ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ

 

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

 

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

 

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

 

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 9).

 

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

 

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

 

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

 

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

 

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

 

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

 

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

 

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

 

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

 

Мы будем изучать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

 

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" (В.О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I. С. 14).

 

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

 

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

 

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

 

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

 

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

 

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

 

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

 

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

 

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

 

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

 

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

 

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

 

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

 

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

 

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

 

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

 

Целью изучения нашего курса является формирование убудущих специалистов системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания, социального самосознания и установление связи с другими дисциплинами.

 

Главная задача курса - дать цельное представление исторического пути развития человечества, сформировать у студентов определенную систему теоретических представлений и знаний об исторических процессах в мире, показать единство и многообразие истории человечества, специфику различных цивилизаций, их типы, историю развития разных стран, народов, социумов, человека.

 

В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.

 

Важнейшими задачами изучения данного курса также являются: активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.

 

2. Данный курс относится к дисциплинам общекультурной подготовки. Он является обобщающим, синтезирующим и выполняет несколько социально-значимых функций: познавательную (интеллектуально-развивающую), мировоззренческую, практически-политическую, воспитательную.

 

Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути развития человеческого общества (истории мировых цивилизаций), в теоретическом обобщении фактов и событий, а также в выявлении главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей, нашедших отражение в исторических источниках.

 

Мировоззренческая функция состоит в том, что мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть исторические факты. История мировых цивилизаций, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения курса является формирование историзма мышления, ибо он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.

 

Практически-политическая функция состоит в том, что история, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития человеческого общества, помогает выработать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса народов к своей истории. История призвана облегчить обществу и человеку самоосознание и показать пути к самоусовершенствованию. Прошлое не уходит бесследно, у него нет границ, его нельзя отменить. Забвение его - трагедия для последующих поколений, ибо человеческое общество не может развиваться без духовного наследия. Без него оно обречено на деградацию.

 

Воспитательная функция способствует формированию гражданских качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.

 

4. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

 

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

 

5. Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии

обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость,

задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

1) природно-климатический;

2) геополитический;

3) конфессиональный (религиозный);

4) социальной организации.

Природно-климатический фактор.

 

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться

или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить,

продержаться, выйти их очередной беды, одолеть очередную опасность.

 

И.А. Ильин. О путях России

 

Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории

отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического

процесса. Последним по времени остановился на этой проблеме Л.В. Милов,

который при ее решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую

базу. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро

Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную

Русь), «при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ –

всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября

по старому стилю). В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин

находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной

обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку

кормов для скота... Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно

примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью

обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от

плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего

времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в

урожае даже семена... Практически это означало для крестьянина неизбежность

труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех

резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.).

Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого

напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.

Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким

(декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда.

Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4–6 раз). В этом

заключается фундаментальное различие между Россией и Западом,

прослеживаемое на протяжении столетий».

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов,

оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При

относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои

создавали «жесткие рычаги государственного механизма, направленные на

изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на

потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом.

Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского

самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права

в России...».

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий

обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов,

являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы

населения. «Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев

помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для

подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные

переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в

России вплоть до 1917 года... Общинные уравнительные традиции сохранились и

после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до

коллективизации…» Думается, и колхозная система смогла утвердиться в

русской деревне лишь благодаря общинным традициям.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности

национального характера русских. «Фундаментальные особенности ведения

крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на

русский национальный характер. Прежде всего, речь идет о способности

русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно

протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции.

Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между

качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем

ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.

Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в

выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к

«подрайской землице», к «беловодью» и т.п., чему не в последнюю очередь

обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу

к традиционализму, укоренению привычек («хлебопашец есть раб привычки»). С

другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее

ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для

развития у русского человека необыкновенного чувства доброты,

коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта

ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества» того

типа работника умственного труда, который известен как тип «русского

интеллигента». В целом можно даже сказать, что русское патриархальное, не

по экономике, а по своему менталитету, крестьянство капитализма не

приняло»[4].

 

Геополитический фактор

 

История России есть история страны, которая колонизуется.

 

В.О. Ключевский. Курс русской истории

 

 

История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до

великий войны двадцатого века.

 

И.А. Ильин. О путях России.

 

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на

специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория,

незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении

почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли);

благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России

речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских

территорий.

Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири,

ставших объектом приложения сил народов России, имела многообразные

последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало

благоприятные условия для оттока земледельческого населения из

исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное

обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества

усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников

дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности

государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился

этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского

крестьянства.

С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессе

колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем» в борьбе с

коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли

хватало на всех. Поэтому в России до сих пор сохранилось множество

этнических групп, исповедующих различные религии и обладающих собственными

культурными традициями. Кроме того, колонизация земель была народной. Кроме

того, экстенсивность становилась фактором экономического развития.

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как

естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с

Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными

преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное обстоятельство,

естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция,

Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в

I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и

кочевники Великой степи – с другой. Постоянная угроза военных вторжений и

открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов

России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных

материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и

редком населении.). Более того, интересы безопасности требовали

концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была

чрезвычайно возрасти.

Продолжим цепочку причин и следствий дальше: «Таким образом, бедный,

разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с

неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую

копейку, чтобы избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтобы

сохранить главное благо, народную независимость; бедная средствами

сельская, земледельческая страна должна была содержать большое войско...

Государство бедное, малонаселенное и должно содержать большое войско для

защиты растянутых на длиннейшем протяжении и открытых границ. Понятно, что

мы должны здесь встретиться с обычным в земледельческих государствах

явлением: вооруженное сословие, войско, непосредственно кормится на счет

невооруженного. Бедное государство, но обязанное содержать большое войско,

не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает

военным служилым людям земли. Но земля для землевладельца не имеет значения

без земледельца, без работника, а его-то и недостает; рабочие руки дороги,

за них идет борьба между землевладельцами – работников переманивают

землевладельцы, которые побогаче... и бедный землевладелец, не имея

работника, лишается возможности служить, являться по первому требованию

государства в должном виде, на коне, с известным числом людей и в

достаточном вооружении, конен, люден и оружен. Что тут делать? Главная

потребность государства – иметь наготове войско: но воин отказывается

служить, не выходит в поход, потому что ему нечем жить, нечем вооружиться,

у него есть земля, но нет работников. И вот единственным средством

удовлетворения этой главной потребности страны найдено прикрепление

крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались

богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле,

всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход... Прикрепление

крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в

безвыходном экономическом положении»[5].

О следующем геополитическом факторе – оторванности от морей и морской

торговли – можно долго не говорить: из-за этого приходилось продукты своего

экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать

задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и

государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям России

пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к

незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при

Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился

получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю. Вследствие этого роль

государства и общества в армии возрастала еще больше.

Но помимо неблагоприятных, были и благоприятные для исторического

развития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речной

сети Восточно-европейской равнины, которую отмечал еще Геродот.

«Однообразна природа Великой восточной равнины, не поразит она

путешественника чудесами; одно только поразило в ней наблюдательного

Геродота, «В Скифии, – говорит он, – нет ничего удивительного, кроме рек,

ее орошающих: они велики и многочисленны». В самом деле, обширному

пространству древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые

почти переплетаются между собою и составляют, таким образом, по всей стране

водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для

особной жизни; как везде, так и у нас реки служили проводниками первому

народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как

самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и

преимущественное распространение Русской государственной области в

означенную сторону; реки много содействовали единству народному и

государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале

особые системы областей, княжеств»[6].

По мнению Р. Пайпса, «Россия обладает единственной в своем роде сетью

судоходных водных путей, состоящих из больших рек с их многочисленными

притоками, соединяющихся между собой удобными волоками. Пользуясь даже

примитивными средствами транспорта, можно проплыть через Россию от

Балтийского моря до Каспийского и добраться по воде до большинства земель,

лежащих между ними. Речная сеть Сибири густа отменно – настолько, что в

XVII в. охотникам на пушного зверя удавалось в самое короткое время

проделывать тысячи верст до Тихого океана и заводить регулярную речную

торговлю между Сибирью и своими родными местами. Если бы не водные пути, до

появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое

существование. Расстояния так велики, а стоимость починки дорог при резком

перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл

лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней. Этим

объясняется, почему россияне так зависели от водного транспорта. До второй

половины XIX в. подавляющая часть товаров перевозилась на судах и на

баржах»[7]. Таким образом, речная сеть сплачивала страну и политически, и

экономически.

Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором

является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого

шелкового пути из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало

объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании

политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т. е. в

существовании евразийской империи: вначале такой империей стало государство

Чингисхана, затем – Россия.

Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию

особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается

влияние различных культур, и потому синтетической.

 

Влияние на русскую историю религиозного фактора

 

Но в том-то и заключается главное отличие православного мышления, что

оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый

разум поднять выше своего обыкновенного уровня – стремится самый источник

разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с

верою.

И.В. Киреевский. О необходимости и возможности новых начал для

философии

 

Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент,

навыки и привычки русского народа, то религия – восточное христианство,

православие – воспитала их душу.

Мы попытаемся лишь определить, в чем заключается суть специфики

русского православия и как эта специфика повлияла на своеобразие русской

истории.

И Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало

сюда через разных посредников: на Запад – через Рим, в Россию – через

Византию. Как справедливо в свое время отмечал выдающийся русский

мыслитель, один из основоположников славянофильства Иван Васильевич

Киреевский, каждый христианский «народ, вследствие местных, племенных или

исторических случайностей развивший в себе преимущественно одну какую-

нибудь сторону умственной деятельности, естественно должен был и в духовной

жизни своей и в писаниях своих богословов удерживать тот же свой особенный

характер...»[8]. Соответственно в западном (католицизме) и восточном

(православии) христианстве не могли не отразиться особенности римской и

греческой цивилизаций.

По мнению Н.Я. Данилевского, эллинский культурно-исторический тип «был

типом культурным, и притом преимущественно художественно-культурным»,

римский же – политическим, развившим и осуществившим с успехом «одну лишь

политическую сторону человеческой деятельности». А потому «сообразно

основной черте психического строя греков, их религия получила исключительно

эстетический характер, – религия римлян, также соответственно основным

свойствам их мировоззрения и культуры, получила характер политический»[9].

Другая характерная черта римской цивилизации, тесно связанная с первой, –

ее рационализм (неслучайно всесторонне разработанная система права – так

называемое римское право – появилась именно в Риме, а не в Греции):

«отличительный склад римского ума заключался в том именно, что в нем

наружная рассудочность брала

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единство любви и воли. | Функції фінансового менеджменту

Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 147;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.106 сек.