Эстетическое мануальное моделирование лица и шеи
В этой главе просто, доступно и лаконично описаны способы эстетической мануальной коррекции шеи и лица. Освоить эти методы лучше всего на специально проводимых авторских семинарах, информация о которых есть в конце книги.
Своим появлением эстетические проблемы лица и шеи обязаны трем основным факторам - миофасциальным дисфункциям (нарушение тонуса как в сторону повышения, так и снижения); нарушению лимфооттока; изменению позиции костей лицевого черепа. Появление глубоких морщин из-за деформации соединительнотканных волокон кожи является следствием этих факторов.
Регулярно встречаются следующие типичные зоны гипертонуса миофасциальных тканей в челюстно-лицевой области;
1. Передний височный, жевательный и передний шейный апоневрозы;
2. Мышцы глотки и мягкого неба;
3. Крыловидные мышцы;
4. Жевательные мышцы;
5. Круговые мышцы глаз;
6. Круговая мышца рта, а также мышцы, поднимающие и опускающие углы рта и губы;
7. Мышцы дна полости рта;
8. Система мышц подъязычной кости.
Нарушение лимфооттока может происходить вследствие миофасциальной дисфункции, но может формироваться и самостоятельно, как следствие нарушения сократительных элементов лимфангионов и лимфоузлов.
В качестве примера такой сочетанной эстетической дисфункции можно привести типичные лимфостазы в области скул и углов нижней челюсти (щеки из-за спины видны), которые формируются при гипертонусе переднего височного и жевательного апоневрозов. Формирование «второго» подбородка происходит вследствие лимфостаза поднижнечелюстной области, причина которого гипертонус мышц дна рта - челюстно-подъязычной, подбородочно-подъязычной, подбородочно-язычной, переднего брюшка двубрюшной мышцы, а также подъязычно-язычной мышцы. Кро
ме этого, в развитии эстетических дисфункций поднижнечелюстной и передней шейной зоны я придаю ключевое значение миофасциальным структурам, входящим в систему подъязычной кости. Формирование морщин в районе круговых мышц глаз и рта являются следствием хронической миофасциальной дисфункции в этих регионах.
Алгоритмы эстетической мануальной коррекции шеи и лица, разработанные автором книги за последние несколько лет, представлены несколькими блоками лечебных техник. Эта схема показала свою высокую эффективность на практике. Именно в таком порядке рекомендуется проводить эстетическое мануальное моделирование лица и шеи. Лечебные блоки весьма самодостаточны и могут использоваться изолированно либо в комплексе с другими косметическими и массажными процедурами. Перечень или порядок мануального эстетического моделирования лица и шеи следующий:
1. Активные лимфодренажные техники шеи и головы;
2. Коррекция миофасциальных структур вентральной шеи и дна полости рта (интраоральные техники - принципиальная новизна в косметологии и эстетическом моделировании лица!);
3. Коррекция глобальных лицевых паттернов;
4. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры.
Механизмы эстетических эффектов при использовании предлагаемых лечебных техник представляются мне таким образом:
1. Освобождение блокированных в лице и теле эмоциональных блоков;
2. Гармонизация глубинных зон мозга, межполушарная синхронизация;
3. Стимуляция кровообращения и микроциркуляции;
4. Улучшение венозного и лимфооттока;
5. Достижение функционального баланса миофасциальных структур.
Активные лимфодренажные техники
Наше тело на 70% состоит из жидкости. Большинство эстетических дисфункций обусловлено неадекватным перераспределением жидкостей в органах и тканях. Мы об этом факте почему-то забываем. Первая фаза тканевого повреждения как раз и есть отек ткани и задержка жидкости. Подробно суть этих процессов описана в главе, посвященной тканевому повреждению.
Учитывая атаномо-физиологические особенности лимфоциркуляции региона головы и шеи, я предлагаю начинать коррекцию этих регионов с активных лимфодренажных техник, которые включают в себя ликвидацию тканевых повреждений, локализованных в соединительнотканных зонах под- и надключичной области, (передний шейный и верхняя часть грудного апоневроза) и т. Р1аНзта, а также непосредственно в гладко- мышечных сократительных элементах лимфангиона и лимфоузлах указанной зоны.
Предлагаемый подход уникален тем, что предполагает лечебное воздействие на рестрикции, локализованные в отеках лимфатических сосудов (лимфангион в целом) и сократительных гладкомышечных элементах лимфатических узлов.
Путем пальпации и перкуссии определяем приоритетные места тканевых повреждений в указанных регионах. Чаще всего имеется тенденция к одностороннему расположению зон поражения. При более запущенном процессе - лимфостаз и ригидность ткани двусторонние.
Техники коррекции - развертывание либо сепарация ткани. Порядок прохождения зон указан цифрами и стрелками на рис. 44.
Начинать продвижение я рекомендую с рукояти грудины (1), далее под ключицей (2) до ключично-акромиального сустава (3), переход над ключицу (4,5), к яремной вырезке (6), далее по средней линии поднимаемся до тела подъязычной кости (7), переходим на передний край грудинно-ключично-сосцевидной мышцы (8) и по нему спускаемся в район первого ребра (9) (надключичная ямка). Обычно начинают процедуру с менее болезненной стороны и делают ее с двух сторон. Можно дополнить алгоритм локальной коррекцией зон лимфостаза и ригидности в регионе переднего шейного апоневроза и .
Владеющие краниосакральными техниками обычно дополняют этот алгоритм коррекцией диафрагм торакального выхода и
Предлагаемые коррекционные шаги нормализуют тонус и кровообращение что является очень важным терапевтическим ре-
Рис. 44 — Схема лимфодренажной коррекции соединительной ткани в зонах над- и подключичной области, переднего шейного апоневроза, подкожной мышцы
шеи и системы подъязычной кости
Рис. 45 — Схема вставления т. Р1аН$та в мимическую мускулатуру нижнего отдела лица.
1 - круговая мышца рта; 2 - треугольная мышца нижней губы; 3 - т. Р1аизта.
зультатом эстетического моделирования шеи и нижнего региона лица. На рис. 45 хорошо видны места вставления т. РШ/зта в круговую мышцу рта, треугольную мышцу нижней губы и мышцу, оттягивающую угол рта (мышцу «смеха»).
Следующий этап активных лимфодренажных техник - лимфодренаж основания черепа, околоушной и поднижнечелюстной областей. Важность этой процедуры сложно недооценить. Мы можем положительным образом воздействовать на отечные и пастозные ткани лица, убирая лишние объемы (как раз тот случай, когда «щеки сзади видны» или +2-й и 3-й подбородки; и менять цвет кожных покровов с бледно-синюшного или зеленоватого на приятный розово-телесный.
Лечебная техника осуществляется через два пальца, установленные на смежных зонах. Очередность установки пальцев показана на рис. 47.
Некоторые специалисты предпочитают обрабатывать правую и левую стороны поочередно. Но лучше всего это делать одновременно с двух сторон, так как однородность движения тканей в симметричных зонах является важным показателем терапевтически успешно проведенной процедуры.
Коррекция миофасциальных структур вентральной шеи и дна полости рта
Рис. 47 — Схема проведения активного лимфодренажа околоушной области
(зоны 3 и 4)
Рис. 46 — Схема активного лимфодренажного продвижения в регионах основания черепа, околоушной и поднижнечелюстной областях
Миофасциальные структуры вентральной (передней) шеи, помимо широко известной в косметологических кругах подкожной мышцы шеи (т. Р1аНзта), представлены весьма активными в плане локализации тканевых повреждений (рестрикций) группами мышц, расположенными цепочкой выше и ниже подъязычной кости. При описании этих структур я предпочитаю использовать термин « система мышц подъязычной кости».
N8! Мышцы, расположенные выше и ниже подъязычной кости, реципрокно (взаиморегулирующе) влияют друг на друга, на позицию нижней челюсти, тонус лимфостати
ческие процессы в поднижнечелюстной области, а также на состояние круговой мышцы рта и мышечные группы, опускающие нижнюю губу и угол рта.
Рис. 48 — Схема расположения подъязычной кости
Рис. 49 — Как найти подъязычную кость
Мышцы, расположенные ниже подъязычной кости:
• Лопаточно-подъязычная мышца
• Грудинно-подъязычная мышца
• Грудинно-щитовидная мышца
• Щитоподъязычная мышца
Функция группы мышц - опускание подъязычной кости.
Мышцы, расположенные выше подъязычной кости, формируют дно полости рта, их дисфункции изменяют форму подбородка (+2-й или +3-й) и всей поднижнечелюстной области. Перечень мышц, расположенных выше подъязычной кости:
• Двубрюшная мышца опускает нижнюю челюсть, тянет ее назад, поднимает подъязычную кость.
• Шилоподъязычная мышца тянет подъязычную кость вверх и назад.
• Челюстно-подъязычная мышца (дно ротовой полости) поднимает вверх подъязычную кость, опускает нижнюю челюсть.
• Подбородочно-подъязычная мышца тянет подъязычную кость вперед и вверх или опускает нижнюю челюсть
Коррекцию системы мышц подъязычной кости лучше проводить в восходящем направлении (сначала ниже подъязычной кости, а затем - выше).
Рис. 50 — Система мышц подъязычной кости.
1 - челюстно-подъязычная; 2 - подбородочно-подъязычная; 3 - двубрюшная, переднее брюшко; 4 - двубрюшная, заднее брюшко; 5 - суставной отросток нижней челюсти;
6 - подъязычная кость; 7 - щитоподъязычмая мышца; 8 - грудинно-подъязычная мышца;
9- рукоятка грудины; 10- грудинно-щитовидная мышца;
11 - лопаточно-подъязычная мышца; 12 - лопатка.
Рекомендуется техника развертывания или сепарации тканей, выполняемая до остановки движения и появления ощущения «однородности» между руками терапевта.
Порядок проведения коррекции мышц ниже подъязычной кости и позиция рук терапевта следующие:
1. рукоятка грудины - щитовидный хрящ;
2. щитовидный хрящ - подъязычная кость;
3. рукоятка грудины - подъязычная кость;
4. подъязычная кость - лопатка (сначала с одной, затем с другой стороны).
Коррекция мышц, расположенных выше подъязычной кости, представляет собой высокоэффективное воздействие на дно полости рта (ин- траоральные техники). Мануальное моделирование осуществляется двумя руками - одна расположена в полости рта (в резиновой перчатке), а другая работает оппозитно, через кожу и ткани.
Начинать интраоральную коррекцию следует с мышц, расположенных по средней линии (подбородочно-подъязычная и подбородочноязычная мышцы).
Терапевт располагается сбоку на уровне головы, краниально расположенная рука (та, которая ближе к голове пациента) в перчатке, 3-м пальцем мягко и аккуратно пальпирует ткани интраорально, другая рука помогает ей в пальпации оппозитно через кожу.
Следует заранее договориться с пациентом (клиентом) о том, как он будет сообщать вам о наличии болезненности в обрабатываемых зонах.
Рис. 51 — Коррекция грудинно-подъязычной мышцы. Расположение рук терапевта — на рукоятке грудины и подъязычной кости.
Рис. 52 — Коррекция лопаточно-подъязычной мышцы. Терапевт располагается на стороне коррекции.
Позиция рук - ость лопатки на стороне коррекции и подъязычная кость.
Рис. 53 — Миофасциальные группы полости рта.
1 - язык; 2 и 3 - верхняя челюсть; 4 - языкоглоточная мышца; 5 - шилоязычная мышца;
6 - отрезок заднего брюшка двубрюшной мышцы; 7 - шилоглоточная мышца;
8 - шилоподъязычная мышца; 9 - язычно-подъязычная мышца; 10 - челюстно-подъязычная мышца; 11 - платизма; 12- подбородочно-подъязычная мышца; 13- нижняя челюсть (в поперечном разрезе на уровне подбородка); 14 - подбородочно-язычная мышца.
Рис. 54 — Интраоральная коррекция мышц, расположенных выше подъязычной кости (дна полости рта)
Обычно мы поступаем просто: если будет больно, пациент говорит «угу» (скорее мычит, говорить с вашими пальцами во рту он просто не может), а если не больно, - издает звук, похожий на «неа...» Отнеситесь к этому моменту очень серьезно, так как он определяет нашу тактику коррекции. Так, если пациент не сообщает о болезненности тканей, а вы ощущаете уплотнение и лимфостаз, то просто проводите оппозитную коррекцию зоны техникой развертывания, в качестве критерия успешно проведенной коррекции выступает феномен сближения пальцев руки (расположенной ин- траорально и снаружи). Если пациент сообщает нам о болезненности структур при пальпации, то оппозитную коррекцию следует дополнить вторым этапом лечения, перенеся наружно расположенную руку на подъязычную кость и вновь проведя технику развертывания.
От средней линии следует внимательно и аккуратно, не пропуская тканевых дисфункций, продвигаться сначала в одну сторону, затем вернуться к средней линии и обработать другую сторону.
Категорически не рекомендуется интраорально расположенной рукой пытаться воздействовать на медиальную крыловидную мышцу, которая расположена сразу за коренными зубами. Эта мышца обычно очень болезненна и активна в нейрофизиологическом плане. Необдуманное и резкое нажатие на нее может привести к спазму с последующей дисфункцией основания черепа и нижней челюсти. Если вы не прошли семинары, посвященные краниосакральной терапии, не делайте этого!
Двубрюшная
мышца
Челюстно-подъязычная
мышца
Подбородочно
подъязычная
мышца
Рис. 55 — Пальпаторная схема дна полости рта
Рис. 56 — Результаты однократной коррекции мышц системы подъязычной кости и дна полости рта
Результаты проведенной интраоральной коррекции (даже однократной) могут очень порадовать.
Примечание
Зоны вентральной шеи и дна рта являются активными психосоматическими зонами и могут «удерживать»» в себе различные подавленные эмоции. Наша коррекция может приводить к высвобождению подавленных эмоций в виде глубоких вздохов. Пугаться этого освобождения не надо, обычно после него пациенты (клиенты) чувствуют себя отдохнувшими и с хорошим настроением, что позволяет использовать предлагаемые технологии в улучшении «качества жизни»» в SРА-практике.
6.1. Коррекция глобальных лицевых паттернов
Концепция глобальных лицевых дисфункций, активно разрабатываемая мною последние годы, использует фрактальные подходы, что позволяет рассматривать эстетические дисфункции челюстно-лицевой области лица как составную часть более крупной проблемы.
Это очень похоже на стеклянную пластину с нанесенной на нее голограммой. Если вы разобьете эту пластину на части, то даже маленький ее кусочек сохранит в себе изображение целостной картины. В нашем случае этот маленький кусочек голографической пластинки символизирует эстетические проблемы лица, а всю пластину целиком (глобальную дисфункцию) мы обычно не видим и не осознаем. Это связано с особенностями нашего восприятия реальности. Проведем эксперимент - пойдем на экскурсию в Третьяковскую галерею и близко подойдем к какой-нибудь большой картине, как можно ближе. Что вы увидели? Правильно, пятна краски и максимум - какой-либо фрагмент картины. Весь сюжет целиком вы видеть и оценить не можете. Чтобы оценить все полотно надо отойти на несколько шагов назад.
Символы-образы внешней среды (избирательная активация)
При таком рассмотрении «со стороны» обычная эстетическая проблема (будь то морщины или локальный лимфостаз) представляется дисфункцией более крупного порядка, (по сути, глобальной дисфункцией), называемой нами «типичным лицевым паттерном» (рис. 57).
Внутренняя структура типичного мимического паттерна
Локусно-гиперчувствительные нейроны эмоциональных зон мозга
Отечные и «зашлакованные» мягкие ткани лица
Рис. 57 — Схема типичного лицевого паттерна
Типичный лицевой паттерн представляет собой самоподдерживаю- щуюся автономную структуру (что-то вроде ЗАО - закрытого акционерного общества) которая представлена:
1. В нервной системе - отечным участком мозга, нейроны которого парадоксально гиперчувствительные (реагируют только на сверхслабые избирательные раздражители, а на обычные раздражители - нет);
2. В миофасциальных структурах типичных зон лица - нейрофизиологически обособленные (гипоафферентные) группы мышц, где под гипо- афферентностью понимают способность мышечных проприорецепторов продуцировать очень слабые сигналы, восходящие в мозг, а самих мышц воспринимать только слабые раздражители, приходящие к ним от мозга;
3. Внешнесредовой символ-образ - часть глобального паттерна, локализованного за пределами тела (сложно поверить, но это так, примите за аксиому). Это может быть либо кто-то, либо что-то, воспринимаемое нашими органами чувств (изображение, звук, запах или нечто осязаемое), что является релизером (пусковой кнопкой), воздействующим на специфический (см. п.1) участок головного мозга. Следует отметить, что релизером может быть даже процесс воспоминания этого символа-образа.
Как уже говорилось выше, типичный лицевой паттерн является автономным образованием и не подконтролен нашему сознанию в обычном состоянии нашей психики (фактически - государство в государстве со своими законами, армией и судами). Таких паттернов может быть несколько с доминирующим на данный момент времени каким-то одним (это наши маски, которые меняются в зависимости от окружающей ситуации). Время от времени может происходить смена такого паттерна, как правило, индуцируемая извне каким-либо релизером (стимулом внешней среды). Получается, что наиболее реальное выражение лица человека можно увидеть только посмертно, либо не дожидаясь этого печального момента - применив специальные техники.
Неадекватное состояние мимических миофасциальных структур, об- лигатно присутствующих в любом паттерне, запускает еще один само- поддерживающийся процесс: отек—фиброз—склероз соединительной ткани, из которой, в основном, состоят эти миофасции.
Диагностика и коррекция типичных лицевых д исфункций проводится через передний височный и жевательный апоневрозы (в районе мимической мускулатуры поверхностный апоневроз отсутствует). Благодаря поперечным соединительнотканным вставлениям, соединяющим поверхностный апоневроз с более глубокими тканями, поверхностные апоневрозы чутко реагируют на наличие тканевых повреждений, расположенных в своем регионе.
Вставление переднего височного апоневроза на височной линии, скуловой кости, скуловой дуге и плавный его переход со скуловой дуги на восходящую ветвь, угол и тело нижней челюсти - все это создает анатомические предпосылки для условного разделения овала лица на 4 зоны. Верхние четверти контролируются передними височными апоневрозами, а нижние - жевательными.
Рис. 58 — Схема расположения переднего височного и жевательного
апоневрозов
Рис. 59 — Типичный лицевой паттерн №1 обусловлен напряжением жевательного апоневроза справа и височного апоневроза слева
При наблюдении более чем за 1500 пациентов я обнаружил повторяющиеся с завидной регулярностью 4 типа дисфункции. Ниже представлены типичные лицевые паттерны.
Диагностика и коррекция типа дисфункции проводится следующим образом - пациент лежит на спине, терапевт находится в изголовье. Основание ладони терапевта пальпирует место вставления височного апоневроза на височной лиии; пястно-фаланговые суставы пальпируют скуловую дугу (место вставления височного и жевательного апоневрозов); кончики 2-го - 4-го пальцев пальпируют нижнюю челюсть так, чтобы третий палец проходил над углом нижней челюсти (рис. 63).
Рис. 63 — Схема расположения рук терапевта при диагностике и коррекции типичного лицевого паттерна
Коррекция проводится комбинацией техник развертывания и миофасциального напряжения. Лечебное движение осуществляется пястно-запястным отделом кисти либо фалангами.
Особенно актуальна коррекция типичных лицевых паттернов при различных вариантах несимметричности лица - различная ширина глазных щелей, С-образный сколиоз лица («банановидное» искривление). Никакими другими техниками такие дисфункции быстро и экологично (безболезненно и безопасно) не убрать.
6.2. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры
Как уже говорилось выше, поверхностного апоневроза на лице нет, и мимические мышцы вставляются непосредственно в дермальные слои.
Апоневротический шлем головы
Височный и Жевательный апоневрозы
Височный и Жевательный апоневрозы
Передний шейный апоневроз
Рис. 64 — Схема баланса фасциальных напряжений в лице
кожи. Однако со всех сторон лицо граничит с мощными апоневротическими образованиями, которые непосредственно влияют не только на позицию и состояние мимической мускулатуры, но и кости лицевого черепа (рис. 64).
Таким образом, баланс фасциальных напряжений в лице присходит благодаря согласованной функции следующих структур:
• Сверху лобно-затылочная мышца и ее апоневроз - апоневротический шлем
• Снизу - передний шейный апоневроз
• С боков - височный и жевательный апоневрозы
Поэтому перед эстетическим моделированием мимических мышц я рекомендую проводить коррекцию вентральной шеи и глобальных лицевых паттернов. Благодаря этим шагам половину дисфункций удается убрать, даже не притрагиваясь к мимическим мышцам.
Коррекцию апоневротического шлема головы я обычно делаю в несколько этапов. Сначала определяется наличие дисфункции апоневроза и ее направление (наиболее легкий вектор смещения - фасциальная тяга). Для этого необходимо поместить 3-й палец вашей руки на макушку пациента (клиента). Возможные направления дисфункции апоневроза головы указаны на рисунке 65, обычно дисфункция имеет односторонний характер и совпадает с направлением типичного лицевого паттерна.
Коррекция дисфункций лобно-затылочной мышцы и апоневротического шлема головы выполняется в направлении выявленной дисфункции. Расположение пальцев терапевта - один палец на точке «2» и два пальца другой руки, расставленные в виде латинской буквы «V» на лобной либо затылочной мышце. Проводится техника развертывания либо сепарации тканей. Идеальным является вариант отработки всех
4-х направлений от точки «2».
Рис. 66 — Схема расположения лобно-затылочной мышцы и ее апоневроза
Эстетическая мануальная коррекция мимических мышц подразумевает безусловное знание их анатомии. Эта книга не претендует на учебное пособие по анатомии, но все же некоторые важные моменты я хочу осветить.
Расположение, форма и размеры мимических мышц могут варьировать у различных субъектов Ниже представлена усредненная схема мимической мускулатуры лица.
Эстетическая мануальная коррекция мимических мышц проводится по специально разработанному и хорошо себя зарекомендовавшему на практике алгоритму, которого следует обязательно придерживаться. Используемые техники - развертывание, миофасциальная сепарация, вхождение в актуальную позицию и удержание, а также их комбинации.
Рис. 67 — Схема мимических мышц лица.
1 - лобное брюшко лобно-затылочной мышцы; 2 - мышца «гордецов»; 3 - круговая мышца глаза, включает в себя мышцу век (4); 5 - носовая мышца, 6 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 7 - большая скуловая мышца, порция, поднимающая угол рта; 8 - большая скуловая мышца, порция, поднимающая верхнюю губу; 9- жевательная мышца; 10- щечная мышца; 11 - мышца смеха; 12 - круговая мышца рта; 13 - мышца, опускающая угол рта; 14- треугольная мышца нижней губы, опускающая нижнюю губу; 15- подбородочная
мышца, 16- подкожная мышца шеи.
Рис. 68 — Натуральный препарат мимических мышц лица.
1 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 2- скуловая мышца, порция, поднимающая верхнюю губу; 3 - скуловая мышца, поднимающая угол рта, порция; 4 - мышца смеха; 5 — вставление подкожной мышцы шеи; 6- оп
ускающая угол рта мышца; 7 - треугольная
мышца нижней губы.
. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры
Как уже говорилось выше, поверхностного апоневроза на лице нет, и мимические мышцы вставляются непосредственно в дермальные слои
Однако со всех сторон лицо граничит с мощными апоневротически-ми образованиями, которые непосредственно влияют не только на позицию и состояние мимической мускулатуры, но и кости лицевого черепа
Таким образом, баланс фасциальных напряжений в лице происходит благодаря согласованной функции следующих структур:
« Сверху лобно-затылочная мышца и ее апоневроз - апоневротический шлем
Снизу-передний шейный апоневроз
С боков - височный и жевательный апоневрозы
Поэтому перед эстетическим моделированием мимических мышц я рекомендую проводить коррекцию вентральной шеи и глобальных лицевых паттернов. Благодаря этим шагам половину дисфункций удается убрать, даже не притрагиваясь к мимическим мышцам.
Терапевтические шаги представлены ниже, места фиксации пальцев терапевта на лице пациента указаны черными крестиками.
Шаг №1 - Поверхностно - коррекция треугольной мышцы нижней губы. Места контакта пальцев терапевта - нижний край нижней челюсти по линии, опущенной вертикально вниз от угла рта; четверть расстояния от угла рта на границе слизистой и кожной частей нижней губы. Интраорально - один палец держит губу изнутри, второй – снаружи,
Рис. 69 — Коррекция треугольной мышцы нижней губы
Шаг №2 - коррекция мышцы, опускающей угол рта. Постановка пальцев рук терапевта - 0,5 см в сторону от угла рта; нижний край нижней челюсти по линии, опущенной вертикально вниз от угла рта.
Шаг №3 - коррекция круговой мышцы рта. Техника коррекции круговой мышцы рта состоит из нескольких этапов. Вся круговая мышца рта разбивается на 4 части - этому есть анатомические предпосылки, и каждая часть отрабатывается по очереди. В завершение проводится коррекция всей мышцы через латеральные точки, расположенные в 0,5 см латеральнее угла рта.
Рис. 70 — Коррекция мышцы, опускающей угол рта
Рис. 71 — Коррекция круговой мышцы рта- половинок нижней губы, сначала с одной стороны, затем с другой
Рис. 72 — Коррекция круговой мышцы рта- половинок верхней губы, сначала с одной стороны, затем с другой
Рис. 73 — Коррекция круговой мышцы рта через латеральные точки угла рта
Наиболее важный показатель успешно проведенной коррекции - одинаковые ощущения подвижности тканей в латеральных зонах угла рта.
NB! Круговая мышца рта относится к важным психосоматическим зонам тела. К тому же, дисфункции круговых мышц тела встречаются, как правило, группами. Если вы видите пациента со спазмированной круговой мышцей рта и сеткой продольных морщин на губах, то у него обязательно будет дисфункция других круговых мышц пищеварительной трубки - сфинктеров кишечника. А круговая мышца рта является релизерной для остальных круговых мышц, т.е. проведя ее коррекцию, вы получите значительное улучшение не только психоэмоционального статуса пациента, но и значительно облегчите его проблемы с пищеварением и работой кишечника.
Рис. 74 — Коррекция мышцы смеха
Шаг №4 - коррекция мышцы смеха. Расположение пальцев терапевта - от точки, расположенной в 0,5 см от слизистой угла рта (место установки одного пальца), проводим прямую линию в направление наружного слухового прохода. Передвигаясь по ней, примерно от середины расстояния к уху, просим пациента улыбнуться и отпустить улыбку. Находим зону, где отмечается угасание сокращение мышцы. В этом месте, где мышца смеха вплетается в капсулу околоушной слюнной железы, и будет место расположение нашего второго пальца (рис.74). Коррекцию рекомендуется проводить одновременно с двух сторон.
Шаг №5 -коррекция большой скуловой мышцы. Проводится в два этапа, - коррекция порции большой скуловой мышцы, поднимающей угол рта и порции, поднимающей верхнюю губу. На первом этапе постановка пальцев рук терапевта - 0,5 см от слизистой угла рта и по нижнему краю скуловой кости (рис. 75).
Рис. 75 — Коррекция большой скуловой мышцы, этап первый- коррекция порции, поднимающей угол рта
Постановка пальцев рук терапевта на втором этапе - нижний край скуловой дуги и середина половинки верхней губы (рис. 76).
Рис. 76 — Коррекция большой скуловой мышцы, этап второй- коррекция порции, поднимающей верхнюю губу
Шаг №6 - коррекция мышцы, поднимающей верхнюю губу. Постановка пальцев рук терапевта- середина половинки верхней губы и под нижним краем орбиты посередине.
Рис. 77 — Коррекция мышцы, поднимающей верхнюю губу
Рис. 78 — Коррекция мышцы, поднимающей крыло носа
Шаг №7 - коррекция мышцы, поднимающей крыло носа. Постановка пальцев рук терапевта - медиальный угол орбиты и складка на пересечении крыла носа с верхней губой (рис. 78).
Шаг №8 - коррекция круговой мышцы глаза. Это очень ответственный шаг, и выполнять его надо очень аккуратно -давление на ткани должно быть минимальным -5-10 граммов! Я всегда начинаю этот шаг с коррекции слезной кости, расположенной в медиальном (внутреннем) углу орбиты. Круговая мышца глаза имеет единственное место прикрепления к костям мозгового черепа, а именно - к слезной кости. Слезная кость является местом, где проходит вена угла глаза, по которой осуществляется дренаж жидкости из параорбитальной и околоносовой области. Кроме этого, через слезную кость проходит одноименный канал, по которому слеза отводится в полость носа.
Особенно актуальна техника коррекции слезной кости при отеках различного генеза в параорбитальной области (к примеру, после татуажа). После однократно проведенной коррекции отек мягких тканей параорбитальной области ликвидируется не за неделю, азадень-два!
В зависимости от размеров пальцев специалиста и орбиты пациента (клиента) технику можно проводить с одной стороны, по очереди, а можно и с двух сторон одновременно.
NB! Давление на глазное яблоко категорически не допускается!
Рис. 79 — Коррекция слезной кости, демонстрация на модели
Расположение пальцев рук терапевта - на бугорке слезной кости в медиальном углу орбиты {рис. 79, 80).
Рис. 80 — Коррекция слезной кости
Коррекция круговой мышцы глаза предусматривает разделение мышцы на 4 сектора (по аналогии с круговой мышцей рта) - для этого есть анатомические и гистологические предпосылки. Поочередно отрабатываем верхний и нижний сектора внутренней части орбиты, а затем проводим коррекцию верхнего и внутреннего наружных секторов (рис. 81).
Рис. 81 — Коррекция нижней медиальной порции круговой мышцы глаза.
Расположение пальцев терапевта- медиальный угол глазницы
(бугорок слезной кости) и середина нижнего края орбиты
(орбитальный край верхней челюсти)
Рис. 82 — Коррекция верхней медиальной порции круговой мышцы глаза.
Расположение пальцев терапевта- медиальный угол глазницы
(бугорок слезной кости) и середина верхнего края орбиты (орбитальный край
лобной кости). Ориентиром этой точки может служить середина брови
Рис. 83 — Коррекция верхнего наружного сектора круговой мышцы глаза. Расположение пальцев терапевта- латеральный угол глазницы и середина
верхнего края орбиты (орбитальный край лобной кости).
Ориентиром этой точки может служить середина брови.
Рис. 84 — Коррекция нижнего наружного сектора круговой мышцы глаза.
Расположение пальцев терапевта- латеральный угол глазницы и середина нижнего края орбиты (орбитальный край верхней челюсти).
Рис. 85 — Коррекция мышцы, нахмуривающей брови
Шаг №9 - коррекция мышцы, нахмуривающей брови. Расположение пальцев рук терапевта - переднее боковая поверхность переносицы и точка, расположенная на границе медиальной и средней трети брови {либо верхнего края орбиты). Технику рекомендуется выполнять одновременно с двух сторон. Давление на ткани минимальное!
Шаг №10 - коррекция мышцы «гордецов». Расположение пальцев рук терапевта - передне-боковая поверхность переносицы и точка, расположенная краниальнее на полтора-два поперечных пальца. Технику рекомендуется выполнять одновременно с двух сторон. Давление на ткани минимальное!
Рис. 86 — Коррекция мышцы «гордецов»
Итак, мы с вами разобрали 10 последовательных шагов эстетической мануальной коррекции мимических мышц лица. Я настоятельно рекомендую использовать эти шаги в качестве протокольного подхода - или делайте все 10 шагов или ни одного! Это объясняется сложными реципроктными взаимосвязями мимических мышц со скелетной мускулатурой тела, круговыми мышцами (сфинктерами) тела, а также глубинными эмоциональными зонами мозга.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Процедура подготовки ВКР к защите и порядок проведения защиты | | | Подготовка к стрельбе из штатного оружия |
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 9708;