Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа


Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств

 

1)Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа;

2)Особенности ученика как читателя.

 

Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа

Нужно понять специфику первоначального восприятия ребёнком текста и как ребёнка «подтянуть» к тому, что нам нужно.

Задача учителя — сформировать культуру чтения.

И. Есаулов говорит о степенях адекватности художественного текста. Три подхода: объектно-объектные (поверхностный подход), объектно-субъектные (подмена авторских мыслей читательскими), субъектно-субъектные (деликатное отношение к посылам, которые даёт текст, но и читатель вносит свои переживания в пределах адекватности восприятия) отношения.

В школе нужно, прежде всего, определиться с концепцией текста. Выбранная концепция зависит от:

специфики текста;

возраста учащихся;

педагогической цели.

Ю. Айхенвальд: «Литература — это беседа… эта духовная двоица [писатель и читатель] создаёт художественный эффект». Против тенденциозности: «Читать надо честно».

В. Набоков: «Хороший читатель — это всегда перечитыватель».

Нужно так раскрыть текст, чтобы у ребёнка впоследствии возникло желание перечитать текст.

Читательская культура — показатель духовного развития нации и духовного потенциала общества.

Восприятие — это сложный творческий процесс, включающий работу мышления, воображения, памяти и нравственного чувства. (В.Ф. Асмус «Чтение как труд и творчество»).

О.И. Никифорова «Психология восприятия художественной литературы» — три уровня восприятия:

1) непосредственное восприятие (эмоции и чувства);

2) понимание идейного содержания и эстетическая оценка текста;

3) влияние литературы на людей как последствие восприятия произведения.

Н.Д. Молдавская (методист): «Восприятие — это процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами».

В психолого-педагогической и психологической литературе выделяют четыре сферы восприятия: эмоции, воображение, глубина осмысления текста, оценка формы произведения. В зависимости от возраста читателя выделяют наиболее активные и пассивные сферы.

 



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1764;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.