Тема 2. История социологии, парадигмы социологических исследований

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:

– структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);

– интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);

– интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А. Гидденса, структуралистский конструктивизм П. Бурдье).

Т. Кун (парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определен­ного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу)

Парадигма Классика Модерн Постмодерн
Основной элемент Основной вопрос Основная проблема Основная ценность Основное ограничение Объект познания Что познается? Объяснение Объективность Догматизм Метод познания Как? Понимание Рациональность Технократизм Субъект познания Кто? Описание Креативность Субъективизм

Свою хронологию социологии предложил известный американский социолог Алвин Гоулднер. Он начинает отсчет сразу с ХIХ в. Получившийся отрезок времени разбивает на 4 периода. Первый период называется социологическим позитивизмом. Он начался в первой четверти ХIХ в. и формировался под влиянием идей Сен-Симона и О. Конта. Второй период называется марксизмом. В марксизме немецкая идеалистическая философия органично соединилась с французским утопическим социализмом и английской политической экономией. Первые этапы формируются под эгидой утилитаризма в эпоху раннего капитализма. Третий период - классическая социология - послужил соединительным мостом между двумя предыдущими и четвертым периодами. В это время были созданы классические учения М.Вебера, Э.Дюркгейма и В.Парето. Он продолжался до Первой мировой войны. Четвертый период ознаменован господством парсоновского структурного функционализма. В 30-е годы ХХ века Т.Парсонс создал фундаментальную общесоциологическую теорию, отдельные положения которой развивались в дальнейшем группой молодых коллег Парсонса по Гарварду: Р. Мертоном, К. Дэвисом, У. Муром, Р. Уильямсом и др.



КЛАССИКА

Идеал – превратить социологию в физику, - «точную» науку.

Коротко охарактеризуем методологические установки классической физики. К ним следует отнести следующие методологические представления:

- признание объективного существования физического мира;

- абстрактный образ свободных объектов, предметоцентрическое видение мира, каждый предмет рассматривается в отрыве от его системных связей;

- атомистическая концепция: мир состоит из атомов - мельчайших неделимых частиц; на этой основе формируется атомно-молекулярное учение в физике и химии:

- лапласовский детерминизм (отрицание объективного существования случайности и вытекающие из него представления о абсолютных прогностических возможностях науки);

- признание исчерпывающей познаваемости мира;

- основа и критерий познания - эксперимент, исследователь свободен в выборе условий эксперимента;

- в процессе исследования объект не зависит от условий познания, воздействие субъекта на объект всегда можно учесть, внести на него поправку;

- постулат возможности обособления элементов физического мира: все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно;

- в принципе возможно получение абсолютно объективного знания, не содержащего ссылок на условия познания;

- критерий объективности - отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование и др.;

- физические законы должны быть сформулированы на языке математики (программа Галилея);

- уверенность в том, что структура познавательной деятельности универсальная и качественных изменений не претерпевает, классический механический способ описания вечен и неизменен; и др.

Основателем социологии считается О. Конт (1798-1857 гг.) Однако учения об обществе были и раньше:

– Платон – учение о государстве, справедливости, культуре.

– Аристотель – то же самое, + семья, вопрос неравенства,

– Николо Макиавелли (1469-1527) – государство, - высший орган общества, - всегда оправданно в своих действиях,

– дальше можно перечислять буквально по странам – Франция (Руссо, Дидро, Сен-Симон), Англия (Бэкон, Гоббс, Локк) и Германия (Кант, Фихте, Гегель, Маркс).

В чем же заслуга Конта? – Кратко – он первый назвал социологию наукой. socio + logos.

Попробуем понять настроение того времени. После английского эмпиризма (где собирались довольно разорванные факты), французского просвещения (а вместе с тем и революцией) и философии Канта возникает необходимость в обосновании общественных процессов. Абстрактное философствование для этого оказывается непригодным – нужны анализ текущей ситуации, прогнозы. В 1830-42 гг. выходит его основная работа «Курс положительной философии» взгляды позитивизма (серединный путь между мистикой и эмпиризмом, интерес не к причинам явлений, а к процессам их протекания). 3 фазы развития интеллектуальной эволюции общества – теологическая (мистика), метафизика (критика мистики, попытка философского обоснования мира), позитивная (рациональное общество, его правильная организация). Конт призывал к созданию нового типа социализма, где сплоченность общества обусловливалась бы всеобщим стремлением всех людей к идеалам науки, превращением научного знания в новую разновидность религии. Жрецами в современном обществе должны были выступить ученые, вооруженные позитивным знанием об устройстве общества. Конт социальная статика и динамика.

В то время, под влиянием теории Дарвина господствовали организмические взгляды на общество. Наряду с Контом можно привести более позднего представителя – Г. Спенсера (1820-1903). Общество сравнивалось с организмом, который последовательно развивается по своим законам.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) "О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни". Социологизм, концепция особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, которые нужно рассматривать как вещи. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившейся совокупностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями (логицизм, - сейчас все меня слушают потому, что я говорю). Общество превращалось в вещь, механизм, ведущий себя по строго определенным законам.

Исследовал нормативность общества (ценностно-нормативная система) и его аномии. Аномия нарушает социальную солидарность (разделении труда, 2 вида механическая (одинаковость) и органическая (различие и уважение)).

Альтернатива социологизма признание положения, что общество внутренне противоречиво (нельзя делать прямые логические умозаключения) и развивается скачками (нелинейные процессы). Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), диалектика, два из законов которой – законы единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания. Вслед за Гегелем Маркс применяет диалектический аппарат на практике поставив его идеи, как он выражается, с головы на ноги. Маркса с большей справедливостью можно назвать социологом, чем философом (по крайней мере, его работы не изобилуют метафизикой (бытие, трансцендентное, логос и т.п.), наоборот, выполнены в духе позитивизма). При этом его уже с трудом можно отнести к классической парадигме.

Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Положительное:

1) Системный подход. Центральный термин - «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства - системообразующий компонент соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.

2)Эмпиризм, критика метафизики

3)Понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных.

4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – классовая теория. Неравенство между господствующим и подчиненным классами

6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.

Ограниченность социологии марксизма:

1)Недооценка нематериалистических факторов социального развития.

2)Сведение истории к борьбе классов.

МОДЕРН

ВЕБЕР Макс (1864-1920), Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типоло­гии — в конструировании нек-рых образов-схем, по­зволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными иссле­дованиями и жизненными впечатлениями ученого. (критикуемо марксистами – общ. Формации не реальны, а идеальны). О теории соц. действия см. стр. 55 данного конспекта.

«Протестантская этика и дух капитализма» - протестантские идеи сопутствуют развитию капитализма – потворничество старательности, бережливости и т.п.

Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. 2 принципиальных подхода:

1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов". На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии.

СТРУКТУРАЦИЯ английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) В общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность.

Представители социологического психологизма стремились объяснять социальные процессы исключительно психологическими ка­чествами людей.

Так Гюстав Лебон (1841 - 1931 гг.) полагал, что на рубеже XIX - XX вв. европейское общество вступило в новый период своего развития - в "эру толпы", когда иррациональное сознание масс бе­рет верх над разумным критическим началом личности. Лебон счита­ет, что ход мысли каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Лидерами он считал людей с резко выраженными чертами психических отклонений, которые позволяют влиять на толпу. Все достижения цивилизации Лебон связывает с деятельностью элиты.

Одним из авторов теории элит был итальянский социолог Виль­фредо Парето (1848 - 1923 гг.). Парето, исходя из иррациональной природы человека, полагал, специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. Он считал истинными движущими силами истории чувства.

Идеологические системы, обладающие ложным содержанием, Парето называл деривациями, т.е. производными от чувств. Все мно­гочисленные варианты человеческого поведения Парето пытался объ­яснить комбинациями шести дериваций (инстинкта комбинирования, стремления к поддержанию постоянства, стремления человека проявить свои чувства в общественных действиях и поступках, чув­ство социальности, собственности и полового инстинкта).

Элитой Парето называет небольшую группу лиц в обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю. По его мнению, элита подразделяется на "лис" и "львов", что предопределяется предрасположенностью ("остатками" от рожде­ния) к манипулированию массами. "Лисы" осуществляют манипулиро­вание при помощи хитрости и обмана, а "львы" - посредством наси­лия, твердости и решительности.

ПОСТМОДЕРН

Демонстрация расщепленного сознания с чтением фрагмента лекции с интонированием Владиса Пельша.

Наука - это социальный институт, а ученые - живые люди, склонные руководствоваться профессионально-корпоративными, групповыми, эгоистическими и прочими интересами, и, следовательно, процесс установления истины в науке основан не столько на беспристрастном исследовании фактов, сколько на переговорах, согласованном конструировании “теоретических фикций” и балансировании интересов, щедро сдобренном объективистской риторикой. Сама наука рассматривается такими критиками как использование языка, дискурса, “рассуждений” для обоснования профессиональной роли ученого-эксперта и, следовательно, для увеличения профессиональной власти. Все эти соображения довольно справедливы, если принять исходное положение о том, что наука действительно претендует на “особые отношения” с абсолютной истиной. В действительности, однако, наука исторически отделилась от других типов знания (в частности, от астрологии и алхимии), именно признав, что абсолютных истин не существует и любое истинное (!) суждение может быть поставлено под сомнение в любой момент. В этом и заключается специфика научных объяснений, гарантирующая отличие научного знания от прочих: любое научное объяснение носит неокончательный, принципиально фальсифицируемый[1], верный лишь в определенных границах, “в определенной степени” характер.

Ценность постмодерна похожа на ценность человека, занимающегося Кун-Фу или У-Шу, - это духовный путь социолога, который в любой социальной ситуации может показать свое мастерство, подобно указанным людям, которые в любой рисковой ситуации (не только в драке!!!) проявляют мастерство самообладания и выдержки.

Феноменология А. Шюца и П. Бергера.Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э. Гуссерля (1859-1938), индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения.

австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Концепция интерсубъективного мира - позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни.

Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой.

Концепция дома (реадаптация к домашним после возврата домой блудного сына)

Питер Бергер (1929) - американский социолог, 1966 в соавторстве с Т. Лукманом "Соц. конструирование реальности", - общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие.

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986)

МИД Символ обозначает предмет или событие , предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде. Ролевая теория личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. 2 аспекта формирования самости: 1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя 2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости: 1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор); 2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

По Блумеру символический И. покоится на 3 базовых посылках:

1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования.

Теория социального действия по Эрвину Гоффману см. на стр. 56 данного конспекта.

Русская социология. Для самостоятельной работы – классифицировать учения наших соотечественников согласно предложенным парадигмам.

Возникновение социологии в России приходится на 60-е гг. XIX в., на период, когда после отмены крепостного права доста­точно быстро развивается капитализм, усиливается социально-классовая дифференциация общества. В своем развитии и функционировании российская социология прошла несколько этапов: пер­вый - возникновение новой науки, который охватывает время 60 -80-х гг.(работы И. Лаврова, Н. Михайловского, и Данилевского и др.); второй - "теоретико-методологическая критика" всех уже сложившихся теорий, он охватывает время 80 - 90-х гг.; третий, охватывающий первые два десятилетия XX в.

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900 гг.) стоял у истоков субъективного направления в социологии. По его мнению, ключом к пониманию его социологической системы является личность и ее положение. У Лаврова индивид - единственная реальная движущая сила общества. Социология же занимается исследованием форм солидар­ности между сознательными органическими особями.

Николай Константинович Михайловский(1842 - 1904 гг.) был последователем Лаврова, применял ''субъективный метод" в социологии. Он считал, что основная задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности. По его мнению, именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, ее всестороннее и гармоничное совершенствование.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885 гг.) в 1869 г. опубликовал работу "Россия и Европа", в которой пишет о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Он отрицает взаимодействие и взаимное влияние народов в ходе истории, абсолютизирует уникальность неповторимой внутренней ценности различных культур. Данилевский создал теорию "культурно-исторических типов"(КИТ). Согласно этой концепция история общества есть история борь­бы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей средой и между собой. Каждая из этих типов культуры проходит стадии, характерные для развития любого живого организма: рож­дение, возмужание, дряхление и гибель.

По мнению Данилевского, из всех культурных типов наиболее перспективным является славянский тип. Обособленные "культурно-исторические типы" у него являются носителями исторической жиз­ни. Основным критерием выделения типов является языковая бли­зость. Культурно-исторический тип - это сочетание психо-этногра­фических, антропологических, социальных и других признаков.

Ко второму этапу в истории российской социологии относятся работы Л. Петражицкого. В это время формируются основные идеи марксистской социологии, появляются работы Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.

Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1913 гг.) являлся пред­ставителем психологической социологии. В основе этого направления лежал принцип о доминирующей роли эмоций как фактора, опре­деляющего социальное поведение людей. По его мнению, психические процессы являются реально существующими, социальные - их внешние проекции. Особое внимание он уделял юридическим и политическим институтам.

Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918 гг.) разработал марксистскую социальную теорию применительно к социалистической проблематике и особенностям социального развития России. В сво­их работах "Социализм и политическая борьба", "К вопросу о развитии монистического взгляд на историю" (1895 г.) подверг критике народнические взгляды, большое внимание уделял роли на­родных масс я личности в истории, а также ответственной роли общественной психологии в идейной борьбе, которую введут социаль­ные группы в обществе.

Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924 гг.) в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894 г.) противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую социологию: учение о роли народных масс, классах и личности в истории, о классовой борьбе и ее формах. Им было да­но классическое определение классов, их основные признаки.

В работах "Государство и революция", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" и др. В.И. Ленин разработал вопросы марксистской теории государства: о диктатуре пролетариата, бур­жуазной демократии, о Советах как государственной форме дикта­туры пролетариата.

Тема 3. Общество и община

Основания выделения общности (из «в-себе» в «для-себя») (УПОКОИ):

1. сходство Условий жизнедеятельности (потенциальная предпосылка возникновения ассоциации)

2. общность Потребностей людей, сходство интересов

3. наличие взаимодействия, Обмена

4. формирование своей собственной Культуры (системы норм и ценностей)

5. укрепление Организации сообщества

6. социальная Идентификация членов общности

Причины общественной природы:

1. инструментальная – разделение труда при овладении сложной деятельностью

2. сексуальная – тяга к размножению (З. Фрейд)

3. кратическая – лидеры организуют стаю

4. гендерная – распределение ролей между парами (матриархат, патриархат)

5. семантическая – слабость человека как биологического существа приводит к необходимости хранить информацию для выживания (культура)

Гордон Олпорт объяснял формирование общности через конвергенцию предрасположенностей – ценностей, установок, эмоций

Н. Смелзер систематизировал конвергенты

1. общность представлений, ценностей

2. нагнетание напряженности («общий враг», «апокалипсис»)

3. формирование модели будущей активности (сверхзадача)

4. обращение к истории в поисках образца

5. мобилизация для действий

6. введение внутреннего социального контроля прав, обязанностей

7. вхождение в уже существующую организацию («продажа»)

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся самовоспроизводством, саморазвитием, самодостаточностью и саморегулируемостью(собственная культура).

Человеческое действие приобретает черты социального действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей.

Соц. связьможет выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:

1. по количеству субъектов (двух людей друг с другом, одного и многих, многих и многих)

2. по характеру взаимоотношений субъекта (односторонние и двусторонние, солидарные и антагонистические)

3. по длительности (кратковременные и долговременные)

4. по наличию или отсутствию организованности

5. по осознанности взаимодействия

6. по материи обмена в процессе обмена (интеллектуальные, чувственные и волевые).

Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.

Фердинанд Тённис (1855-1936), «Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887), разделение социума на общину (gemeinshaft, community – руководство инстинктом) и общество (geselshaft, society – руководство рассудком). Связь с историей от феодализма к капитализму.

Община – первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей, с непосредственными социальными отношениями

ОБЩИНА естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т.п. (напр., земляческая, эмигрантская, религиозная община).

3 гипотезы соотношения общины и общества. Большинство (в основном эволюционисты) считает, что община постепенно переходит в общество (генетическая). Ряд исследователей отмечает сосуществование общества и общины (параллельного сосуществования). Общины вкрапляются в общество, нося политически эмансипированный характер – поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные (интегративного слияния).

Община Общество
1. Слабое разделение и специализация труда (в основном по полу) 2. Персонализация общения (непосредственное общение) 3. Неформальное регулирование отношений 4. Связанность членов отношением родства, землячества. 5. Примитивная система управления (Локальное и ситуативное лидерство.) 1. Глубокое разделение труда 2. Ролевой характер взаимодействия (должностной) 3. Формальная система регулирования отношений 4. Сложная система социального управления (Централизация и легитимация власти. Разделение властей) 5. Выделение множества социальных институтов, секуляризация религии





Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 276;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2017 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.085 сек.