Раздел 7. Культура современного Казахстана


1. Культурные процессы в современном Казахстане

2. Государственная программа «Мәдени мұра» -«Культурное наследие»

3. Искусство Казахстана на современном этапе

4. Информационная культура

 

1.В связи с обретением Казахстаном суверенитета и независимости образования, наука и культура получили широкое пространство для саморазвития, свободы от идеологических догм и стереотипов.

Основными приоритетами деятельности государства в культурной сфере были объявлены:

– сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республику Казахстан;

– сохранение историко-культурного наследия;

– проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана;

– формирование отечественного рынка культурной продукции и услуг;

– расширение и углубление международного культурного сотрудничества как со странами ближнего так и дальнего зарубежья.

В настоящее время согласно современным реформам в области образования по линии Министерства образования и науки проводится определенная работа по аккредитации, аттестации и экспертизе учебных заведений, целью которого является повышение качества образовательного процесса, повышение их конкурентоспособности .

Высшие учебные заведения переходят на открытие требуемых временем специальностей, готовятся кадры ориентированные на обеспечение потребностей внутренней и внешней политики государства. За годы независимости были открыты новые вузы, такие как Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Яссави в Туркестане, Евразийский государственный университет в Астане, институт культуры в Уральске и ряд других.

Расширились международные связи системы народного образования, студенты, магистранты и докторанты продолжают обучение зрубежом. Огромное значение для подготовки кадров и развития образовательных связей с ведущими зарубежными университетами имеет Государственная программа «Болашақ». Впервые в истории стран постсоветского пространства появилась возможность обучения талантливой молодежи за рубежом за счет государства.

С учреждением стипендии «Болашақ» в республике росло число специалистов, имеющих современное западное образование. В 2001 году с целью объединения обладателей президентской стипендии, решения проблем их последующего трудоустройства, обеспечения жильем, представления их интересов, защиты прав была создана Ассоциация «Болашақ». Выпускники, получившие образование в рамках программы «Болашақ» работают на государственной службе, в системах образования и здравоохранения, в национальных компаниях, внедряют менеджмент и стандарты западных стран в эти сферы.

Новая структура национальной системы образования была создана согласно статье 30 Конституции Республики Казахстан и Международной стандартной классификации образования. Были сформированы новые уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее, высшее, послевузовское образование, основанное на непрерывности и взаимосвязи. Обязательное среднее образование составляло 11 лет.

С 2004 года ученики стали проходить Единое национальное тестирование, которое явилось одновременно и выпускным экзаменом для поступления в вуз. Достижением в сфере среднего образования явилось открытие в феврале 2009 года в Астане Интеллектуальной школы Первого Президента физико-математического и химико-биологического направления.

Открыты и начали функционировать гимназии, лицеи и колледжи, с 2001 года стала воплощаться на экспериментальном уровне программа перехода среднего образования на 12-летний цикл.

Для дальнейшего развития Казахстанской науки большое значение имело принятие закона «О науке».

Организованы новые научно-исследовательские институты, как Институт археологии им. А.Х. Маргулана, институты космических исследовании, механики и машиноведения, физико-технический, проблем информатики и управления и др.

Институциональная структура науки Казахстана постоянно совершенствовалась. Важным событием в области исторической науки стало создание государственного учреждения «Институт истории государства» при Комитете науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (постановление Правительства РК от 5 мая 2008г.) Институт создан по инициативе Главы государства с целью комплексного исследования истории независимого Казахстана, а также выработки концептуальных предложений по объективному изучению современной истории страны в контексте многовековой истории Казахстана, исходя из требовании времени и стратегических задач, определенных Президентом и Правительством Республики Казахстан.

16 сентября 2011 года в Астане состоялся I Конгресс историков Казахстана. В ходе Конгресса пристальное внимание было уделено состоянию и перспективам развития отечественной исторической науки, проблеме подготовки, дальнейшего совершенствования учебной литературы нового поколения.

Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан.

По утверждению стабильности, социальной справедливости, национального и духовного согласия в обществе государством принимаются определенные меры. В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям казахстанского общества. Согласно Указам Президента РК 1997 год был объявлен «Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессии»; 1998 год- «Годом единства народов и национальной истории»; 1999 год-«Годом единства и преемственности поколений»; 2000 год-«Годом поддержки культуры» и т.д.

Согласно Конституции Республики Казахстан и «Закону о языках» казахский язык был объявлен государственным языком. В первые годы независимости были открыты 654 казахских детских дошкольных учреждений и 292 общеобразовательных казахских школ. Заметно стала повышаться роль государственного языка в деятельности средств массовой информации

В республике и за рубежом широкую популярность имеют оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Государственный симфонический оркестр, ансамбли «Гульдер», «Отырар сазы», «Сазген», «Молодой балет Алматы». Песенное искусство представлено именами известных мастеров как Е. Серкебаев, Б.Тулегенова, А.Днишев,К.Мыржыкбаев, Н. Усенбаева,

Г.Есимов, Р. Рымбаева, Н. Ескалиева, М.Ильясова,удачно выступают на отечественной сцене молодые певцы Р.Стамгазиев, Д. Танатаров, Т. Сериков, Б. Сейдуалиева, Ж. Дугалова и др. Заслуженную популярность в стране и за ее пределами имеют творческие коллективы «Улытау» , «Гульдер» , «Муз Арт» и др.

Одно из крупнейших собраний художественных ценностей в республике Государственный музей искусства имени А. Кастеева.

В 1995г. по инициативе творческой интеллигенции была создана общественная организация- Национальный фонд поддержки культуры.Ее почетными председателем был избран Н.А.Назарбаев.Фонд вносит свой вклад в развитие, сохранение и приумножение духовного богатства народов Казахстана и развитие культурных процессов.

На складывание и утверждение основ межнационального согласия в казахстанском обществе существенное влияние оказывают национально-культурные центры,которые служат возрождению культуры и традиции всех народов Казахстана. В нашей стране они призваны способствовать развитию культурных связей между народами, обеспечить совместимость культур при свободной развитии каждой из них.

При поддержке государства выпускаются газеты и журналы на национальных языках. Посредством СМИ созданы необходимые условия для национального самовыражения и развития. Осуществляют свою творческую деятельность национальные театральные коллективы работающих на пяти языках:казахском, русском, корейском, немецком, уйгурском.

На обеспечение условий для развития культур и языков всех этносов, проживающих в Казахстане, направлены конкретные акции Ассамблеи народа Казахстана. Среди них: фестивали народов Казахстана, фестивали языков, конкурсы на знание государственного и родных языков, научно-практические конференции, «круглые столы», посвященные актуальным проблемам этнокультурного развития.

Созданная в Казахстане для всех образовательная культурная и языковая среда, наличие информационно культурных объектов: национальных академий и театров, музеев, средств массовой информации, вносит свой вклад в общее дело процветания Казахстана и всего его народа.

2. Достигнутые Казахстаном к началу XXI века темпы экономического роста оказали положительное воздействие на развитие культурных процессов.

13 января 2004 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подписал Указ о Государственной программе «Культурное наследие». Программа «Культурное наследие» реализовывается поэтапно, определяет основные аспекты,связанные с изучением,охраной, использованием и пропагандой культурного наследия страны, преемственностью,развития и возрождения историко-культурных традиций, предусматривает меры по созданию целостной системы изучения культурного наследия,в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиции и обычаев, обобщению многовекового опыта национальной литературы и письменности, по созданию развернутых и научных серий, а также реставрации, консервации и музеефикации памятников истории и культуры, укреплению и развитию научно-исследовательской, материально-технической составляющих вопросов культурного наследия.

Современное состояние культурного наследия Казахстана характеризуется посильным обеспечением комплекса мер по сохранению и дальнейшему развитию многовековых традиций, открытием новых памятников истории и культуры, активизацией работ по консервации, реставрации мавзолеев старинных мечетей, древних городищ, созданием на их базе новых историко-культурных музеев-заповедников.

В настоящее время в Казахстане насчитывается более 25 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры и искусства, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов.

Уникальный памятник истории и культуры Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане в июне 2003 года включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С реализацией Государственной программы «Культурное наследие» связана историческая судьба многих народов древности, средневековья, нового и новейшего времени; история ряда крупных политическо-административных центров, городов, многообразное развитие традиционно- бытовой, духовной культуры казахов и взаимодействовавших с ним народов и стран; сложение огромного круга самобытных мемориально-культовых памятников и т.д.

С момента принятия Программы был возрожден 51 культурно-исторический памятник; на территории Казахстана были проведены 39 сезонных археологических исследований на древних стоянках, поселениях и городищах. Были организованы 15 экспедиций в Китай, Турцию, Россию, Монголию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и Западную Европу. В результате экспедиций было обнаружено около пяти тысяч ранее неизвестных рукописей и изданий, обогативших культурный фонд страны.

Только по результатам экспедиции в Китай были обнаружены ранее неисследованные документы, имеющие непосредственное отношение к истории и культуре Казахстана: 3 тыс.- на маньчжурском языке, 300-на китайском, 60-на языке чагатай, 70 на ойратском.

Большим достижением является появление на свет нескольких сотен томов научных созданий по 16 направлениям, посвященных фольклороведению, литератураведению, искусствоведению, философии, политологии, языкознанию. Были созданы: 51-томная версия 100-томника «Бабалар сөзі»,10 томов энциклопедии «Казахстан» на казахском, русском, английском языках,16 томов «Казахской философии»,18 томов «Мирового наследия философии», полный атлас городищ Баласагун, Отырар, Орхонских памятников.

Были созданы интернет-порталы «Казахстанской электронной библиотеки», «Культурного наследия».

Весьма своевременным стало издание серий книг «Тарих-адамзат ақыл-ойдың қазынасы»- «Мировая историческая мысль»-14 томов, «История Казахстана в зарубежных источниках» в 20 томах(издано на сегодняшний день 12 томов), «Материалы истории Казахстана в русских источниках» в 10 томах, «История Казахстана в античных источниках в 2-х томах, материалы по этнографии казахов в 2-х томах.

Названные проекты вышли в свет под эгидой Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова Министерства образования и науки Республики Казахстан.

13 июня 2008 года на расширенном заседании Государственной программы «Мәдени мұра»-«Культурное наследие» Глава государства Н.А.Назарбаев акцентировал особое внимание на том,что в наши дни все большую актуальность приобретает современная история Казахстана.Это означало необходимость смещения акцентов из взгляда в наследие прошлого в достижения и сбережения достояния настоящего. Поэтому неслучайно Госпрограмма «Культурное наследие» ныне обрела статус Национального стратегического проекта и перешла на новый этап развития.

3. С обретением Независимости Республики,Казахстанские исполнители не раз достигали успехов на крупнейших международных конкурсах. Музыкальное искусство и исполнительская школа Казахстана занимает передовые позиции среди стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря таким музыкантам, как Ж.Аубакирова, А.Мусаходжаева, М.Бейсенгалиев, Р.Ахмедьяров, А.Кусаинов и др. воспитывается новое поколение музыкантов.

Жания Аубакирова, ректор Алматинской консерватории им.Курмангазы была награждена французским орденом литературы и искусства, ректор Казахской Академии музыки Айман Мусаходжаева в 1998г. была удостоена высокого звания «Артист мира»

За годы независимости открылись ряд учебных заведений профессионального музыкального образования и были созданы новые музыкальные коллективы.

В 1993г. народный артист Казахстана А.Днишев создал театр и академию вокала, в 1994г. народная артистка Казахстана Ж.Аубакирова открыла авторский колледж. В 1998г. в Астане для одаренных музыкантов открыт Казахская национальная академия музыки. В 1998г. был организован оркестр «Камерата Казахстана» под руководством народной артистки Казахстана Г.Мурзабековой.

За годы независимости были проведены различные музыкальные международные конкурсы и фестивали. С 1998г. стал ежегодно проводиться фестиваль творческой молодежи «Шабыт», а в апреле 2000 года состоялся первый Международный конкурс пианистов Центральной Азии, Казахстана и Азербайджана.

Казахский государственный театр оперы и балета им. Абая является одним из крупнейших центров классического искусства Евразийского пространства. Отечественную оперу на различных сценах мира широко представляли К.Байсеитова, Е.Серкебаев, Б.Тулегенова,К.Мыржыкбаев Н.Усенбаева, Ж.Баспакова, М.Мухамедкызы и др.

Государственный академический оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, фольклорно-этнографический коллектив «Отырар сазы», «Сазген», «Адырна» и др. является гордостью казахской национальной музыки. Музыкальное искусство Казахстана достойно было представлено Ш.Кажгалиевым, Н.Тлендиевым, Е.Рахмадиевым, Е.Хасангалиевым, Е.Дуйсекеевым, Ж.Туякбаевым. Инструментальные и вокальные традиции успешно развивают К.Ахмедьяров, А.Улькенбаева, К.Байбосынов, Б.Тлеухан, А.Коразбаев, Б.Самидинова, М.Ильясова, Р.Стамгазиев и др.

Эстрадный жанр музыкального искусства Казахстана представлен именами Р.Рымбаевой, Н.Ескалиевой, М.Жунусовой, М.Арынбаева, Ж.Дугаловой, Б.Исаева,, Б.Шадаевой,Г,Оразымбетовой и др.

Участниками международного конкурса «Азия дауысы» стали представители более 50 стран мира. «Азия дауысы» был принят во Всемирную федерацию конкурсов и фестивалей. За годы независимости в Казахстане появились конкурсы молодых исполнителей эстрадной песни «Жас қанат», республиканские конкурсы песни им. А.Бейсеуова «Армандастар», им. Ш.Калдаякова.

Определенных успехов достиг коллектив профессионального казахского цирка, который был создан на базе Республиканской студии эстрадно-циркового искусства в 1970 году.Артисты Досбатыровы являются лауреатами Международных фестивалей циркового искусства в Италии,Бельгии,Китае и Монте-Карло.Артисты Т.Трестин и Ж.Бакенова выиграли золотой приз на Европейском конкурсе в Польше,успешно выступают группа казахских джигитов-наездников под руководством К.Чалабаева.

За годы независимости достигло значительных результатов театральное искусство Казахстана.

Проводятся ежегодные театральные фестивали,на которые приезжают со своими лучшими постановками театральные коллективы со всех регионов нашей страны. Такие фестивали были организованы и проведены в Алматы,Караганде, Жезказгане и Семей.

С 1995 года Казахский государственный академический театр им М.О.Ауэзова проводит традиционные театральные фестивали «Театр көктемі» - «Театральная весна».

Расширение международного сотрудничества в области культуры способствовало организации и проведению международных театральных фестивалей в Казахстане. Зарубежные театральные коллективы принимали участие в фестивалях «Ветер Восток-Запад»(1997г), «Человек и сознание» (1998г), «Современный театр»(2000г)

Казахстанские театральные коллективы неоднократно выступали на сцене театров дальнего и ближнего зарубежья.

В результате проводимых демократических реформ в культурной жизни Республики театры сегодня самостоятельны в подборе репертуара, постановке спектаклей, режиссуре и т.д. Многие спектакли были вызваны объективными требованиями и запросами времени, во многом они были связаны с многолетней мечтой казахского народа о свободе, социальной справедливости.

Среди театральных постановок первого десятилетия Независимости выделяются «Абылай ханның ақырғы күндері» - «Последние дни Аблайхана» (автор и режиссер М.Байсеркенов), «Абылай хан» (автор А.Кекильбаев, режиссер Б.Атабаев), «Томирис» (автор Ш.Хусаинов, режиссер Т.Жаманкулов). Теме Семипалатинского ядерного полигона была посвящена постановка драматруга Р.Мукановой «Мәңгілік бала бейне» - «Ангел с дьявольским лицом». Национально-освободительное движение 1916 в Казахстане получило сценическое воплощение по произведению М.О.Ауэзова «Қилы заман» («Лихая година»,режиссер А.Рахимов), а тема политических репрессии отражена в драме А.Тасымбекова, К.Искакова, Б.Атабаева «Кебенек киген арулар» - «Мадонны АЛЖИРа».

В реализацию творческих планов казахстанского театра и кинематографий внесли огромный вклад и создали незабываемые образы Х.Букеева, А.Ашимов, К.Кенжетаев, Ф.Шарипова, А.Умурзакова, Т.Жаманкулов,Д.Жолжаксынов,К.Тастанбеков,М.Утекешева и многие другие.

Определенный вклад в развитие театрального искусства Казахстана вносит Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Разнообразный оперный репертуар театра включает около сорока спектаклей-шедевров мировой и национальной классики. За последнее десятилетие театром осуществлен ряд новых постановок среди которых «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти, «Турандот» Дж.Пуччини, «Искатели жемчуга» Ж.Бизе, «Норма» В.Беллини, «Брачный вексель» Дж.Россини.

Танцы, хореографическое искусство занимает определенное место в многогранном казахском народном творчестве. В Казахстане сложился огромный творческий потенциал балетного искусства.

Профессиональные кадры для хореографического искусства нашей страны готовятся в Государственном хореографическом училище им. А.Селезнева, а также в Академии искусств им. Т.Жургенева.

На казахстанской сцене продолжают развивать традиции Московской хореографической школы ее выпускники народные артисты Р.Бапов, Д.Накипов, Б.Джантаев, Р.Байсеитова, З.Кучербаева-Кастеева, Р.Унгарова и др. В освоении новых достижений танцевального искусства в казахской хореографии сыграли национальные балетмейстеры Али Ардобус, А.Александро, Л.Жуков, Д.Абиров, А.Исмаилов, З.Райбаев, Б.Аюханов, М.Тлеубаев, Г.Бисенова, Ж.Байдаралин, Э.Усин, А.Кульбекова и др. Они формировали казахстанскую хореографию и в новом тысячелетий казахский танец сохранил традиции, преемственность и приобрел новую перспективу.

Продолжают свою творческую деятельность Государственный академически ансамбль классического танца Республики Казахстан Болата Аюханова, Государственные ансамбли народного танца «Гульдер», «Алтынай», «Салтанат». В Казахстане зарождаются новые танцевальные формы и стили, широкое развитие получает жанр современного танца.

Современная отечественная кинематография обладают немалыми достижениями. Современный кинематограф Казахстана отражается в художественных фильмах режиссеров Е.Шинарбаева, С.Апрымова, Р.Нугманова, Т.Теменова, А.Амиркулова, А.Каракулова, А.Карпыкова, Д.Омирбаева, С.Нарымбетова и др.

Неигровое и документальное кино Казахстана представлено творчеством О.Рымжанова, С.Азимова, В.Тюлькина и др.

Международное признание получило и документальное кино Казахстана. Документальное кино С.Дворцового «Счастье» удостоен Гран-при в Лейпциге и «Опыт Креста» В.Тюлькина завоевал Гран-при в Каннах.

В октябре 1998г. в Алматы проходил I Международный кинофестиваль «Евразия», на котором были представлены работы кинематографистов. Среди документальных фильмов особо выделялась и отмечена картина режиссера И.Гонопольского «Эйзенштейн в Алма-Ате».

Современное казахское кино хорошо известно в мире. Национальная компания «Казахфильм» имени Шакена Айманова осуществляет широкомасштабные международные проекты по совместному производству фильмов с крупнейшими кинокорпорациями.

Значительным событием кинематографической жизни Казахстана стал выпуск в 2006 году фильма «Кочевник»

В историю отечественного кино вошла новая страница, отмеченная выходом «Золотой коллекции», состоящей из 30 восстановленных фильмов . В фильме были задействованы звезды кинематографии Казахстана и стран СНГ сотрудничавших с «Казахфильмом» в разное время.

Среди режиссеров и авторов сценариев фильмов «Золотой коллекции» Н.Михалков, А.Карсакбаев, К.Ходжиков, Б.Шамшиев, Б.Мансуров, А.Михалков-Кончаловский, С.Бодров, Р.Нугманов. В фильмах «Золотой коллекции» задействованы А.Ашимов, М.Утекешева, Н.Аринбасарова, О.Табаков, Н.Михалков и многие другие.

Заслуженное признание получили фильмы Б.Шарипа «Святой грех» по Магжану Жумабаеву, Д.Манабай «Кек» по повести Абиша Кекильбаева, Б.Калымбетова «Сардар», С.Нарымбетова «Мустафа Шокай» и др.

В развитии архитектуры современного Казахстана академик А.Ш.Татигулов выделяет два периода. Первый период охватывает первые пять лет после объявления Независимости и связан с сооружением в Алматы ряда памятников и современных архитектурных комплексов. Второй период связан с переносом в 1997г. столицы из Алматы в Астану, а также возрождением, широкомасштабным обустройством, перспективным проектирование нового центра нашего государства.

Среди архитектурных комплексов символизирующих Независимость и суверенитет особо выделяются Резиденция Президента (1995г) и Монумент Независимости (1996г), воздвигнутые на площади Республики в г. Алматы.

Монумент Независимости был открыт 16 декабря 1996 года, в День 5-летия Независимости, 10-летия декабрьских событий в Казахстане. Авторами являются Ш.Валиханов, А.Жумабаев, Н.Далбаев, К.Жарылгапов, К.Сураншиев.

На формирование современного облика Алматы оказали значительное влияние воздвигнутые за годы независимости пятизвездочный отель «Анкара», гостиницы «Рахат Палас», «Астана», здание торговой сети «Рамстор» и др.

С целью всестороннего охвата воздвижения новой столицы Казахстана, в 1998 году был объявлен международный конкурс для Генерального плана развития Астаны. На конкурс поступило 40 заявок и 27 проектов из разных стран мира. Согласно решению жюри первое место занял проект японского архитектора Кисе Курокавы и его коллег.

В строительство и архитектурный дизайн Новой площади Астаны большой вклад внесли архитекторы К.Ж.Монтахаев, Т.Е.Ералиев, Б.Ф.Досмагамбетов, С.И.Рустембеков, С.К.Баймагамбетов, А.А.Петрова, В.Лаптев, В.Гладких и др.

В 2000 году по решению ЮНЕСКО отмечалось 1500-летие г.Туркестана. К этой дате была приурочена реконструкция всемирно известного мавзолее Х.А.Яссави, создана площадь Есим хана, сооружена гостиница «Яссы», а также открыт комплексный памятник «Караван», символизирующий Великий Шелковый путь.

Согласно мнению специалистов, архитектурные памятники воздвигнутые за десять лет независимости Казахстана, можно подразделить на четыре группы.

Первую группу памятников можно назвать «Памятники предкам и историческим деятелям прошлого». Среди них – мемориальный комплекс Коркыт-ата (Кызылорда), минарет Домалак-ана (Южно-Казахстанская область), мечеть Бекет-ата (Мангистау), мавзолеи Сарайчик, Карасай и Агынтай батыров (Айыртау, Североказахстанская область). Памятники героям казахской истории: Султану Бейбарсу (Атырау), Мухаммеду Хайдару Дулати (Тараз), Абылайхану (Алматы), Абулхаиру (Актобе), Шакшаку Жаныбеку (Аркалык), Каракерею Кабанбаю (Рождественка, Астана), Толе би, Казыбек би, Айтеке би (Астана), Ш.Валиханову, Кишкенекуль, Североказахстанская область), Абаю-Шакариму (Семей), Абаю (Астана).

Тема второй группы памятников периода независимости – «Сыны народа». Сюда вошли памятники А.Байтурсынову (Костанай), М.Жумабеву, С.Торайгырову (Павлодар), Кажымукану (Южно-Казахстанская область), К.Сатпаеву (Алматы).

Третья группа памятников – «Герои». К ним относятся ставшие историческими памятники: Б.Момышулы (Тараз), Маншук и Алие (Алматы), А.Молдагуловой (Актобе), С.Нурмагамбетову (Кокшетау).

К этой е группе следует отнести Мемориальные комплексы памяти жертв политических репрессий в Астане, Таразе, Шымкенте.

Четвертую группу памятников объединяет тема «Литература и искусство». За последнее десятилетие воздвигнуты памятники Жамбылу Жабаеву (Алматы), Н.Байганину (Актобе), М.Ауэзову (Шымкент), А.С.Пушкину и Т.Г.Шевченко(Алматы).

За последние годы принят ряд мер по улучшению культурной инфраструктуры столицы Казахстана – г.Астаны. В столице республики открыты Казахский музыкально-драматический театр, Президентский центр культуры, включающий в себе музей, библиотеку и концертный зал. Символами новой эпохи в истории столицы независимого Казахстана стали строительство Ак Орды, Байтерека, Дворца мира и согласия, Национальной библиотеки, киноконцертного зала, цирка – в целом современный архитектурно-культурный ансамбль Астаны.

В современном изобразительном и прикладном искусстве наряду с традиционными наблюдаются новые течения. Продолжают интегрировать связь с традиционным искусством известные художники Д.Алиев, К.Дуйсенбаев, А.Дузельханов, К.Каметов, Г.Маданов, А.Есимбеков и др. Одним из культурных ценностей являются народные ремесла. В настоящее время декоративно-прикладное искусство Казахстана достойно развивает художники-прикладники Д.Чокпаров, Б.Заурбекова, А.Бапанов, С.Бапанова, Б.Алибаев, Ж.Турдыгулов и др.

В республике проводятся различные выставки и конкурсы мастеров прикладного искусства «Укили домбра», «Зергер», «Дизайн вчера, сегодня,завтра», а также выставки декоративно-прикладного искусства и дизайнеров Средней Азии и Казахстана.

С 1995 года в Казахстане проводится международный фестиваль моды- «Сезон Востока», который собирает ведущих модельеров мира.

Фестиваль стал служить делу взаимодействия и взаимообогащения культур различных народов нашей планеты, создает возможности для раскрытия талантов и способностей начинающих модельеров. Фестиваль «Сезон Востока» является символом открытости миру культуры и богатых традиций казахского и других народов Республики Казахстан.

4.Под средством массовой информации понимаются периодические и непериодические издания, радио и телепрограммы, адресованное массовой аудитории

Современное государство и гражданское общество самым теснейшим образом связаны с многочисленными средствами массовой (СМИ).Значение информации в жизни современного общества огромно. На современном этапе СМИ все еще называют «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной), так как они играют важную роль в эффективном функционировании политической системы в современном информационном мире. Само развитие СМИ является определенным показателем демократизации государства и общества. До обретения независимости в стране начитывались всего 10 республиканских газет и журналов, 21 телерадиовещательная станция. Имелись многочисленные издания краевого характера, местное радио.

Начало становления национального информационного пространства ознаменовалось активностью национальных движений за самоопределение. Внимание творческой интеллигенции было обращено на истоки национальной культуры, историческое прошлое народа. Приоритетными направлениями в освещении проблемы в СМИ были независимость, целостность территории Казахстана, языковая проблема и т.д.

Начиная с 1996г. наблюдается устойчивый рост количества СМИ, причем этот рост можно назвать пропорциональным. Информационный рынок РК состоялся, прошел через фазу своего становления и вступил в фазу стабильного роста. Становлению СМИ периода независимости способствовал закон «О средствах массовой информации», принятый в 1991 году. Появилось большое количество частных телерадиокомпаний. Однако экономическое положение средств массовой информации далеко не всегда позволяло активизировать их деятельность. Тем не менее, в 1991 году в Казахстане издавалось уже 735 новых газет и журналов, в том числе 250-на казахском, 395 – на русском, 4 – на уйгурском, 5 – на узбекском, 2 – на немецком, 2 – на корейском языках.

В апреле 1992 года был издан Указ Республики Казахстан «О защите средств массовой информации на переходном этапе к рыночной экономике». Конституция Республики Казахстан 1995 года юридически закрепила их свободу. Правительство предоставило СМИ налоговые льготы, облегчило почтовые расходы, оказало поддержку в приобретении типографского оборудования.

Во второй половине 1990-х годов произошло становление новых изданий и телеканалов, улучшилась их техническая база, увеличился тираж. Возросла конкуренция, с 1997 года стали объявляться тендеры на телерадиоканалы.

Возросло количество изданий, разрабатывающих экономическую сферу, то есть то, что само государство сделало главным приоритетом. Актуальность экономической проблематики обусловливал также рост международных экономических связей, развитие крупного, среднего и малого бизнеса, банковской системы в экономике страны. На информационном рынке появилось новое направление – рекламное. Стали выпускаться иллюстративные журналы, информационно-рекламные издания. Началось объединение крупных медиахолдингов. Активно стал развиваться медиарынок, что привело к появлению крупных медиаструктур

Новые горизонты информационного развития определила Государственная программа развития спутникового телевидение (1995). Она позволила получать до 50 программ из стран Европы, Азии, Америки. Информационная политика Республики Казахстан способствовала налаживанию взаимодействия в рамках информационного пространства стран СНГ. Развивалось информационное взаимодействие со странами Центральной Азии.

Информационную политику страны определяют Концепция Республики Казахстан о развитии конкурентоспособности информационного пространства; Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации», «О языках», «О государственных секретах» и т.д.

На 1 марта 2000 г. в Казахстане было 1177 действующих средств массовой информации: из них 771 газета и 209 журналов, вещала 183 электронных СМИ, работала 14 информационных агентств.

По состоянию на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускалась 2243 периодических печатных изданий , из них 1593 газет и 650 журналов. Соотношение государственных и негосударственных СМИ в республике в целом не изменилось.

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 8248 средств массовой информации, 212 электронных средств массовой информации, распространяются 2392 средств массовой информации иностранных государств. 85% СМИ являются неправительственными, владельцами 159 СМИ являются общественные ассоциации, а 11изданий принадлежат политическим партиям и движениям и 10- религиозным организациям.

К общенациональным информационным СМИ относятся газеты «Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда», «Қазақ әдебиеті», «Юридическая газета», «Новое поколение», «Ана тілі»,журналы «Ақиқат», «Простор», «Жұлдыз», «Мысль» и др. К общереспубликанскому уровню электронных СМИ относятся «Казахстан» , «Хабар», «КТК», «НТК», «24 KZ», «KazSport», «Балапан», «Европа плюс»-Казахстан, «Радио HS», «Караван».

По данным АО «Казтелерадио» охват территории телевизионными и радиопрограммами республиканских каналов в настоящее время составляет: «Хабар» – 95,7%; «Казахстан» – 96,25%; «Первый канал-Евразия» – 78,6%; Казахское радио – 86,99%. Также национальный спутниковый канал «CaspioNet» распространяется на территории стран Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки. Потенциальная аудитория канала – 99 миллионов телезрителей Канал вещает 24 часа в сутки – непрерывно.

Выполнение государственного заказа на проведение государственной информационной политики на республиканском уровне осуществляется филиалами республиканского телеканала «Казахстан», в объеме одного часа ежедневно в эфире кроме воскресенья. Кроме того, для более широкого освещения жизни региона каждый филиал вещает на дополнительном самостоятельном телевизионном канале в областном центре.

Для обеспечения высококачественными программами областных филиалов РТРК «Казахстан» производит централизованный закуп и распределение кино- и видео продукции, художественных и документальных фильмов отечественного и зарубежного производства, телесериалов и других лицензионных продуктов. Они приобретаются на международных или казахстанских телевизионных рынках, ярмарках, либо непосредственно у компаний-производителей. Изыскивается возможность тиражирования общественно-значимых программ, в том числе на государственном языке, для показа их через ОТРК. РТРК. «Казахстан» также решает вопрос централизованного технического переоснащения материально-технической базы ОТРК, перехода на современные цифровые технологии, позволяющие улучшить качество телевизионных сигналов.

Телевизионные и радио программы транслируются на 11 языках. Кроме казахского и русского, СМИ выходят на украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском и других языках. СМИ этнических меньшинств получают финансовую поддержку от Правительства Республики Казахстан.

Обретение Казахстаном независимости и суверенитета послужило мощным стимулом для развития негосударственных СМИ.

Реальным шагом в дальнейшей демократизации взаимоотношений государства со СМИ стал переход от прямого государственного финансирования на систему распределения государственных заказов. Право получения этих заказов определяется по результатам специальных конкурсов среди СМИ. С 1997 г. Министерство культуры, информации и общественного согласия размещает «государственные заказы» среди издательств путем объявление тендера

Казахстанские СМИ стали важными каналами трансляции государственной политики и формирования общественного мнения. Было создано информационное пространство Казахстана, взаимосвязанное с мировым и региональными информационными пространствами, состоялось становление многочисленных национальных СМИ, практика информационного либерализма стала привычной, повысилась ответственность медиасообщества.

13 декабря 2002 г. в Казахстане создан о<



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 415;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.034 сек.