Ж. Маритен (1782-1873)


Автор работ «Права человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия».

Естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом, Богом. Вечный закон – источник и первопричина всех остальных законов и процессов. Одно из проявлений вечного закона – естественный закон. Бог – первый принцип естественного права.

Естественный закон восходит к абсолютному вечному закону. Именно в естественном законе коренится идеальный порядок действий, которому должно соответствовать позитивное право и его практическое применение.

Права человека – это естественные права. Маритен подчеркивает, что верующие лучше понимают естественные права, чем атеисты. Чем ближе человек к Богу, тем больше ему раскрываются естественные права.

Маритен выделял следующие группы прав:

1) фундаментальные права человека: право на жизнь и личную свободу, на собственность, на вступление в брак и др.;

2) политические права: их перечень определяется законодательством конкретного государства. Но косвенно они зависят от естественного права;

3) социальные права: право на труд, на объединения (союзы), социальное обеспечение в старости и др.

 

Политико-правовые взгляды Ф. Скорины (1490 г.р.)

Окончил Краковский университет со степенью бакалавра, Падуанский университет со степенью доктора лекарских наук.

В 1517 г. на древнерусском языке издает 22 книги Библии и Псалтырь, затем – «Апостола» и «Малую подорожную книжицу». В каждой его книге имелось предисловие или послесловие, в которых и излагались его идеи.

Идеи Скорины сформировались под влиянием западных учений, в частности, Фомы Аквинского.

У Скорины источник всех прав и нравственных понятий – двоякий закон. Первый закон дается человеку Богом с рождения. Это такое природное качество, по которому человек понимает правовые нормы на основе уже имеющейся у него в сердце любви к Богу. Справедливость – тоже врожденное нравственно-божественное понятие. Второй закон – это закон, заключенный в Евангелие, правилах отцов Церкви. Он включает:

1) право земское (посполитое право, которое регулирует отношения собственности и семьи, и «языческое» право (право народов, разговаривающих на разных языках));

2) рыцарское право;

3) торговое право и др.

Все перечисленные права основываются на Библии.

Скорина предъявляет к законам определенные требования: он должен соответствовать обычаям земли, времени, географии. Скорина считает, что законодательство должно соответствовать, в первую очередь, культуре, а не политике. Закон нужен только людям, несовершенным в нравственном плане и не способным жить по Богу. Право должно быть надсословным.

Скорина связывает создание права с созданием государства и государственной власти. Идеал государства для Скорины – это просвещенная монархия. Монархия отражает божественное мироздание, природный иерархический порядок. Скорина считает, что глава государства должен быть образованным и справедливым.

 

Интегральная юриспруденция (Дж. Холл, Г. Дж. Берман, Л. Л. Фуллер)

Г. Дж. Берман

Автор работ «Право и революция», «Формирование западной правовой традиции», «Вера и закон».

Берман считал, что теория права должна свести воедино три классические школы права: школу позитивизма, естественную школу права (этическую) и историческую школу права. В результате будет создана единая интегральная юриспруденция (целостная концепция), исчезнут противоречия права и конфликты между школами.

По его мнению, право не может быть связано только с материальными или только с религиозными условиями. Право должно учитывать и то, и другое.

Берман говорил, что «право – это не только то, что записано в книгах, но и то, что находится в действии».

Дж. Холл

Автор работы «Интегральная юриспруденция».

Холл указывает, что существует 1) естественно-правовая теория, которая подчеркивает моральные аспекты права; 2) юридический позитивизм, который определяет право как веление государства; 3) правовой реализм, раскрывающий процессуальные и социальные стороны права. В связи с одновременным существованием названных школ необходимо создание интегрированной теории, задача которой состоит в уничтожении пропасти между позитивизмом и социологией права.

Холл говорит, что право имеет динамическую (процессуальную) и юридическую стороны.

Л. Л. Фуллер

Автор работ «Мораль права», «Анатомия права».

Он делил мораль на обязывающую и вдохновляющую. Обязывающая мораль устанавливает правила, без которых человечество не может существовать, а вдохновляющая мораль имеет дело с высшими человеческими достижениями. Между обоими видами морали должны существовать отношения взаимодействия.

Правовая система должна иметь общие правила поведения, которые должны быть известны, опубликованы, понятны, не противоречивы, не ретроспективны, выполнимы.

Внутренняя моральность права является вариацией естественного права (процедурного естественного права).

 

Правовое учение Г. Д. Гурвича (1894-1965)

Автор работ «Руссо и Декларация прав», «Социология права» и др.

Г. Д. Гурвич утверждал, что единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов: поверхностный и глубинный. Поверхностный (конструктивный) опыт воспринимается на основе разума, а глубинный (интуитивный) опыт задан человеческому сознанию априорно.

Г. Д. Гурвич выделял три вида познания общества: системный, индивидуальный и социологический.

Он отрицательно относится к системе позитивизма, так как, по его мнению, нормативная концепция воспринимается как принудительная сила государства. На самом деле эта сила имеет более глубокую основу, потому что правовые предписания заимствуют свою обязательность не от произвола индивидов, а от произвола социального целого. Только социология права способна объяснить данный феномен. Именно она может объяснить взаимоотношения между правовыми системами и школами права.

Право основывается на общественном (коллективном) признании, а первичные элементы правовой действительности не индивиды, а коллективы.

Право необходимо изучать не только по нормативному материалу, так как правовая действительность ими не ограничивается. Право существует и помимо государства.

Право, по Гурвичу, - это попытка осуществить в данных социальных условиях «идею справедливости», которая заключается в примирении противоречивых ценностей, путем многостороннего оперативно-атрибутивного регулирования, основанного на неразрывной связи между правопритязаниями и обязанностями; это регулирование обретает действенность только через нормативные факты. Право – это продукт социального целого.

Каждая социальная группа создает свое право, а все социальные группы создают целое. Сущность права заключается в примирении коллективных и индивидуальных ценностей.

Право – это не обязательная норма, а особое состояние социальной группы, при котором все входящие в нее индивиды связаны единой ценностью – социальной справедливостью.

 

 



Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 135;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.