Каноническое право как тип права
Каноническое право — в буквальном смысле право, содержащееся в церковных канонах, в противоположность праву, содержащемуся в императорских законах. В зап. церкви под К. правом стали разуметь вообще постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от постановлений светской.
В XII в. появляются уже сборники канонических законов. Однако ни один из этих сборников не претендовал на полноту и универсальность. Они были составлены по хронологическому принципу, позднее сборники строились по предметному признаку. Системы же в них не просматривалось. Более того, в этих сборниках правовые нормы соединялись с нормами нравственными, а также с теологическими принципами и доктринами и даже с литургическими формулами. И, разумеется, все эти источники несли на себе сильную печать Библии.
В дальнейшем сборники канонического права на Западе стали глоссировать, комментировать и обобщать ученые-юристы, и таким образом нормы канонического права стали постепенно как бы встраиваться в зарождавшуюся универсальную (всеобщую или общегосударственную) систему права.
Наряду с письменными источниками канонического права следует указать и церковные обычаи. Так, на обычае держится монашество епископов или обычай поставлять в приходские священники преимущественно женатых людей. Причем многие из обычаев действовали и вне церковной сферы, например обычай участия в крещении воспреемников не только мужского, но и женского рода.
Для признания обычая в качестве источника канонического права требуется ряд условий:
1) его соблюдение в церковной области, имеющей законодательную автономию;
2) его разумность;
3) его давность (обычно не менее 40 лет).
Еще один источник - церковная судебная практика, т.е. приговоры, вынесенные по рассматриваемым церковным делам, выступала источником канонического права. Эти приговоры становились образцами для разрешения аналогичных дел в будущем.
Мнения авторитетных канонистов по церковно-правовым вопросам являлись вспомогательным источником церковного права. Они имели форму ответов на вопросы, трактатов или толкований канонов (например, трактат Грациана, сделанный им в 1140 г.).
Итак, в содержании канонического права выделялись: брачно-семейное право (например, идея моногамного брака, основанного на взаимном согласии обоих супругов, выделялись препятствия к заключению брака); наследственное право; гражданское право, состоящее из двух подотраслей - права собственности и договорного права; уголовное право; административное право, касающееся порядка занятия церковных должностей; финансовое право, устанавливающее принципы и размеры церковного налогообложения.
С постепенным падением светской власти пап и церкви вообще и с ограничением церковной юрисдикции сокращается мало-помалу значение и практическая сила нецерковных норм Corporis juris canonici (общее название сборников норм, руководивших деятельностью церкви в духовной и светской юрисдикции и определявших ее строй в средние века); вместе с тем организация церкви все более и более связывается с государственной организацией, подпадая в значительной мере действию норм светской власти. Понятие К. права, таким образом, постепенно вытесняется понятием церковного права, которое теперь и принято учеными, как наиболее точное обозначение норм, регулирующих жизнь церкви.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 176;