Проблемы философии права
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА
Проблемы философии права
Современное состояние общей теории права предстает преимущественно в виде социологического истолкования правовой реальности, поскольку воспроизводит ее объективное состояние, изменение, совершенствование и развитие. Вместе с тем в недрах общей теории права постепенно происходит зарождение, становление и утверждение нового философского направления, обращенного к самому себе, к тому, каким путем, методами, приемами и способами познаются правовые объекты. Общая теория права приобретает способность проверять, оттачивать и обогащать свой познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения правовых явлений и процессов. Это новое направление - философия права, - вопрос о предмете которой является дискуссионным. Различные авторы определяют предмет данного направления по-разному, иной раз просто приписывают ему ту же проблематику социологии права (общей теории права в ее нынешнем виде), истории политико-правовых учений. Поэтому-то предмет философии права лишается четкости и определенности.
Исторически философия права родилась, как было сказано выше, в недрах общей теории права или, во всяком случае, развивалась параллельно с ней. Так или иначе, но философия права представляет собой науку, являющуюся одной из органически составляющих общей теории права.
Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенного вопроса, целесообразно привести суждения отечественных предшественников известных философов и юристов по интересующей нас теме.
Так, И.А. Ильин писал: «Право - могучий корень общественной, личной и духовно-культурной жизни всякого народа, поэтому те, кто числят право по ведомству лишь юриспруденции, - не заглядывают в сущностные глубины правового бытия. В русском сознании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном - более сближалось с законностью, нормальной упорядоченностью. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти темы права, и ни один вдумчивый теоретик права не минул стези философствования». Борис Николаевич Чичерин указывал, что «правоведение, так же как и нравственность, зиждется на философских началах». А.С. Ященко отмечал, «что прогресс всей философии права главным образом обусловливается постоянно возникающими попытками заново и по-новому определить природу права. И борьба мнений вокруг этого центрального понятия юриспруденции говорит не столько о неопределенности и неустойчивости науки о праве, так как, несмотря на разноголосицу мнений о природе права, сам объект изучения, правовое явление, очень ясно и точно ограничивается, - сколько о развитии понимания природы права, о попытках углубить его, понять право в его самых первых основах».
С.В. Пахман писал, что задачей «новой историко-философской науки в области права стало не отыскание неизменного, абсолютного права, а исследование тех сил, которые лежат в основе происхождения и развития права, и вообще раскрытия законов юридических явлений...», что «все философские исследования в области права должны стать под знамя той положительной науки, которая, поставив своей задачей исследование законов юридических явлений, чужда всяких априорных построений и ищет разрешения своей многотрудной задачи на почве реальных условий юридического строя и в теснейшем союзе со всеми отраслями знаний, имеющими прямое или косвенное отношение к исследованию общественных явлений». Б.А. Кистяковский утверждал: «...для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не в той или иной гуманитарно-научной дисциплине и не во всей совокупности их, а прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цельную систему научного знания».
Из приведенного понимания задач правоведения вытекает и то, что, по убеждению И.В. Михайловского, для юриста «философия права должна быть альфой и омегой всего образования».
Довольно длительный период времени общая теория права выступала в качестве онтологической теории (социологии права). Постепенно и все в большей мере в ее рамках возникали вопросы о том, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений и процессов, какова их гносеологическая природа. Именно эти вопросы и очертили круг интересов философии права. Не точен Джером Холл, когда считает: «Научный поиск философа права в конечном итоге фиксируется на том, что в наиболее общем значении может быть обозначено термином «правовой объект знания».
Научный поиск социолога права действительно фиксируется на «правовом объекте знания», философа же права - на том, как именно познается этот «правовой объект знания».
Ф.В. Тарановский правильно указывал, что философия права «сводит философский элемент к так называемой гносеологии, т.е. теории познания, и полагает особую задачу философии права в исследовании особенностей теории познания правовых явлений».
Подобная тенденция естественна для исторического развития любой науки, когда периоды, характеризующиеся накоплением преимущественно онтологического материала, неизбежно дополняются периодами его гносеологического осмысления, обобщения и систематизации. Именно благодаря процессу гносеологизации наука приобретает способность «взглянуть на себя со стороны», проверить, отточить и обогатить арсенал своих познавательных инструментов и тем самым создать предпосылки для перехода на качественно новую ступень изучения действительности. То же самое происходит с общей теорией права: постепенное, как было отмечено выше, зарождение нового ее направления в философии права, призванного разрабатывать логику, диалектику и теорию познания правового бытия. Это направление не только раскрывает механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового бытия, а с другой - сама является итогом работы познавательной мысли. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 597;