Участие в соревнованиях, определение и чествование победителей


Зародились Олимпийские игры в то время, когда повсюду в Древней

Греции власть принадлежала аристократии, которая совершенство тела и духа рассматривала, чуть ли не как свою наследственную принадлежность. Поэтому с самого начала к участию в Играх не допускались рабы, иностранцы и вообще люди, не обладающие всей полнотой гражданских прав. Во многом это определялось и тем, что подготовка к соревнованиям в палестре или гимнасии, путешествие в Олимпию, месячная подготовка в Олимпии и участие в состязаниях требовали исключительно много времени и обходились недешево. Поэтому далеко не каждый житель Греции, даже не ущемленный в гражданских правах, мог позволить себе подготовку и участие в олимпийских состязаниях. Однако постепенно, особенно в IV в до н.э., в Играх стали принимать участие представители средних и низших слоев общества. Появились спортсмены из грёкоязычных районов, не относящихся к Древней Греции.

Олимпийские игры были посвящены верховному богу — громовержцу Зевсу. Замужним женщинам, согласно существовавшим в Древней Греции законам, запрещалось участвовать в любых торжествах в его честь. Поэтому гречанки не могли находиться и в числе зрителей на Олимпийских играх. Лишь одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем — жрице богини Демстры, святилище которой также находилось в Олимпии. Со временем стали допускать женщин к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве владелиц колесниц и лошадей. Первой женщиной, получившей право самой управлять колесницей была Киниска, жена спартанского царя Агссилая (IV в. до н.э.), а в 288 г. до н.э. некая Белистиха из Македонии победила в гонках на колесницах, запряженных жеребятами.

Участники соревнований тренировались и выступали нагими, хотя первоначально на Олимпийских играх атлеты соревновались в набедренных повязках, а обнаженность считалась унизительной. Есть несколько версий о происхождении этого обычая. По одной из них поначалу спортсмены носили набедренную повязку или небольшой передник из кожи, но в 720 г. до н.э. они уже были отменены, после того как один из бегунов потерял по пути это прикрытие наготы, но не смутился и все же добежал до цели, опередив остальных. Другая версия более увлекательная: как известно, замужние женщины не имели права посещать Игры, однако Каллипетира, дочь знаменитого в Греции олимпионика Диагора с острова Родос, мечтала о такой же славе для своего сына, и когда он должен был выступать в Олимпии, пожелала непременно стать свидетельницей его успехов. Ока пробралась на места для зрителей, переодевшись тренером. Сын ее одержал победу, и счастливая мать, позабыв обо всем, выбежала на стадион. Но в тесноте и суматохе ей порвали одежду, и тайна се пола раскрылась. Уважая заслуги отца, судьи не наказали честолюбивую мать, однако, чтобы избежать повторения подобных инцидентов в будущем, постановили, что как спортсмены, так и тренеры будут являться на Игры нагими. Есть предположение, что обычай этот сложился под влиянием спартанцев, ведь в Спарте в торжественных шествиях, гимнастических упражнениях и плясках нагими выступали и юноши, и девушки. Более вероятно все же, что для состязаний, требовавших немалой затраты сил, послужил образцом физический труд земледельца, которому Вергилий советовал: «Голый паши, сей голый». Больше всех устраивал этот обычай скульпторов, получавших прекрасную возможность созерцать человеческое, тело, позы бегунов, метателей копий или дисков, борцов, их движения, напряжение мышц, дабы затем запечатлеть в изваяниях различные моменты состязаний.

Сначала судейская коллегия на Играх состояла из двух человек. Этого было вполне достаточно, гак как программа включала один вид — бег на один стадий. Но по мере ее расширения увеличивалось и количество судей. Когда в 372 г. до н.э. Элида была разделена на 12 округов и каждый округ выделял своего представителя в судейскую коллегию, судей стало 12. А когда в дальнейшем число округов уменьшилось, соответственно и число судей сократилось до восьми. В 348 г. до н.э. было решено избирать 10 судей, как и прежде, и этот порядок просуществовал, насколько можно убедиться, до самого конца Олимпийских игр древности.

При определении победителей в беге, гонках на колесницах, прыжках, метаниях трудностей не возникало, так как существовали четкие объективные критерии. Однако в кулачном бою, панкратионе и борьбе постоянно возникали трудности, а правила определения победителей постоянно совершенствовались. Однако во всех случаях они предполагали определение явного преимущества одного соперника над другим.

В древних Олимпийских играх не учитывались рекорды, т.к. не могли определять точное время бега и, следовательно, не могли сравнивать результаты. Но если проследить этимологию слова рекорд от лат. recordari — «сохранить в памяти», мы убедимся в том, что греки пользовались другими способами увековечивания и прославления атлетов — их слава воспета в одах и гимнах, в надписях и скульптурах.

Атлетов, нанесших противникам смертельные увечья, судьи изгоняли со стадиона и аннулировали их победы. Однако, эти решения далеко не всегда признавались на родине спортсменов и их нередко чествовали как героев.

Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Именем атлета называлась очередная Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в Священной роще.

Награды присуждали и раздавали судьи. На Играх создавали три судейские коллегии: для пентатлона, для состязаний на колесницах, для прочих видов соревнований. Когда Игры заканчивались и судьи принимали решение, объявлялись результаты, оглашалось имя победителя и название той местности, откуда он прибыл в Олимпию. Олимпионики обладали правом возложить принесенные по обету дары Зевсу на его алтарь в Священной роще, а также поставить от своего имени статую в Олимпии, аллегорически изображавшую тот вид спорта, в котором особенно выделился победитель; ему позволялось и увековечить на статуе свое имя, тем самым навсегда входившее в историю Игр. Знаком особого отличия было позволение придать лицу статуи сходство с лицом увенчанного оливковыми ветвями победителя. Поначалу статуи были деревянные, лишь со временем их стали делать из камня или бронзы. Иногда эти изваяния были произведениями выдающихся скульпторов, которые приезжали на Игры и там работали. Предполагают, что скульпторы чаще всего не заботились о сходстве, а создавали идеализированные образы, предназначенные для того, чтобы сохранить память о победе на Играх. Художник не всегда даже знал лично победителя, доблесть которого он хотел увековечить, только изредка он располагал словесным портретом олимпионика. Обычай, по которому спортсмен, одержав три раза победу на Олимпийских играх, получал право иметь в Олимпии свою статую, наделенную его чертами лица, сложился, несомненно, во времена более поздние. Ведь вплоть до V в. до н.э. греки рассматривали победу на Играх не столько как проявление личных способностей олимпионика, сколько как знак особой божественной милости, дарованной победителю.

После возвращения победителя домой в его честь устраивали празднества, сочиняли оды, он получал денежные подарки и пенсию. Иногда для победителей делали проходы в каменных стенах, окружавших город — это был символ того, что городу, в котором живут победители Игр, укрепления не нужны. Воздвигались статуи. Но статую с портретным сходством можно было воздвигнуть лишь в честь трехкратного победителя на Олимпиаде.

О победителях Олимпийских игр не забывали и вс. время войн. Так, известно, что Дорисей из Спарты — олимпийский победитель в панкратионе в 407 г. до н.э. попал в плен в битве с афинянами, но был освобожден без выкупа. Александр Македонский приказал освободить Дионисидора, попавшего в плен, узнав, что он олимпионик.

Жители Элиды долго гордились тем, что среди них никто не нарушал освященных традицией правил Олимпийских игр. И все же случилось так, что и их соотечественник некий Дамоник, в 12 г. до н.э. запятнал честь свою и своего города. Здесь виновными оказались не сами участники соревнований, а их не в меру честолюбивые отцы, пренебрегшие принципами честной игры. Сын Дамоника должен был состязаться со спортсменом из Смирны. Обуреваемый жаждой успеха, Дамоник подкупил соперника своего сына или, может быть, его отца, обеспечив своему сыну победу. Наказание понесли отцы, о чем свидетельствовали надписи на статуях, воздвигнутые на деньги, выплаченные виновными. Добавим еще, что однажды некий участник соревнований проявил трусость: на борца из Александрии его будущий противник произвел столь сильное впечатление, что он за день до схватки сбежал. Он также не избежал наказания денежным штрафом. Так постепенно размывались этические и культурные основы греческой агонистики древних времен.

 



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2134;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.