Последствия коллективизации


Насильственная коллективизация, проведенная в сжатые сроки при сопротивлении крестьян, имела существенные последствия для дальнейшего развития страны:

 

· способствовала перекачиванию средств из сельского хозяйства в промышленность, что закрепило техническую отсталость села по сравнению с промышленностью;

· преобразование мелкого крестьянского хозяйства в крупное коллективное позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановое начало, сделало его управляемым со стороны государства;

· в деревне перестал существовать крестьянин как собственник;

52. Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг. «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования).

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства

В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский. На местах под контролем местных Советов были образованыотделы народного просвещения.

Возникали новые организации культуры, такие, как

· «Долой неграмотность»,

· Союз безбожников.

· Общество друзей радио и т.п.

Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Пролеткульта - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Распространяемые Пролеткультом «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно. (Во второй половине 20-х гг. деятельность Пролеткульта ослабла, а в 1932 г. он был упразднен.)

Политика советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились:

· формирование социалистической культуры;

· ликвидация неграмотности населения,

· создание новой системы народного образования,

· всеобщее обязательное обучение на языках народов России,

· подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян,

· обеспечение расцвета науки и искусства.

Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры E.G. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др.

В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков.

Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.
Наука.

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям:

· сохранялись традиционные научные учреждения: Академия наук, научные институты и университетская база науки

· возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты.

Крупными достижениями были отмечены естественные, связанные с именами И. П. Павлова (1849-1936), Д.0. Вернадского (1863-1945), А.Л. Крылова (1879-1955), Н.Е. Жуковского (1847-1921), А.Л. Карпинского (1887- 1943), НМ. Вавилова (1887-1943), С.Д. Лебедева (1874-1934)

Литература.

В творчестве С. А. Есенина все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Снегина»).
Ведущей темой творчества В.В. Маяковского (1893-1930) становится тема революции и строительства социалистического общества.
Во второй половине 20-х гг. Маяковский создал свои лучшие произведения: поэму «Хорошо», сатирические пьесы «Дюн», «Баня», стихи «Товарищу Нетто, пароходу и человеку» и др.

Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения и в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.Н. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. С.В. Рахманинов.
Советскую литературу создавали писателиЛ. Леонов (роман «Барсуки», 1924; «Вор», 1929), М. А. Шолохов («Донские рассказы», 1926; «Тихий Дон», 1928- 1940), А.А. Фадеев (роман «Разгром», 1927; «Последний из Удэге», 1929-1940), поэты Д.Д. Маяковский, Д.С. Тихонов, А.А. Жаров.
20-е гг. связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая представляла левое течение в культуре.
В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов - Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся в СССР М. Горький.

В 20-ЗО-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой (1882-1945) писал роман «Петр l» (1929-1945).

К исследованию русского национального характера, наиболее полно проявившегося в переломные моменты истории, обратились С. Н. Сергеев- Ценский (1875-1958) - роман «Севастопольская страда», С. А. Чапыгин (1870- 1937) - романы «Разин Степан», «Гулящие люди», А. С. Новиков-Прибой (1877- 1944) - историческая эпопея «Цусима», О. Д. Форш (1873-1961) - романы «Одеты камнем», «Радищев», «Первенцы свободы».
Искусство.

В 20-х гг. продолжало знакомить широкую публику с российской живописью Товарищество передвижных выставок.

Возникли новые организации:

· Ассоциация пролетарских художников.

· Ассоциация художников революционной России,

· Общество московских художников.

Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью:

· «Председательница» Г.Г. Ряженого (1895 - 1952),

· «Тачанка» М. Б. Грекова (1882-1934),

· «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884-1939),

· «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969).

Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции:

· «Броненосец Потемкин» ВС. В. Иванова (1895-1963),

· «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1876- 1945),

· «Разлом» Б.А. Лавренева (1891- 1959).
В 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории. Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства.

В 20-х гг. успешно работал ДД. Шостакович (1905-1975): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт» и опера «Леди Макбет Мценского уезда».
Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С. С. Прокофьева (1891-1953), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта».

Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.- в Совкино.
В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С. М. Эйзенштейна (1898-1948) «Стачка» и «Броненосец Потемкин». В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский».
Ведущей темой советской кинематографии была революционная:

· «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган),

· «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфец),

· «Человек с ружьем» (реж. С. Юткевич).

Значительным событием в культурной жизни страны был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903-1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Архитектура.

В годы индустриализации были построены такие промышленные гиганты, как:

· Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты,

· Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы,

· Уральский завод тяжелого машиностроения и др.

Во второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, что было связано с индустриализацией страны и ростом городского населения.
Широкое развитие получило строительство жилых, административных, транспортных, культурно-бытовых и других сооружений. Началось строительство:

· Московского метрополитена,

· канала Москва - Волга,

· Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
Культура русской эмиграции.

Около 2 миллионов россиян, покинувших родину после октябрьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии.

Произведения известных эмигрантских авторов публиковались в журналах «Современные записки», «Новый град», «Русская мысль», «Русские записки».
20-ЗО-е гг. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. В 1933 г. лауреатом Нобелевской премии стал И.А. Бунин. В 30-е гг. Д.Д. Набоковым (1899-1977) были написаны романы «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь». Д.С. Мережковский (1866-1941) опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам», «Данте» и др.
С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста С. В. Рахманинова, виртуозно исполняющего собственные произведения и произведения западных композиторов. Ф.И. Шаляпин (1873-1938), выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира, пропагандировал русское искусство и прежде всего творчество М.П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна.
Осложнение международной обстановки в 30-х гг. способствовало возобновлению в среде эмигрантов споров о судьбе России и возможности возвращения на родину. Вернулись в Советский Союз писатель А.И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник И.Я. Билибин.

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности.

Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1800;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.