Взаимосвязь социального и биологического в личности.


Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. С одной точки зрения (представители санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей - понятие «индивидуальность» с этой позиции шире, чем понятие «личность». С другой точки зрения (представители московской психологической школы), понятие «индивидуальность» - самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Существует целый ряд психологических концепций, в которых личность - целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека: биологические, психические и социальные. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема взаимодействия биологического,социального и психического.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие - спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; производный только от биологического или только от социального развития; результат их параллельного действия на индивида и т. п.

Группы концепций, по-разному рассматривающие соотношение социального, психического и биологического:

1. В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое - явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным.

2.В биологизаторских концепциях психическое - линейная функция развития организма, что-то, следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено биологическим законам. В этих концепциях используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий.

3. Социологизаторские концепции исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представлена иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества: развития его духовной жизни, культуры.

Суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает эволюцию психики животных и историю духовного развития общества.

Эти две тенденции находят свое отражение в закономерности развития человека. Эти две тенденции находятся в постоянном взаимодействии, и для психологии важно выяснить характер их взаимосвязи.

Результаты исследований закономерностей психического развития человека говорят о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое - психическое - социальное». Подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность».

В различных отечественных психологических школах соотношение биологического и социального в личности и их роль в психическом развитии трактуются по-разному. Представители Московского университета считают, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. Представители Санкт-Петербургского университета считают, что социальные и биологические детерминанты о равны в развитии личности. Эти позиции дополняют друг друга.

Концепция структуры личности К.К.Платонова.

С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Характерен в этом направлении подход К.К. Платонова. Личность (по К.К. Платонову) - некая биосоциальная иерархическая структура.

Подструктуры личности (по К.К. Платонову):

1.Направленность.

2.Опыт (знания, умения, навыки).

3.Индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления).

4.Объединенные свойства темперамента.

В противовес мнению К. К. Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Структурный подход А.Н.Леонтьева.

К концу 1970-х гг. стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева.

Особенности понимания личности Леонтьевым. Личность (по А. Н. Леонтьеву) - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека- физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, прижизненно приобретенные знания, умения и навыки. Понятие «индивид» (по Леонтьеву) отражает целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Они составляют предпосылки и условия ее формирования.

Концепция личности А.В.Петровского.

Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов - представителей московской школы: А. В. Петровского. Личность в психологии (по А. В. Петровскому) - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные отношения.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми - особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи.

Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.

Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития. Индивидуальные особенности человека никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Представители московской психологической школы считают что, индивидуальность - одна из сторон личности человека.

В позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных момента: личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека; личность - продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами. Вывод: социальное больше влияет на психическое развитие индивида.

Проблема личности в работах Б. Г.Ананьева.

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы представлено в работах Б. Г. Ананьева. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личностиявляется то, что он выделил четыре уровня организации человека: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность». В этом заключается основное различиев подходах, которое связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека.

Личность (по Ананьеву) - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. В характеристиках личности раскрывается общественная сущность человека - свойство быть личностью присуще человеку как социальному существу. Социальное существо - человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Санкт-петербургская и московская психологические школы в понятие «личность» включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека.

Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. В эту структуру могут войти некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности. Структура личности включает структуру индивида в виде общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

Основное различие между представителями двух ведущих отечественных психологических школ заключается в расхождении по вопросу об участии биологических детерминант в формировании личности. Ананьев подчеркивал, что ему близка позиция К. К. Платонова. Личность изменяется в процессе истории человека и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Представителями санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. Разногласия по данному вопросу обусловливают определенные различия и во взглядах на природу индивидуальности. Ананьев считал, что индивидуальность - индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду надо стать личностью.

Комплексный подход Б. Ф.Ломова к исследованию личности.

Известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводились к следующим основным положениям:

1.Исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает как проблема соотношения организма и личности.

2.Одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое - в рамках социальных наук. Оба относятся к человеку как к представителю вида Homo Sapiens и как к члену общества. В каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность - включенность человека в жизнь общества.

3.Исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид-общество» оно не может быть понято. Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.

4.Формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Этот процесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов: системы воспитания и образования.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью - на каждом этапе развития они играют различную роль. Они содержат социальные и биологические детерминанты.

Формирование и развитие личности. Классификация концепций личности.

Личностью человек не рождается, а становится. Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Психоаналитическая теория понимает развитие - адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, выработка у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности - формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теориитрактуют развития личности - процесс становления «Я».

Концепция развития личности Э.Эриксона.

Существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относятся к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Жизненные пси­хологические кризисы, наступающие у каждого человека:

1.Кризис доверия - недоверия (1-ый год жизни).

2.Кризис автономии - сомнений и стыда (около 2-3 лет).

3.Кризис появления инициативности - появления чувства вины (примерно от 3 до 6 лет).

4.Кризис трудолюбия - комплекса неполноценности (от 7 до 12 лет).

5.Кризис личностного самоопределения - индивидуальной серости и кон­формизма (от 12 до 18 лет).

6.Кризис интимности и общительности - личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Кризис заботы о воспитании нового поколения- «погруженияв себя» (между 30 и 60 годами).

8.Кризис удовлетворенности прожитой жизнью - отчаяния (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона - смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает что-то новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Новые личностные черты возникают на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает положительные качества и недостатки. Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную.

Таблица. Стадии развития личности (по Э.Эриксону).

Стадия Нормальная линия Аномальная линия
1. Раннее младенче­ство (от рождения до 1 года) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
2. Позднее младен­чество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (хождения). У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3. Раннее детство (около 3-6 лет) Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5. Половое созрева­ние, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)   Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей о будущем, настоящем и прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. Средняя взрос­лость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощу­щение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Социализация и индивидуализация как формы развития личности.Первичная и вторичная социализация. Инкультурация. Саморазвитие и самореализация личности. Устойчивость личностных свойств.

В отечественной психологии считают, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек - существо социальное, с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 13291;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.