Музыка в античной культуре. Древнегреческая идея музыки.


Вершиной развития музыкальных культур древнего Средиземноморья стала музыка Античной Греции. Она развивалась в русле цивилизаций древности и составляла с ними единый культурный комплекс, обобщив достижения музыки Древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии, Сирии, Палестины и др. В тоже время она стала исходной точкой европейской истории музыки. Подчёркивая значение Античности для истории музыки, Р.И.Грубер писал; «Подобно тому, как “в многообразных формах греческой философии… имеются в зародыше, в возникновении почти все позднейшие типы мировоззрения” (Ф.Энгельс), так и в музыкальной области античная музыкальная культура предвосхитила ряд основных явлений позднейших эпох». Он же впервые представил музыкальную культуру Античности как наследницу культур Древнего Востока и этап в развитии музыкальной культуры мира, отметив воздействие этих культур на «становление более молодой греческой музыкальной культуры, которая подытожила достижения древнейших средиземноморских культур». В вопросе преемственности античной культуры он был солидарен с немецким историком Германом Абертом, который подчёркивал: «После того, как новейшая историческая наука энергично взялась за изучение культуры передней Азии и Египта, была поколеблена точка зрения целиком самобытного характера греческой музыки… Огромное увеличение объёма наших знаний о древнейшей греческой истории и культуре обнаружило с достаточной очевидностью, что эллинская культура уходит своими корнями в культуры Древнего востока, в первую очередь — Передней Азии и Египта. Этим самым история греческой музыки оказалась гораздо древнее, чем предполагали ранее.».

С периода Античности обычно начинается последовательное изложение истории западноевропейской музыки. Т.Н.Ливанова подчеркивает, что «история западноевропейской музыки как процесса, поддающегося последовательному рассмотрению, начинается именно с Древней Греции: там воплощено своего рода детство нашей художественной культуры».В то же время она отмечает, что музыкальное искусство Древней Греции почти не оставило памятников, сопоставимых по своей значимости с другими видами искусства. Мы можем судить о музыке Древней Греции и Рима по косвенным источникам и говорить в большей мере о музыкальной эстетике, теории, философии музыки, её роли в обществе. Нам доступны памятники археологии, изображения музыкантов на памятниках архитектуры, декоративно-прикладного искусства, упоминания о них в художественной литературе и т.д. Многочисленные труды Аристоксена, Плутарха, Филодема, Аристида Квантилиана, Птолемея и других античных учёных посвящены музыке. Существует, наконец, круг сохранившихся записей музыки, расшифровка которых остаётся интереснейшей, но спорной областью музыкальной науки и практики. Всё это даёт возможность более или менее полно представить себе облик античной музыкальной культуры.

К сожалению, надежды, возлагавшиеся на расшифровку нотных памятников, не оправдались. О.Флейшер красноречиво описывает ситуацию: «Когда же, наконец, эти произведения вышли из печати с полным научным обоснованием, то появилось и немало разочарованных … При виде длинных рядов переложенных нот возникало такое ощущение, как будто кто-то рассыпал полную горсть нот над системой линеек, не задумываясь над тем, куда они попадут. Некоторые места выглядели просто как издевательство над всеми музыкальными ощущениями». Причины подобного разочарования кроются в природе музыки как искусства динамичного, любые системы записи фиксируют лишь её мгновения. Кроме того, музыкальные нотации древности были связаны с практикой и предназначались исполнителям. Воспроизвести эту музыку, не зная её на слух, практически невозможно. По этому поводу Е.В.Герцман пишет: «Дефекты нотной записи в какой-то степени нивелируются слуховым восприятием, воспитанном на живом процессе музицирования. Смысловые поправки такого рода вносят существенные коррективы в понимание графических изображений, приближая их к реальному интонированию. Следовательно, без сопоставления с реальным звучанием нотная запись остаётся выхолощенной формой, не отображающей в полной мере всех особенностей художественного произведения». Поэтому нотные записи античной музыки не составляют главный объект научного интереса, но дополняют другие источники.

Древнегреческая концепция музыки неразрывно связана с пониманием сущности мусических искусств (в это понятие греки вкладывали несколько значений, в том числе, «искусство под покровительством муз»). Проблема определения «мусического искусства» ставилась в широком и узком смысле слова. Платон трактует понятие мусических искусств в широком смысле, как единство поэзии, риторики, музыки, орхестики (искусства танца, хоровода). Мусический в его понимании означает образованный, высочайшее же мусическое искусство — философия. В тоже время Платон отделяет певцов и музыкантов, иногда даже обозначая их специализацию (инструменталисты), а также разделяет музыку инструментальную и песнопения. Он также называет музыкой сочинение напевов и «чистое движение звуков». Задачей музыки, в комплексе с философией, гимнастикой, Платон считает воспитание человека, «воспитание с помощью слова и в смысле внедрения рассудительности, и в смысле воспитания любви к прекрасному, и в смысле воспитания и тренировки с помощью слов и мифов». В трудах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) музыка впервые выделяется как искусство в узком смысле слова, а также впервые инструментальная музыка уравнивается в правах с вокальной, связанной со словом. Инструментальную музыку (авлетику и кифаристику, названия происходят от наименования музыкальных инструментов — авлоса и кифары) он называет подражательным искусством, подражание же понимает как познавательный процесс: «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики — всё это, вообще говоря, искусства подражательные… Подражание прирожденно людям с детства, и они тем отличаются от прочих живых существ, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания» — пишет он.

Важное значение имело представление о музыке как о науке, оперирующей числами, в их космологическом значении, «структурном принципе неба, земли и всего, что движется в них». Музыка воспринималась как отражение звучания космоса и его гармонии. Эту концепцию развивал Пифагор и его последователи (подробнее см. раздел Древнегреческая теория и философия музыки). В.И.Вернадский считал пифагорейскую концепцию музыки важной для всего развития науки. «Через Пифагора и пифагорейцев концепции музыки проникли в науку и надолго охватили её. С тех пор искание гармонии (в широком смысле), искание числовых соотношений является основным элементом научной работы…В концепциях учёных нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных с религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь ещё видны и живы ясные следы древней связи науки с религией».

Характерной чертой античной музыкальной культуры является её связь с мифологией, что проявляется как в образном ряде античных музыкальных памятников, так и в магическом (по представлениям Античности) воздействии музыки на человека. В этом можно увидеть связь с древними представлениями о магическом воздействии звука и музыки на человека и окружающий его мир, которые ещё жили в античной культуре. Данные представления были персонифицированы в образах легендарных музыкантов: Орфея, Марсия, Олимпа, олицетворявших великую силу искусства. Сюжет мифа об Орфее в дальнейшем вдохновит Монтеверди, Глюка, Листа и других композиторов, воплотивших этот миф в своих операх и симфонических произведениях. Мифология лежит в основании античной трагедии, ставшей прародительницей европейской оперы.

Таким образом, интерпретация понятия «музыка» в античном мире была довольно широкой — от одной из составляющих мусических искусств, средства воспитания, науки до конкретных видов музыкальной практики, т.е. ремесла. Во всех случаях этот феномен трактовался как синкретический, в нём подчёркивалась неразрывная связь музыки с движением, словом.



Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 373;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.