпал под влияние Базарова.

Его образ говорит, что демократическое движение настолько стало популярно, что потянулись к нему и попутчики временные.

Приехал домой и тут - влияние Павла Петровича-дяди, отца – и он уже стесняется своей близости, дружбы с Базаровым.

Базаров о нем: «нежная душа, размазня»; «ручной»; «ты не дорос до нас», Ты славный парень, НО мягкий, либеральный барич; Спасуешь перед Катей и перестанешь искать идеалы наши.

В ЭПИЛОГЕ РОМАНА – две свадьбы: Фенички и Николая Петровича;

Кати и Аркадия Кирсанова.

Аркадий действительно покорился Кате, стал рьяным хозяином и «ферма» его уже приносит доход – хозяином стал.

 

Б А З А Р О В - тип нового для 60-х гг. человека из разночинцев. Демократ средней руки.

(Других Тургенев не мог изобразить, мало их знал ДА И ОПАСНО. Надо учесть, что роман закончен в 1862 г. А в 1859 г. правительство разгромило Петрашевцев, арестованы Писарев, Достоевский. А в 1862 г. в июле арестовали Чернышевского за его статьи и прокламации по поводу полу-Реформы).

Отношение Тургенева к своему Базарову – двойственное: он и признает за ним правоту, и видит его радикализм, резкость.

Тургенев о романе и Базарове: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Єто торжество демократизма над аристократией».

Портрет типичный: «лицо длинное и худое, с широким лбом», зеленоватые глаза, висячие бакенбарды песочного цвета, длинный балахон. Говорит кратко, отрывисто, небрежные манеры, грубоват – это проявление самостоятельности, независимости.

Происхождение и ВЗГЛЯДЫ – внук дьячка, сын лекаря (разночинец), сам он медик, «новый человек», «нигилист», но средней руки - Бунтарь однобокий: «Сначала надо место расчистить… строить потом».

Взгляды и поведение постепенно выясняются по ходу сюжета:

1) Едва приехал и поселился (отдохнуть после занятий в ун-те) в имении Кирсановых, - сразу занялся медицин. Опытами (резал лягушек и изучал).

2) Резко относится к Павлу Петровичу («архаическое явление, аристократ, идиот»), о Николае Петровиче – «добрый малый, но отсталый, его песенка спета». ОБ ОДИНЦОВОЙ – «этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», «баб первый сорт, с мозгом, тертый калач».

3) Материалист-естествоиспытатель, не признавал абстрактной науки, смеется над Умозрительной философией, отсталой медициной отца.

4) Науку и природу ценит выше всего. Сторонник практич. действий в науке.

5) Говорит афоризмами: «порядочный химик выше любого поэта», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль медного гроша не стоит», «Я ничьих мнений не разделяю – я имею свои».

6) Готов действовать во имя изменения общественного строя («Ненавидит безобразное состояние общества»).

7) Сила воли, целеустремленность, трудоспособность, самовоспитание.

8) Близок к народу - нашел общий язык с крестьянами, завоевал симпатию Фенички, мальчишки бегали за дохтуром.

9) Есть у него последователиКукшина (эмансипэ в славянофильской ермолке, вульгарна), Ситников (лебезит: «Мы, конечно, слабее вас, но мы стараемся»), т.е. они – его пародия, их описание презрительное.

10) Когда пришла к нему «сильная и тяжелая страсть» (при знакомстве с Одинцовой), он понял, что она – эгоистка, дорожит своим спокойствием, «барышня-эпикурейка». Сумел одержать над собой победу и уехал, заявив: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хоть бы кончиком пальца».

11) Споры Базарова с Павлом Петровичем, их неприязнь дрыг друга привели их к дуэли (Причина: Павел Петр. видел, как Базаров любезничал с Феничкой и даже в шутку поцеловал ее в ответ на вопрос Фенички: чем мне отблагодарить вас за лечение моего сына: мне платы не надо, разве что вот эту розу, кот. держала в руках Феничка; подошел ближе и поцеловал ее). Павел Петрович на второй день вызвал Базарова на дуэль.

На дуэли Базаров иронизировал над Павлом Петровичем. Павел Петр. промахнулся, Базаров ранил его в ногу (не целясь). Павел Петрович хотел стреляться дальше, но Базаров заявил, что уже не время, он как доктор должен теперь помочь Павлу Петровичу, кот. тут же потерял сознание.

В общем, во время дуэли Базаров вел себя мужественно, иронично, чем вызвал уважение даже Павла Петровича.

12) Тургенев понимал, что Базаровы – это совсем новое явление. Но время их еще не пришло (это были 60-62 гг.). Сам писал: «Базаров стоит в преддверии будущего». ОНИ уже появились…

13) Поэтому и показал, что Базаров случайно палец порезал во время вскрытия больного тифом мужичка, заразился и умер сам.

ИДЕЯ РОМАНА – время крепостничества уходит, появляются новые порядки, НО И НОВЫЕ ЛЮДИ появляются, которые способны бороться против ненормального строя. НОВЫЕ люди УЖЕ появились, но ВРЕМЯ ИХ БОРЬБЫ еще НЕ ПРИШЛО.

Роман вызвал много споров. Все были чем-то недовольны. ОДНИ – что высмеял аристократов, ДРУГИЕ – что слабо показал новых людей.

Так всегда воспринимается в жизни НОВОЕ.

Особенности тургеневского романа – Это социальный реалистич. роман в противовес романам романтическим (Пушкин: «длинным, длинным, длинным»).

Продолжает традиции «Евгения Онегина», «Героя н. времени», «Кто виноват?».

Невелик по объему, но есть несколько сюжетных линий (историй героев).

5 этапов: экспоз. – приехали; завязка – первое же столкновение вазглядов; Разв. действия – постоянные споры: кульминация – Дуэль: непримиримость отцов и детей. Развязка – победа взглядов детей (при случайной гибели героя).

Действие – без замедлений и отступлений. – Быт на втором плане и главное вниманиеидеологическим спорам, т.е. спорам представителей двух социальных слоев – дворян и разночинцев.

Эпическое произведение – внимание фактам, их сопоставлению.

Роман его – ряд эскизов (картин), связанных единой целью: показать столкновение взглядов на жизнь представителей разных слоев: «отцов» и «детей».

 

Последние произведения Тургенева – это романы «Дым», «Новь», повести, рассказы и Цикл «Стихи в прозе».

Роман «Дым» (1867) – действие происходит за границей. Сатира на крепостников, генералов-аристократов, критика демократов-эмигрантов за то, что они не знают потребностей России. Но и он сам не видел, кто может изменить жизнь в России к лучшему.

Получился «роман без героя». Вся политич. и обществ. жизнь выглядит как «д ы м», ничего нет определенного.

Роман «Новь» (1876) – посвящен революционному «хождению в народ». Показал сатирически реакционные круги, раскрыл трагизм народнического движения: они лишь красиво говорили о Свободе и Счастье, но идеализировали крестьян, не видели, что у тех нет стремления к социалистическим началам жизни, что они просто неграмотны и неразвиты духовно.

Правда, заметил будущего героя – рабочего Павла. О нем писал: «Может быть, надо было резче обрисовать его… Он станет со временем главной фигурой нового романа». Но – не дождался этого времени, умер в 1883 году.

 

САМЫЕ ВАЖНЫЕ –

последние МИНИАТЮРЫ в Цикле «Стихотворения в прозе».

1) О них раньше, в ХХ в., в сов. время (1949 г.), писали: они отражают глубокий пессимизм Тургенева – мысли о бренности жизни, о старости, о смерти,

жаль прошлого, призрачные видения и т.д.

2) В учебнике 1963 г. уже глубже. Добавили – есть и оптимизм, вера в силы жизни, мысль, что любовь сильнее смерти («Воробей»). Другие силы жизни – красота, искусство. Против пошлости, эгоизма, подлости, клеветы, жестокости.

3) В 1991 г. – учебник Теплинского еще глубже – это итог тв-ва, филос., нравст., соц.-общ. проблемы, кот. волновали его всю жизнь. НО КРАТКО.

4) НА ДЕЛЕ – еще сильнее: В СТИХАХ ДРУГОЙ МЕТОД – НЕ КРИТИЧ. РЕАЛИЗМ, А ВЫСШИЙ – ПРИРОДНЫЙ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, НЕОРЕАЛИЗМ.

а) Тургенев поддерживает ВЕЧНЫЕ истины и законы жизни вслед за лучшими умами человечества – от мудрости в Фольклоре (Если не живешь для других – не живешь и для себя), продолжая Се-Хе, Конфуцием, Демокритом, Аристот., Цицероном, Сенекой, Шекспиром, Гете, Ломонос., Сковородой, Шиллером. Вот Шиллер – «Долг каждого»: К целому вечно стремясь, ты не можешь быть целым, Но в бесконечной цепи будь хоть малейшим звеном.

б) Стихотв. в прозе Тургенева последовательно и ВНУТРЕННЕ связаны – своими идеями. Вот как перекликаются идеи ряда миниатюр в той последовательности, как они расположены (страницы – по Собр.соч.и писем: В 28 т. – Соч.: Т. 13 ):

1) с. 188 – «Завтра! Завтра!» - смысл: Человек не думает о своем Завтра, и это его губит; эта мысль продолжается в следующей миниатюре.

2) с. 188 – «Природа» - смысл: Человек думает, что Природа сама о нем позаботится, вместо него самого. Но Природа советует ему тоже участвовать в гармоническом равновесии как ее принципе. Отсюда вытекает дальнейшее: Жизнь – обоюдный процесс: Человека и Природы, но Человек – часть и призван Природой соответствовать ей как Целому, чтобы не быть ничтожеством и помехой.

3) С. 200 – «Мне жаль» - смысл: Жаль людей из-за их ничтожной жизни.

4) С. 201 – «Проклятие» - Смысл: В чем ничтожество? В распрях между людьми.

5) С. 202 – «Близнецы» - Эгоизм и ненависть между людьми губят их. Спасение – в самокритике. («Ругайся уж лучше перед зеркалом»).

6) С. 205 – «Кубок» - человек увлекается внешним, украшает Кубок, в котором подносит себе отраву.

7) С. 210 – «Песочные часы» - А день за днем уходит, однообразно и быстро, без меры и потому без радости.

8) С. 214 – «Истина и правда» - Содержание такое: В чем высшее блаженство? – В обладании Истиной. – Позвольте… Представьте себе такую картину: несколько молодых людей толкуют между собой. Вбегает еще один и кричит: «Я узнал истину: между двумя точками самый краткий путь – прямая линия!» - «Неужели! О, какое блаженство!» - кричат все молодые люди. – Смешно…Вы смеетесь, так не бывает. – Да, не бывает, Истина не может доставить блаженство. Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело.

– Какова идея? Высшее блаженство в обладании Правдой, соответствующей Истине. Правда – это человеческая форма обладания Истиной.

9) С. 215 – «Попался под колесо» - Смысл: надо не стонать над собой, а «радовать слух иных», т.е. делать Добро для всех.

10).с. 218 – «Мои деревья», последняя в Сборнике. - Содержание: Старый Дуб (символ Природы) «добродушно и тихо смеется» над эгоизмом человека, который хвалится: «Мои, мои, мои деревья, все мое, и земля тоже». Дуб, шелестя листвой, смеется над «похвальбой больного».

Смысл возникает по принципу «от противного»: Людям надо отказаться от эгоизма, чтобы не выглядеть «больными на голову» и смешными в глазах вечной Природы…

Надо считаться с Всесильной Природой, знать её законы, не нарушать эти законы, и, подчиняясь им, пользоваться их силой.

Лермонтов прав: «Смело верь тому, что вечно, Безначально, бесконечно».

ОБЩИЙ ВЫВОД: Тургенев всегда был реалистом, ОБЪЕКТИВНЫМ, тонко чувствовал действие законов Природы, развитие человеческой жизни, чувствовал новое и звал его - сначала звал дворян уйти от романтизма к реализму в жизни, заботится о народе, потом звал к деятельной жизни, потом надеялся на разночинцев, критиковал народников, потом звал ВСЕХ углублять не свою идеологию (классовую), а МИРОВОЗЗРЕНИЕ (всеобщие взгляды на жизнь).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ (medulla oblongata) | 

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1013;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.03 сек.