Общественный строй государства.


В сословно-представительной монархии господствующим классом продолжал оставаться класс феодалов. Он монопольно владел землей, эксплуатировал труд зависимых крестьян, добившись в этот период их полного закрепощения. Основными группами внутри этого класса были боярство и дворянство, между которыми во второй половине XVI века развернулась драматическая борьба за власть, землю и за крестьян.

Боярство состояло из 2-х групп:

Первую составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии.

Во вторую группу входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп по некоторым вопросам были различны.

Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина, собственно, и была направлена против этой группы боярства. Другая часть боярства (прежде всего среднее боярство) на первом этапе правления Ивана Грозного поддерживало царскую власть, направленную на укрепление централизованного государства. Этим боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить царю и считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская Дума. Но в дальнейшем, особенно после введения опричнины, между царём и этой группой боярства возник конфликт. Все боярство настаивало на распределении должностей по принципу родовитости, т.е. на сохранении местничества. Местничество – это система, при которой должности занимают в зависимости от знатности происхождения.

Опричнина сильно подорвала господство феодальной аристократии. Вольная служба своему князю и право отъезда отошли в прошлое. Теперь бояре обязаны были служить московскому государю так же, как помещики. Отъезд (а он стал возможен только в другое государство) карался как измена.

Разорившиеся бояре нередко обращались к царю с просьбой дать им поместье, обязываясь за него служить наравне с дворянами. «Порода», знатность уступали место чину, жалуемому государем. Стало чином и боярство. Боярином мог стать и человек незнатного происхождения, если получал это звание от царя.

Ведущей силой в XVI в. становится дворянство. Особенно выделялись московские дворяне. В начале 50-х годов было объявлено о размещении вокруг Москвы «избранной тысячи» дворян с тем, чтобы они всегда были готовы «на посылки».

Дворяне делились в зависимости от служебной годности на:

1) выборных, 2) городовых, 3)дворовых.

Первые составляли ядро войска. Вторые несли только гарнизонную службу, третьи находились при дворе. Феодалы, будучи господствующим классом, были освобождены от платежа податей и несения повинностей. Честь феодалов охранялась повышенными наказаниями.

В конце XVI века происходит сближение правового положения дворян и бояр. Уложение о службе 1556 г.уравняло службу с вотчин и поместий: каждый землевладелец обязан был выставлять со 150 десятин земли одного воина на коне (причем полностью вооруженного). Итак, исчезают различия между дворянами и боярами, они становятся одним сословием. Вместе с тем растет сословная обособленность феодалов. Указом 1675 года было запрещено верстать в дворяне черносошных крестьян, посадских людей и некоторые категории служилых людей.

Крестьяне в этот период делились на черносошных (государственных) и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих и т.д.). Черносошные крестьяне платили повышенные по сравнению с владельческими крестьянами подати в пользу феодального государства, а также выполняли различные повинности (дорожную, подводную и т.д.). Они были прикреплены к сельской общине без права перехода. Владельческие крестьяне кроме общегосударственных податей платили феодалам оброк (натуральный и денежный), обрабатывали их поля (барщина) и несли другие повинности.

Тяжелые годы Ливонской войны[4], опричнина привели к запустению целые районы. Остро ощущалась нехватка рабочих рук.

1. Усиление эксплуатации крестьян вело к их массовому бегству на юг, на Дон, в казачество. Между различными группами феодалов разгорается острая борьба за крестьян. Как правило, в дворянских поместьях крестьян подвергали более интенсивной эксплуатации, в связи, с чем им было труднее удержать у себя крестьян. Поэтому дворяне были заинтересованы в прекращении выхода и вывоза крестьян, в их полном закрепощении. Этого они достигли в Соборном Уложении 1649 года. Однако полному запрету предшествовал ряд мероприятий, проводимых с целью затруднить переход крестьян. Так Судебник 1550 года увеличил размер пожилого, который крестьянин обязан был заплатить, прежде чем он мог покинуть своего феодала и перейти к другому. Нередко уплату пожилого осуществлял будущий хозяин, поэтому выход крестьян превращался в их вывоз. Все это побудило правительство в интересах дворянства объявить в 1581 году «заповедные лета», в течение которых переход крестьянина от одного феодала к другому был запрещен. «Заповедь» сначала была временная, но потом она повторялась из года в год, что фактически привело к отмене Юрьева дня.

В 80-90 годы были составлены писцовые книги, которые стали основанием закрепощения крестьянства.

В 1597 году был установлен 5-ти летний срок давности («урочные лета») на иски о беглых крестьянах. Затем в 1607 году срок сыска беглых был увеличен до 15 лет, за прием беглых был установлен штраф в размере 10 рублей. Под влиянием боярской аристократии при первом Романове правительство отменило штрафы за прием беглых и вновь вернулось к 5-ти летнему сроку давности. Но дворянские челобитные делали свое дело. И в 1649 году Соборное Уложение отменило «урочные лета». Сыск беглых крестьян стал бессрочным, т.е. независимо от давности побега, если бежавшего находили, его возвращали прежнему владельцу. Беглых крестьян возвращали (вместе с семьей), даже если они вступали в брак с крестьянином или крестьянкой своего нового хозяина. Позднее за прием беглых было назначено наказание кнутом. Землевладелец, принявший беглого, обязан был не только возвратить его самого, но за каждого беглого отдать одного своего крестьянина с семьей и имуществом.

Таким образом, крестьян не только прикрепили к земле, но и к личности владельца, они стали его собственностью.

Холопы.Большое распространение в XVI - XVII вв. получило кабальное холопство. Кабала - письменное долговое обязательство. В соответствии с ним должник обязан был «за рост платити» или «за рост служити», т.е. либо выплачивать проценты, либо погашать их службой. Лица, отдавшие себя в служилую кабалу, были обязаны до уплаты долга служить кредитору, причем эта служба шла не в погашение долга, а вместо уплаты процентов по займу. При таких условиях возвратить долг было практически невозможно. Кабальные люди, таким образом, были разновидностью холопов. Они передавались по наследству, их жены и дети считались также холопами, их могли дарить, отдавать в приданое.

В 1597 году вышло Уложение о холопах, по которому кабальным холопам запрещалось уходить от хозяина даже после уплаты долга. Лишь после смерти владельца кабалы холоп вместе с семьей подлежал освобождению, а его долг аннулировался.

Согласно Уложению о холопах источники холопства сокращались. С окончанием феодальных войн потерял свое значение плен. Прекратилось обращение в холопов за преступления, также за долги уже не обращали в холопство. Но по-прежнему сохраняло свое значение в качестве источника полного холопства рождение от холопов и вступление в брак с несвободным.

Однако экономические интересы побуждали феодалов наделять своих холопов землею, налагать на них повинности. В этом было заинтересовано и правительство, так как холопы, получившие землю, зачислялись в тягло. Таким образом, полное холопство постепенно отмирает, холопы начинают сближаться с крестьянством, крепостное состояние которых имело ряд черт рабства. Позже, при Петре I холопы и крепостные крестьяне сольются в одно сословие.

Посадские люди.К середине XVII века сложилась определенная сословная группа, получившая общее название «посадские люди». Это было городское население, которое включало: гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и белые слободы. Посадские люди делились на 3 группы: 1) большие 2) средние 3) молодшие. Большие – это верхушка посада. Сюда входили гости, т.е. богатые купцы, которые вели внешнюю торговлю. Они не платили торговых пошлин, не несли посадского тягла, имели право владеть вотчинами. За ними шли торговые люди гостиной и суконной сотни, которые составляли группу средних. Основную массу посадского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы и другие. Они несли посадское тягло, различные повинности, платили таможенные и другие пошлины.

Кстати, некоторые исследователи не включают в число посадских людей гостей, и торговых людей гостиной и суконной сотен. Они считают, что в их положении было много особенного, привилегированного, что сильно отмечало их от основного посадского населения.

В состав посада входили и служилые люди«по прибору»: стрельцы, пушкари, казаки. Они были освобождены от платежа податей и от посадского тягла.

Кроме посадских в городе жили духовные и светские феодалы (беломестцы). Они не платили податей, не несли тягло. Создавая в черте города, а также вблизи города свои торгово-промышленные слободы, они стягивали туда часть посадского населения, создавая тем самым конкуренцию посаду. Вся тяжесть налогового бремени падала на оставшихся членов посадской общины.

Это породило острую борьбу «черного посада» с «белыми слободами» и их хозяевами, феодалами - беломестцами. После восстания в 1648 году в Москве и ряде других городов правительство конфисковало безвозмездно все слободы беломестцев, передав их посадам. Соборное Уложение 1649 года закрепило эту передачу, т.е. «белые слободы» были ликвидированы.

По Соборному Уложению только люди, входившие в состав посадской общины, могли владеть дворами и лавками, заниматься торговлей и промыслами. Исключение делалось только для низших разрядов служилых людей. Им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей за свои промыслы.

Сделав ряд уступок посадским людям, (ликвидировав белые слободы), Соборное Уложение 1649 года вместе с тем запретило переход из посада в посад, прикрепив, таким образом, посадских людей к месту их жительства.

Вывод по вопросу:

Для общественного строя середины XVII века характерны следующие моменты:

1. Сближение правового положения бояр и дворян, слияние их в одно сословие

2. Сближение холопов и крепостных крестьян, превращение их в бесправную часть населения.

3. Полное закрепощение частновладельческих крестьян.

 

5. Государственный строй. Реформы Ивана IV.

В середине XVI века при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на централизацию, на укрепление государства. К ним относятся:

1. Введение Земских Соборов;

2. Введение опричнины;

3. Отмена кормлений, реформа местного управления, т.е. введение губных и земских изб;

4. Реорганизация вооруженных сил;

Государственный строй России (сер. XVI - сер. XVII вв.) может быть охарактеризован следующим образом. Главой государства с 1547 года (венчание на царство Ивана IV) становится царь.

Принятие этого титула призвано было возвысить положение государя над другими феодалами, бывшими удельными князьями. Иван Грозный был сторонником неограниченной власти царя. Но реальное соотношение общественных сил в государстве было таково, что он вынужден был разделять власть с Боярской Думой и Земскими Соборами. Без них царь не мог решать наиболее важные вопросы. В сословно-представительной монархии власть государя была ограничена этими учреждениями.

Боярская дума.В период сословно-представительной монархии значение Боярской думы стало падать. Иван Грозный начинает свои реформы по управлению государством с того, что пытается уменьшить всесилие Боярской думы. В 1549 году он учреждает Избранную Раду, т.е. Ближнюю Думу (в нее входили особо доверенные лица, назначенные царем).

Этот орган на время оттеснил Боярскую Думу. Сильный удар по Боярской думе был нанесен в годы опричнины, когда многие бояре были казнены. Наиболее важные вопросы теперь рассматривали Земские Соборы. Но Боярская дума, однако, еще долгое время оставалась влиятельным органом. В отличие от Земских Соборов она была постоянно действующим органом. Ядро Боярской Думы составляла боярская аристократия, с которой царю, все еще приходилось считаться. До конца XVII века сохранялась формула: «Царь указал, а бояре приговорили» или «Царь приговорил со всеми бояры».

Со временем состав Думы численно возрастал (при Годунове в ней было 30 человек, а в конце XVII века 167 человек). В ее состав были введены думные дворяне и дьяки.

В разные годы значение Боярской Думы то усиливалось, то снижалось. После смерти Бориса Годунова (1606 г.) роль Думы временно возросла. В 1610 году в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, т.е. государством фактически стали управлять 7 влиятельных бояр («семибоярщина»).

В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказов и органов местного управления. Поэтому в ней решались дела особой трудности, которые по каким-то причинам не могли быть решены в приказах. По существу Боярская дума была совещательным органом при государе. Современные исследователи определяют Думу как высший консультативный орган московской политической системы. Члены Думы составляли правящую элиту.

При Боярской Думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Можно сказать, что при Думе начал создаваться своего рода чиновничье – бюрократический аппарат, который имел постоянные контакты с приказами и давал возможность более реально решать вопросы управления.

Земские Соборы -это был принципиально новый высший орган государства. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские Соборы собирались в наиболее важные для страны моменты. Первый Собор был созван в 1549 году (Собор примирения), а последний – в 1653 году. Таким образом, этот орган просуществовал более 100 лет. Земский Собор не представлял собою единого собрания представителей. Каждое сословие заседало отдельно. И система выборов, и структура, и деятельность Соборов была пронизана сословным началом.

В своего рода «верхней палате» Собора вместе с царем заседали Освещенный Собор (высшее духовенство) и Боярская Дума. Они входили в Собор не по избранию, а по положению. «Нижнюю палату» составляли представители дворянства и посадских людей.

Выборы представителей от дворянства и посадских людей производились отдельно, что и характеризует сословный характер Земских Соборов. На места рассылались грамоты, в которых предлагалось прислать по одному или по два человека от дворян и от посадских людей. Интересно, что каждое сословие заседало и подавало свои мнения отдельно.

Земские Соборы рассматривали важнейшие государственные вопросы:

1) Устанавливали формы правления

2) Избирали царей

3) Решали вопросы войны и мира

4) Принимали законы

5) Объявляли сбор чрезвычайных налогов со всего населения.

Именно на Земском Соборе после освобождения страны от польско-шведских интервентов в 1613 году был избран на царство Михаил Романов. В первые годы его правления Земские Соборы заседали почти непрерывно (страна переживала экономическую разруху, финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения).

С 1653 года деятельность Соборов стала носить формальный характер. Собор 1653 года был последним Собором полного состава.

Количественный составы Земских Соборов был непостоянным. Самым многолюдным (700-800 человек) был именно Собор 1613 года. На нем (и это было единственный раз), присутствовали стрельцы, казаки, чернотяглые крестьяне.

Решения Соборов нельзя было игнорировать, и не было случаев, чтобы царь пошел наперекор мнению Собора. Интересно, что правового акта, регламентирующего деятельность Соборов, Боярской Думы или самого царя, в то время не существовало.

На Земских Соборах обнаруживались те противоречия, которые имели место как внутри сословий, так и между сословиями. Борьба между сословиями и рознь внутри каждого из них создавали условия для роста независимости царской власти, у которой все искали защиты против своих врагов. Именно эта рознь способствовала тому, что царь перестал созывать Соборы. После 1653 года он проводил в нужных случаях совещания с представителями какого-либо одного из сословий.

Подводя итог сказанному о Земских Соборах, следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, были ли они совещательным органом при царе или их следует отнести к высшему органу государственной власти.

Приказы. Система приказов – органов центрального отраслевого управления в XVI- XVII вв. продолжает развиваться и усложняться. Первые сведения о приказах относятся еще к концу 15 века (различные отрасли управления «пути» поручались, т.е. «приказывались» лицам из великокняжеского окружения). К середине 17 века уже существовало около 50 приказов. Приказы были подчинены царю и Боярской Думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих – дворянской бюрократии. Приказы можно разделить на З группы:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления;

Надо отметить, что четкого разграничения в деятельности приказов не было, часто функции приказов совпадали. Военными делами занимались 9 приказов (Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и т.д.). Несколько приказов занимались финансовыми вопросами: Приказ большой казны, Приказ большого прихода, Посольский приказ ведал иностранными делами. Большое значение имел Поместный приказ. Он решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведал учетом земельного фонда, раздачей земли дворянам. Поместный приказ рассматривал судебные споры по земельным делам. Полицейские функции осуществлял Разбойный приказ, ему были подведомственны дела об убийствах, разбоях, кражах.

Имелись приказы с узкой компетенцией. Аптекарский приказ, приказ книгопечатного дела. В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие, т.е. служилая бюрократия. Кроме того, он был апелляционной инстанцией по судебным делам, рассмотренным в других приказах.

Необходимо отметить, что приказы были не только органами управления, но почти все они осуществляли судебные функции. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ был для этих приписанных местностей судебным органом. (Так, к Посольскому приказу были приписаны города Романов, Елатьма, Касимов).

Приказы создавались по мере надобности. Так с присоединением Сибири, Казанского ханства, были созданы Сибирский, Казанский приказы. Это были территориальные приказы, они ведали всеми отраслями управления на данной территории.

К третьей группе приказов относился Приказ Большого дворца (управлял дворцовым хозяйством), Казенный приказ (ведал царской казной и хранением царских драгоценностей).

Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел (образован в 1654 году). Он был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов, выполнял особые царские поручения.

Централизованное приказное управление, безусловно, явилось огромным шагом вперед в деле укрепления государственного аппарата. Но следует отметить, что приказы были бюрократическими учреждениями, в них процветала волокита, взяточничество. Серьезным недостатком было также нечеткое разделение функций приказов.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2275;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.