Игровые приемы и процедуры
Приемы, процедуры, миниигры. Представляется, что термин «миниигры» достаточно точно характеризует некоторый комплекс дидактических способов воздействия, которые, в соответствии с предложенной структурой, следует отнести к игровым приемам и процедурам. Они довольно часто используются преподавателями на практике. Их еще называют блиц-играми, микропреподаванием, элементами активизации и т.п. В трактовке миниигр существует много несоответствий. Главное из них состоит в оценке их продолжительности. Миниграми называют и кратковременные процедуры – 15-20 минут и более длительные – до 3-4 часов учебного времени. Учитывая вузовскую специфику, к минииграм, видимо, следует относить такие игровые процедуры и приемы, которые имеют продолжительность проведения менее одного академического часа, носят спонтанный характер и, как правило, hi требуют одновременной активности всей аудитории.
Такая трактовка объясняется тем, что, во-первых, для вузов академический час – это стандартный интервал времени, в соответствии с которым планируется занятие, следовательно, он может считаться нормой. Во-вторых, организация игры в рамках стандартных временных интервалов учебного занятия требует введения правил и жесткого регламента на каждой этапе. Так что такая форма занятия будет больше соответствовать дидактической игре. В-третьих, эти методы чаще всего применяются именно тогда, когда нельзя добиться активности всей аудитории или их общего непосредственного участия в игровой деятельности. Препятствовать этому могут: большая численность присутствующих, используемая форма проведения занятия, место и время проведения занятия, другие факторы.
В соответствии с указанными требованиями к минииграм (соответственно и к игровым приемам и процедурам) можно отнести игровые действия незначительной (10-30 мин.) продолжительности, не имеющие правил, предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию.
Главная цель применения игровых приемов и процедур в изменении эмоционального отношения студентов к учебной информации или процессу обучения.
В зависимости от типа реализуемых преподавателем игровых отношений со студентами, выделяют открытые и закрытые игровые приемы. Открытым считается прием, при применении которого преподаватель ставит перед студентами именно ту педагогическую задачу, которую он на самом деле собирается решать. Закрытым, когда условность, задаваемую приемом, ощущает только преподаватель, а студенты работают «всерьез». Иными словами, когда преподаватель прибегает к манипуляции. Возможно использование и полуоткрытых игровых приемов. В этом случае условность ситуации неявно подразумевается студентами или вскрывается преподавателем сразу после проведения приема.
Характерными примерами игровых приемов выступают следующие вопросы: «Кто может ответить на такой вопрос....?», «Кто знает почему.....?», «Кто может мне возразить...?» (эти вопросы можно отнести к приемам открытого типа); «Я не помню, подскажите как....?», «Мне прислали несколько занимательных задач, я их еще не решал, давайте попробуем решить вместе?» (варианты манипуляции), «Кто не согласен с этим мнением?» и другие.
Активность при использовании игровых приемов стимулируется личностными социальными и познавательными мотивами, естественным человеческим стремлением обучающихся к самореализации, самоутверждению. Большой интерес в этом плане представляют игры-провокации и игры-эксперименты. Первые, применяемые без предупреждения, вызывают сильную эмоциональную реакцию аудитории и, при умелом использовании, позволяют добиться заметного прорыва в рассмотрении отдельного вопроса, термина, категории. Но использование этого приема ограничено. Он не может применяться часто. Игра-эксперимент или игра-демонстрация имеют очень большое значение в практике преподавания гуманитарных наук как вариант наглядного доказательства многих положений. При этом испытуемыми выступают обучающиеся, и такая демонстрация является весьма эффектной.
В качестве примеров игровых приемов можно привести провокацию, «профессию на букву…», оппонентов, «расскажем сказку», проблемную цепочку.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 507;