Оборудование для позитивного процесса


Освещение лаборатории. Лабораторную обработку позитивных фотоматериалов ведут при достаточно ярком неактиничном освещении, поскольку позитивные фотоматериалы не сенсибилизируются и мало чувствительны. Для освещения применяют лабораторные фонари общего света или настольные. Для общего освещения лабораторий выпускаются электролампы с оранжевыми колбами. Для освещения рабочих мест более удобны настенные фонари. Светофильтры фонарей должны быть проверены на неактиничность. (см. § 7 гл. 9).

Общая яркость освещения должна быть достаточной для чтения текста на упаковках фотобумаг без особого напряжения. Однако место расположения фотоувеличителя, особенно его экран, должно находиться в тени. Иначе наводка на резкость и другие операции по кадрированию изображения будут затруднены.

Оборудование, используемое в позитивном процессе, можно разделить на две группы: оборудование для фотопечати (экспонирования фотоматериала) и оборудование для его лабораторной обработки.

Оборудование для фотопечати. Фотоотпечатки (фотоснимки, диапозитивы) могут быть получены способами: контактной и проекционной фотопечати. Для их изготовления используют различные проекционные и контактные аппараты и приспособления. Аппараты для проекционной печати называются фотоувеличителями, а для контактной печати – копировальными приборами.

При контактном способе печати размеры позитивного изображения соответствуют размерам негатива. Этот способ фотопечати довольно прост, но не представляет фотографу таких возможностей композиционного построения кадра, как проекционный, поскольку позитивный фотоматериал экспонируется в контакте с негативом.

Контактная печать необходима для получения изображений с крупноформатных негативов, для изготовления контактных копий с микрофильмов, диапозитивов и контрольных отпечатков на фотобумаге с малоформатных негативов. Для процесса печати применяют копировальные рамки и контактные приборы. В экспертных лабораториях наиболее распространены копировальные приборы «КП-8М», «КП-10».

Копировальный прибор «КП-8М» представляет собой световую камеру в деревянном каркасе. В верхней части корпуса расположено контактное стекло размером 30х40 см, на котором при печати размещают негатив и фотобумагу. Ниже, на некотором расстоянии друг от друга, установлены два матовых стекла, создающих на контактном стекле более равномерное рассеянное освещение от ламп накаливания. К корпусу прибора крепится прижимная крышка с резиновой надувной (поролоновой) подушкой, посредством которой негатив и фотобумагу прижимают к контактному стеклу. Плотный контакт достигается поворотом рукоятки запирающего устройства вниз до упора.

Внутри корпуса на основании прибора размещен осветитель, состоящий из пяти электрических ламп мощностью 45–100 Вт: четыре по углам и одна в центре. Центральная лампа установлена на специальном кронштейне, который может подниматься и опускаться для изменения освещенности в центре контактного стекла. Включение каждой из пяти ламп осуществляется тумблерами, расположенными с правой стороны корпуса прибора. На передней стенке корпуса установлены тумблер включения и выключения ламп осветителя при экспонировании фотоматериала, ручка реостата регулировки яркости ламп осветителя, рукоятка механизма подъема центральной лампы. Внутри корпуса размещен и красный фонарь для неактиничного освещения (рис. 70).


Рис. 70. Копировальный прибор КП-8М:

а – схема; б – внешний вид; 1 – световая камера; 2 – источники света (лампы накаливания); 3 – лампа неактиничного освещения; 4 – контактное стекло; 5 – матовое стекло; 6 – прижимная крышка; 7 – резиновая подушка; 8 – регулятор накала ламп

 

Копировальный прибор КП-10 имеет более совершенную конструкцию. Он позволяет печатать снимки с негативов форматом до 50х50 см. Осветитель прибора представляет собой плату с 40 лампочками по 2,5 Вт, равномерно распределенными по площади дна и включаемыми отдельно друг от друга или группами для изменения освещенности на отдельных участках копируемого негатива. Прибор имеет экпозиметр, который автоматически включает осветитель при наложении прижимного стола на контактное стекло. Пределы экспонирования в автоматическом режиме – от 0,5 до 60 с.

Копировальные рамки предназначены для контактной печати негативов форматом до 9х12 см. Они состоят из корпуса (металлического или деревянного), крышки с поролоновой подушкой и пружиной, обеспечивающих плотный прижим эмульсионных слоев негатива и фотобумаги, контактного стекла и шибера. Копирующее освещение чаще всего создают с помощью оптической системы фотоувеличителя.

При проекционном способе фотопечати изображение получают, проецируя его на фотобумагу с помощью оптической системы фотоувеличителя, как правило, увеличивая исходное негативное изображение.

Наибольшее распространение в фотографической практике нашли фотоувеличители конденсорного типа (рис.71 ). Конденсор представляет собой собирающую оптическую систему из двух плоско-выпуклых линз 2. Расходящийся пучок света от источника 1 падает на конденсор и, выходя из него сходящимся пучком, освещает негатив 3. Равномерное освещение освещение экрана получают, если лучи света, идущие из конденсора, собираются в объективе 4 и образуют там изображение светящегося тела лампы. С увеличением расстояния (а) между объективом 4 и экраном 5 увеличивается масштаб изображения. При этом расстояние (б) между объективом и негативом уменьшается.

В экспертных лабораториях наиболее распространены фотоувеличители типа «Ленинград».

Фотоувеличители типа «Ленинград» представляют собой проекционные приборы с автоматической и ручной наводкой на резкость. Они предназначены для печати с негативов форматом 13х17; 18х24; 24х36 мм. Изображение негативов проецируется на фотобумагу с помощью оптической системы, в которую входят источник света и конденсор, обеспечивающий равномерное освещение негатива; объектив, проецирующий изображение негатива на эмульсионный слой фотобумаги.

Рис. 72. Фотоувеличитель «Ленинград-6»: 1 – осветитель; 2 – проектор; 3 – основание; 4 – винт для фиксации направляющего пальца; 5 – стойка; 6 – шкала изменения масштаба изображения и увеличения выдержки; 7 – пантограф; 8 – винт, фиксирующий положение проектора  


Фотоувеличитель включает в себя следующие основные узлы: основание (экран), осветитель, проектор, узел фокусировки и узел изменения масштаба увеличения (рис. 72).

Основание (экран) служит для крепления стойки фотоувеличителя и размещения фотобумаги, кадрирующей рамки в процессе печати. В нижней его части установлен поддон для хранения негативов и фотоматериалов.

Осветитель обеспечивает подачу мощного равномерного потока копировального света на исходный негатив. За источником света внутри корпуса осветителя устанавливают лоток для светофильтров. При печати на черно-белые фотоматериалы в него помещают рассеиватели – матовые или молочные стекла. Они в определенной мере сглаживают зернистость негатива, мелкие царапины и другие механические дефекты на его поверхности, загрязнения в виде пылинок на поверхности покровных стекол.

Проектор состоит из приспособления для размещения негативов, конденсора и объектива «И96-4», проецирующего изображение негатива на экран или эмульсионный слой фотобумаги. Для размещения негативов предназначена негативная рамка, которую устанавливают в гнездо проектора. В верхней части рамки перед конденсором установлен светофильтр, пропускающий неактиничный для фотобумаги свет (красный), предохраняя ее от засветки, например при ее размещении относительно проецируемого на экран изображения, кадрировании. При экспонировании фотобумаги светофильтр убирают с пути светового пучка.

Узел фокусировки изображения объединяет фокусировочную втулку, перемещающуюся по винтовой резьбе при ручной наводке на резкость, и объективную панель, перемещающуюся по направляющим при автоматической наводке.

Узел изменения увеличения осуществляет перемещение проектора относительно экрана фотоувеличителя. С увеличением расстояния увеличивается и масштаб изображения. Для изменения положения проектора служит специальное приспособление – пантограф.

Для фотопечати необходимы следующие приспособления: кадрирующая рамка, реле времени, фонарь неактиничного света, электроглянцеватель, три-четыре кюветы, пинцет и др.

Кадрирующая рамка (рис. 73) помимо основного назначения – кадрировать изображение – обеспечивает строго определенное положение фотобумаги при печати. Она облегчает процесс кадрирования без использования красного светофильтра, с ее помощью устанавливают необходимый формат кадра, получают снимки с белым кантом по краям изображения.

На деревянном (пластмассовом) основании (1) рамки закреплены упоры, позволяющие помещать фотобумагу в строго определенное место, и откидной ограничитель (2), по сторонам которого перемещаются ползунки (3) с металлическими полосами (4). Перемещением полос во взаимно перпендикулярном направлении устанавливают тот или иной размер снимка и ширину белой его окантовки. С этой целью на них нанесена шкала (5) с сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Опуская ограничитель, края фотобумаги плотно прижимают к основанию. Чтобы случайно не сдвинуть рамку при установке фотобумаги, под нее подкладывают лист тонкой резины. При использовании кадрирующей рамки на фотоувеличителе с автоматической наводкой на резкость следует заново установить резкость изображения.

Реле времени представляет собой прибор для точного отсчета выдержек при экспонировании фотобумаги. Разные системы этих приборов позволяют в автоматическом режиме вести отсчет выдержек от 0,2–0,5 с до нескольких минут.

Пинцет необходим для обработки фотобумаги в растворах, поскольку руки фотографа должны быть сухими. Работа с ним позволяет избежать появления на отпечатках светлых и темных пятен – следов фотографических растворов с пальцев. При печати применяют специальные фотографические пинцеты с резиновыми наконечниками или медицинские с гладкими концами, чтобы не царапать эмульсию. Целесообразно использовать два пинцета – один для работы в проявителе, а другой – в фиксаже.

Прищепки используют для сушки фотопленок и фотоотпечатков. Одной из них, например, крепят пленку к натянутой проволоке (шнуру), а другую закрепляют на противоположном конце, предохраняя пленку от скручивания во время сушки. Используют фотографические прищепки и хозяйственные (бельевые).

Для обрезки фотоснимков применяют специальные фотографические резаки. Существуют резаки с наклонным, опускающимся и дисковым ножами.

Для ускоренной сушки и глянцевания отпечатков применяют электрофотоглянцеватель. Он представляет собой вертикально расположенную металлическую раму, внутри которой находится электронагревательный элемент. С внешней стороны рамы устанавливают две никелированные металлические пластины, к которым валиком прикатывают снимки, прижимаемые полотняными накладками.

Фотолаборатории оборудуют автоматическими приборами для сушки отпечатков типа АПСО-5М (рис. 74). Основным его элементом является барабан с полированной поверхностью, закрепленный в специальном каркасе. Внутри барабана находятся электронагревательные элементы. Вращение барабана производится вручную с помощью рукоятки, установленной на оси ведущего вала, или посредством электродвигателя. Скорость вращения барабана и его температуру регулируют переключателями, расположенными на щитке управления прибора.

   

Мокрые отпечатки укладывают на участках транспортирующего полотна между прижимным валиком и откидным направляющим валиком. Перемещаясь до места касания полотна с барабаном, они прижимаются к барабану и сушатся, проходя путь до места расхождения полотна с барабаном. Прижим отпечатков обеспечивает уплотняющий валик, который посредством специального рычага прижимает полотно к поверхности барабана. Высушенные или глянцованные снимки падают в приемный лоток.

 

Техника фотопечати

 

Техника фотопечати при проекционном и контактном способах содержит много общего, но и имеет свои особенности, поскольку различны не только используемая аппаратура, но и принципиальные основы каждого из способов.

Подбор фотобумаги к негативу. Подбор фотобумаги к негативу – важный этап получения позитивного изображения. От правильности подбора зависит воспроизведение тонов, проработка всех деталей, которые содержатся в негативе.

Контраст негативного изображения обычно меньше контраста объекта. Это обусловлено тем, что экспонированный негативный фотоматериал проявляют до коэффициента контрастности меньше единицы. Поэтому применяемые для их печати фотобумаги имеют более высокую контрастность. Снижение контраста может быть обусловлено нарушениями технологического процесса съемки и лабораторной обработки фотоматериала. Нередко при ярком солнечном освещении могут быть получены изображения достаточно высокого контраста.

Требуемую контрастность изображения на снимке обеспечивает при печати подбор различной по степени контрастности фотобумаги. Правильно подобранный контраст фотобумаги позволяет в определенной степени уменьшить влияние градационных искажений, которые были допущены при съемке и лабораторной обработке фотоматериала, добиться на снимке оптимальной передачи соотношения яркостей объекта.

При подборе фотобумаги к негативу руководствуются правилом – полезный интервал экспозиций фотобумаги должен соответствовать интервалу оптических плотностей негатива либо произведение коэффициентов контраста негатива и бумаги равно единице:

.

Если интервал плотностей негатива и обусловленный им интервал экспозиций соответствуют полезному интервалу экспозиций фотобумаги, то существенных потерь деталей в «светах» и «тенях» на снимке не наблюдается. Поэтому нормальные по контрасту негативы печатают на нормальной фотобумаге. Следует иметь в виду, что полезный интервал экспозиций фотобумаги и степень ее контрастности имеют обратную зависимость, т. е. чем больше контрастность фотобумаги, тем меньше полезный интервал.

Если интервал плотностей больше полезного интервала экспозиций фотобумаги (контрастный негатив), то удовлетворительно передаются лишь участки изображения со средними по величине плотностями почернений. В недодержанных и передержанных участках различия в плотностях мало заметны, а детали в них теряются. Увеличивая или уменьшая выдержку, можно улучшить передачу одного из участков, но при этом ухудшается передача другого. Для получения качественного изображения со всего негатива в этом случае необходимо использовать мягкую фотобумагу с большим полезным интервалом экспозиций.

Если интервал плотностей существенно меньше полезного интервала экспозиций фотобумаги (мягкий негатив), то теневые участки объекта на снимке имеют пониженную плотность, а «света» – повышенную. Изображение выглядит серым без глубоких «теней» и ярких «светов». Изменение выдержки приводит к уменьшению или увеличению плотностей одновременно на обоих участках, что позволяет улучшить передачу изображения на одном из них и ухудшить на другом. Получить отпечаток, близкий по свойствам к оригиналу, позволит лишь печать на более контрастную фотобумагу.

При проекционном способе печатипоследовательно выполняют следующие операции по подготовке к печати, настройке осветительной системы фотоувеличителя, выбору пределов увеличения, кадрированию изображения, определению оптимальной экспозиции, экспонированию, исправлению качества снимка, лабораторной обработке отпечатков.

Подготовка к печати. На подготовительном этапе организуют рабочие места в фотолаборатории – «сухое» и «мокрое». На «сухом» размещают фотоувеличитель с кадрирующей рамкой, негативы, фотобумагу; на «мокром» – кюветы с обрабатывающими растворами (слева направо: проявитель, проточная вода, фиксаж) и пинцет. Для обработки фотоматериалов используют кюветы, по крайней мере в два раза превышающие формат обрабатываемой фотобумаги. Для фиксажа необходима большая по размерам кювета, поскольку в ней скапливается большое количество отпечатков.

Печать снимков любым способом (проекционным, контактным) ведется при неактиничном для фотобумаги освещении. С ним легче ориентироваться в лаборатории, располагать в определенной последовательности негатив и фотобумагу, следить за процессом обработки снимков. Освещают либо «мокрое» рабочее место, либо всю лабораторию.

Подготавливая фотоувеличитель к работе, поверхности линз объектива, конденсора, прижимных стекол очищают от пыли и загрязнений. Негативы со стороны подложки протирают замшей, тампоном (не оставляющим волокон), смоченными спиртом. Пылинки на эмульсионном слое сдувают струей воздуха из резиновой груши, удаляют сухой кисточкой. Фотобумагу хранят в местах, на которые заведомо не попадает белый свет, – в ящиках стола, поддоне фотоувеличителя или под его экраном, обязательно в пакете. Эта предосторожность исключает возможность подсветки, смешения разных по контрасту сортов фотобумаг.

Перед печатью оценивают качество негативов, подбирают фотобумагу с учетом их контраста. Из процесса печати исключают нерезкие негативы, очень тонкие и слишком плотные, с подсвеченными, слипшимися при обработке участками и другими дефектами. Негативы, пригодные к печати, помечают красителем в области перфорационных отверстий; разбивают по группам, для которых плотность (контраст) примерно одинакова.

При выключенном общем освещении настраивают осветительную систему фотоувеличителя.

Настройка осветительной системы фотоувеличителя. Работу на фотоувеличителе начинают с настройки (центрирования) его осветительной системы. Равномерное освещение в пределах кадра обеспечивает оптимальное положение источника света относительной оптической оси. Настройку осветителя проводят при установленном объективе, негативной рамке, включенном осветителе, выбранном масштабе увеличения и ослабленном кольце крепления узла юстировки. Диафрагма объектива полностью открыта, резкость наведена по краям кадра. При неравномерной освещенности кадра патрон с лампой в узле юстировки передвигают к себе – от себя, перемещают вправо-влево и в вертикальной плоскости, разворачивают вокруг своей оси, добиваясь равномерности светового потока. Правильность настройки оценивают зрительно по освещенности кадра на листе белой бумаги, расположенной на экране. Неравномерность в освещенности по площади кадра не должна превышать 15–20 %. При изменении масштаба увеличения возможна коррекция положения осветителя.

Наведение на резкость. Наводку на резкость осуществляют перемещением объектива вдоль оптической оси фотоувеличителя за счет вращения втулки в фокусировочной оправе, либо она автоматически устанавливается перемещением объективной панели по направляющим при изменении положения проектора.

Резкость проецируемого изображения наводят при открытой диафрагме объектива, чаще оценивая ее визуально – по фактуре одежды, четким контурам предметов и т. п. Для контроля точности наведения на резкость при печати с плотных негативов используют щелевое устройство, являющееся элементом многих негативных рамок. Оно состоит из двух металлических пластин, образующих небольшую щель. Проходя через данное устройство, свет на экране образует сплошную резкую светлую полосу при точной наводке или размытую и разделенную пополам – при неточной. Для наведения на резкость в этом случае негативную рамку выдвигают из гнезда проектора, пока изображение щели не будет проецироваться на экран. С изменением высоты положения осветителя резкость устанавливают заново.

При диафрагмировании объектива увеличивается глубина резкости проецируемого на экран изображения, что позволяет в случае непараллельности экрана и негатива в определенной степени избежать нерезкости.

Определение пределов увеличения. Выбираемое при проекционной печати увеличение зависит от формата негатива и печатаемого снимка, резкости негатива, его зернистости и других факторов. Формат снимка в одних случаях заведомо известен, например, для документов, удостоверяющих личность, фототаблиц. В других – формат кадра определяет профессиональный замысел фотографа, размеры сюжетно важного элемента на негативе.

При увеличении фотографическое изображение становится не просто большим по площади – оно преобразуется в картину. Изображение выглядит более естественным только тогда, когда приобретает определенный максимальный формат. Увеличение негатива позволяет сделать его композиционное построение более выразительным и тем самым открывает неограниченные возможности для кадрирования. Например, не воспринимаемую глазом на небольших снимках перспективу более естественно передают увеличенные снимки; увеличивая изображение, исключают случайные элементы, попавшие в кадр при съемке. Поэтому при данном формате снимка изображение увеличивают до тех пор, пока эти элементы не выйдут за границы кадра. Следует помнить, что с ростом увеличения снижается резкость изображения, возрастает зернистость.

Кадрирование изображения. Печать с негатива без обрезки его изображения – это наиболее благоприятная для фотографа ситуация. В практике фотографии она встречается крайне редко. В первую очередь это связано с тем, что фотограф за короткое время при съемке не имеет возможности продумать композицию и удачно построить кадр. Не существует и пропорциональной зависимости между форматами негативов и фотобумаги. Например, вытянутое изображение малоформатных негативов (24х36 мм) приходится обрезать при печати сюжетов, протяженных по высоте, а квадратные негативы (4,5х4,5; 6х6 см) среднеформатных камер – при печати сюжетов, протяженных в ширину. Возможны случаи, когда из изображения, полученного при горизонтальном расположении кадра, формируется композиция, построенная по вертикали, или с одного негатива печатаются два-три снимка, завершенные по своему композиционному построению.

Проще кадрировать симметричные сюжеты. После исключения из пределов кадра негатива несущественных деталей содержание печатаемого сюжета становится более понятным. Однако, обрезая участки изображения негатива, фотограф должен иметь чувство меры. Например, печатая (снимая) человека, группу лиц в полный рост, нельзя обрезать им ноги или верхнюю часть головы. Можно смело кадрировать погрудное изображение человека, «обрезая» изображение со всех сторон, но при этом следует помнить о сущности решаемой задачи – получение портретного снимка. Так, восприятию динамики движения спортсмена, автомобиля способствует большее свободное пространство на снимке перед движущимся объектом, чем за ним. Динамике портретных снимков эквивалентно направление взгляда – в данном направлении при кадрировании и оставляют больше свободного пространства.

При кадрировании изображение негатива ограничивают настолько, насколько это возможно или необходимо. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к необходимости повышать увеличение. Существуют различные варианты кадрирования.

При проекционной печати изготавливают снимки различного формата. Как и при съемке возможны варианты горизонтального и вертикального расположения кадра. Чаще размеры кадра ограничивает формат фотобумаги (9х12; 13х18; 18х24 см и др.). В этом случае на кадрирующей рамке устанавливают кадр под формат фотобумаги, а затем увеличивают изображение настолько, чтобы все изображение или наиболее существенная его часть разместились в пределах установленных границ. Размеры кадра корректируют таким образом, чтобы элементы кадрирующей рамки перекрывали периферийные участки фотобумаги, образуя после лабораторной обработки светлые кромки на снимках в пределах 3–5 мм. При печати со всей площади негатива увеличение подбирают с таким расчетом, чтобы проходящий между краями негативного вкладыша и самого негатива свет оказывался за пределами формата кадра.

Иногда кадрирование осуществляют при подобранном для печати увеличении и установленном на кадрирующей рамке формате кадра. В этом случае, перемещая рамку в пределах проецируемого изображения и исключая второстепенные его элементы, устанавливают границы кадра.

При печати не всегда удается определить точные границы кадра. Окончательное кадрирование изображения проводят при обрезке снимков. Обрезка снимка сверху, снизу и с боков может усилить содержание отображенного на нем сюжета.

Определение оптимальной экспозиции (выдержки) при фотопечати имеет особое значение для получения качественного фотоснимка. Начинающие фотографы часто недооценивают важность этой операции. Печать с выдержками, определенными «на глаз», не приводит к экономии времени и фотоматериалов.

Время экспонирования зависит от многих факторов: мощности источника света, плотности негатива, величины диафрагмы объектива, увеличения изображения, светочувствительности фотобумаги и др. Об оптимальности выдержки можно судить только при обработке фотобумаги до рекомендуемого времени проявления (2,5–3,0 мин) в свежеприготовленном растворе.

При оптимальной выдержке фотоснимок должен иметь глубокие черные тона в теневых участках, чистые, но с проработанными деталями «света». Темное плотное изображение с серыми «светами» свидетельствует о передержке; бледное изображение со светлыми участками без деталей – о недодержке.

Оптимальное время экспонирования определяют способами ступенчатого экспонирования фотоматериала или пробной фотопечати, помещая полоску фотобумаги на участках с сюжетно-важными элементами проецируемого изображения.

Определение оптимальной выдержки способом ступенчатого экспонирования заключается в последовательном экспонировании полоски фотобумаги ступенями через равные промежутки времени, экранируя отдельные ее части черной бумагой. Если все участки пробы имеют высокую плотность, то это говорит о передержке. Для определения оптимальной выдержки изготавливают новую пробу, используя при экспонировании участков выдержку меньшей кратности. Выбирая ее значение, ориентируются по минимальной выдержке предыдущей пробы. Наличие на пробе лишь светлых участков свидетельствует о недодержке. Поэтому для изготовления следующей пробы кратность выдержки увеличивают, ориентируясь по максимальной выдержке предыдущей.

Способ пробной печати основан на поэтапном экспонировании полосок фотобумаги. Кратность выдержки для каждой последующей пробы обычно увеличивают вдвое, например 2, 4, 8, 16… секунд. Пробы изготавливают до тех пор, пока не будет определена оптимальная выдержка.

Плотность участков пробы оценивают при белом свете, так как оценка качества печати при лабораторном (красном) освещении требует определенного навыка. Так, при красном свете черно-белое изображение воспринимается более плотным и контрастным (сочным), чем на самом деле. Данное явление следует учитывать при печати, изготавливая снимки с некоторой «передержкой». Оптимальная оценка плотности возможна и при темно-зеленом лабораторном освещении.

С увеличением размеров проецируемого изображения освещенность в плоскости экрана снижается. Поправку в экспозиции каждый раз определяют с помощью проб или ориентируясь по шкале увеличений и коэффициента изменения выдержки на стойке фотоувеличителя. Небольшое изменение масштаба проекции практически не влияет на время экспонирования.

Способы экспозиционных проб, используемые для определения выдержки, очень просты, надежны, но отнимают много времени, особенно пробная печать. Более современные основаны на использовании специальных оптико-электронных приборов для измерения освещенности.

Экспонирование фотобумаги. Фотопечать ведется при выключенном общем (белом) освещении. Кроме рассмотренных операций она включает установку негатива, регулировку освещенности, размещение фотобумаги и ее непосредственное экспонирование.

Освещенность изображения при печати зависит от плотности негатива. Ее подбирают, открывая или закрывая диафрагму объектива. При печати с плотных негативов диафрагму открывают полностью, а при печати с тонких закрывают так, чтобы обеспечить возможность экспонирования фотобумаги в пределах от 0,5 до 2–3 с.

Негатив в негативную рамку помещают эмульсионным слоем к экрану. Фотобумагу при установленном перед объективом красном светофильтре кладут на экран фотоувеличителя в пределах проецируемого изображения, прижимая края линейками, небольшими металлическими предметами. Экспонировать фотоматериал можно, убирая и устанавливая светофильтр под объективом либо выключив осветитель и убрав с пути светового потока светофильтр, экспонировать, включая и выключая осветитель.

Применение кадрирующей рамки исключает необходимость использования при печати красного светофильтра. После кадрирования, проводимого при белом свете, выключают осветитель, размещают фотобумагу в рамке, не изменяя ее положения, и экспонируют, включая, осветитель на требуемое время.

Отсчет выдержек ведут либо в автоматическом режиме, применяя реле времени, либо устно, с постоянной скоростью произнося двухзначные числа, соответствующие секундам. С изменением увеличения при печати с данного негатива или негативов одинаковой плотности для коррекции выдержки используют шкалу кратности увеличений и экспозиции фотоувеличителя.

Исправление изображения снимков. При печати контрастных, полученных при неравномерном освещении, а иногда и подсвеченных негативов возникает необходимость оттенить (экранировать) отдельные наиболее светлые участки и добавить выдержку на более темные, обеспечивая получение нормальных по плотности и проработке деталей снимков. Иногда, экранируя большую часть кадра, добиваются выделения на снимке той или иной сюжетно важной детали, например непропечатанного лица человека. Такой способ изменения количества копирующего света на отдельных участках фотоматериала получил название «местное маскирование». Маскирование проводят, частично перекрывая свет под объективом на соответствующих участках экспонируемой фотобумаги. Обычно перед началом маскирования определяют общую выдержку, ориентируясь по участкам негатива с максимальной плотностью. Затем специальной маской перекрывают свет, уменьшая выдержку в светлых участках негатива. В качестве масок (рис. 75) используют звездочки, круги из плотной непрозрачной бумаги; листы с отверстиями в зависимости от формы маскируемого участка, а часто и руку (руки) фотографа. В процесс экспонирования маску плавно перемещают над листом фотобумаги, избегая образования на отпечатке четких контуров маски.

При контактном способе печатипоследовательно выполняют операции по подготовке к печати, установке копирующего света, определению оптимальной экспозиции, экспонированию, исправлению качества снимка, лабораторной обработке отпечатков.

Подготовка к печати. Перед началом печати проверяют рабочее состояние копировального прибора. Осматривают контактное (покровное) стекло и при обнаружении царапин заменяют его. Оценивают равномерность освещения и его интенсивность. При высокой интенсивности ее уменьшают, изменяя положение осветительных ламп, снижая их накал, применяя дополнительные рассеиватели в виде папиросной или фильтровальной бумаги, располагаемой на матовых стеклах. При использовании осветительной системы фотоувеличителя освещенность изменяют диафрагмой объектива. Освещенность должна быть отрегулирована так, чтобы печать велась с выдержками в пределах 4–5 с. При меньших значениях выдержек сказываются ошибки в экспонировании, если их отсчет ведется не с помощью реле времени.

При печати должен быть обеспечен плотный прижим негатива к фотобумаге. Поэтому осматривают подушки копировальных приборов, проверяют наличие поролона на крышке копировальной рамки, выбирают покровные стекла толщиной 7–10 мм.

При контактной печати, как и при проекционной, на снимках должны отображаться все детали изображения, содержащиеся в негативе. Фотоснимки должны быть резкими, иметь оптимальную плотность, контраст, хорошую проработку деталей в светлых и теневых участках.

Форматные негативы изготавливают более высокой плотности с учетом высокой освещенности копировальных приборов. Вместе с тем, как и малоформатные, они могут иметь различные плотность и контраст. Подбор фотобумаги производят с учетом контраста негатива. Оптимальные результаты получают, когда интервал плотностей негатива приближен к полезному интервалу экспозиций фотобумаги. Поэтому негативы с повышенным контрастом печатают на мягкие фотобумаги, а мягкие и вялые негативы – на контрастные и особоконтрастные.

Размещение негатива и фотобумаги. При контактной печати соблюдается основное правило расположения негатива и фотобумаги – их эмульсионные слои обращены друг к другу. Нарушение этого правила приводит к получению зеркального изображения. На негативах, изготовленных на фототехнических пленках, трудно отличить эмульсионный слой от подложки, поскольку на последнюю нанесен противоореольный слой, мало отличающийся от эмульсионного.

Подложку от эмульсионного слоя можно отличить по содержанию негатива, если оно представляет текстовую информацию. Если при просмотре буквы цифры наблюдаются зеркально, то это эмульсионная сторона негатива, если текст читается – подложка. Во всех остальных случаях эмульсионный слой определяют, соскабливая острым предметом (лезвием, скальпелем и т. п.) краевые участки негатива, изображение которых впоследствии будет обрезано. При этом с эмульсионного слоя удаляется металлическое серебро, и царапины (соскоб) хорошо видны на просвет; со стороны подложки царапины не образуются.

На контактном стекле копировального прибора размещают негатив и фотобумагу эмульсионными слоями друг к другу. Затем их плотно прижимают крышкой и экспонируют со стороны негатива, включая белый копировальный свет. Аналогичным образом располагают фотобумагу и негатив при контактной печати с использованием копировальных рамок. Здесь в качестве источника света используют осветители, дающие равномерный поток света – матовые лампы накаливания или обычные с матовыми стеклами, а чаще световой поток от фотоувеличителя. Переворачивая рамку и располагая ее под источником копировального света, обеспечивают необходимое для печати положение негатива и фотобумаги. Перед экспонированием шибер открывают. При использовании покровных стекол на экран фотоувеличителя сначала кладут фотобумагу эмульсионным слоем к объективу, а на нее негатив эмульсией вниз. Негатив к фотобумаге прижимают покровным стеклом. Его размеры должны превышать размеры негатива, а от толщины зависит плотность прижима. Экспонирование осуществляют включением лампы осветителя.

Определение оптимальной выдержки. Основной способ определения оптимальной экспозиции при контактной печати на копировальных приборах – пробная фотопечать. При использовании копировальных рамок и покровных стекол оптимальную выдержку подбирают способом ступенчатого экспонирования фотоматериала



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 793;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.031 сек.