В Югославии в 50-х — 60-х гг.


 

Первыми шагами на пути перехода к новой модели социализма было: принятие Союзной Скупщиной в июне 1050 г. закона о передаче предприятий ё управление рабочим. 6 конце декабря 1951 г. Скупщина приняла еще один закон о реформе в сфере планирования народного хозяйства. Этими двумя зако­нодательными актами и определялись основные положения югославской модели социализма. Предприятия, оставшиеся об' щенародной собственностью, передавались в руки трудовых коллективов. Их передача осуществлялась без какой-ли&о ком­пенсации со стороны предприятий. Для руководства предприя­тиями трудовые коллективы стали выбирать рабочие советы или комитеты. Директор и другие основные административно-хозяйственные должности стали выборными. Рабочие предпри­ятий получили право самим решать вопросы организации про­изводства, определять объемы и виды выпускаемой продукции, решать проблему ее сбыта, отчислений в государственный бюд­жет. В ведение трудовых коллективов передавались вопросы найма и увольнения рабочих, модернизации производства. В этой связи общегосу дарственное планирование отменялось, ”лапирующие функции государства теперь сводились лишь к ус­тановлению общих пропорций развития основных отраслей на­родного хозяйства. Упразднялись хозяйственные министерства и ведомства, Госплан. Теперь предприятия должны были сами финансировать свою деятельность. Они получили право выхода на зарубежные рынки, а на внутреннем рынке вводилась систе­ма свободного ценообразования, то есть цены стали формиро­ваться в зависимости от спроса и предложения.

В марте 1953 г. был принят закон об аграрной реформе, ко­торый упразднял в деревне кооперативный сектор и делал упор на развитие индивидуальных частных хозяйств. Были сохране­ны только крепкие и рентабельные сельскохозяйственные коо­перативы. У итого их число резко сократилось по срав­нению с 1950г. Были сохранены также государственные име­ния. Но основная масса земли в результате аграрной реформы оказалась в руках единоличных крестьян. Закон разрешал куп­лю-продажу земли. Но чтобы не допустить резкого расслоения деревни, вводились ограничения на максимум владения землей — 10 га в одном хозяйстве. Крестьянам запрещалось приобре­тать также тракторы и другую сложную сельскохозяйственную технику. Они должны были пользоваться услугами государст­венных машинопрокатных станции.

Осуществлялась демократизация общественно-политической жизни. VI съезд КИЮ, состоявшийся в ноябре 1952 г., принял решение о разграничении партийных и государственных функ­ций, что означало отказ КИЮ от директивных методов управ­ления страной. В решении съезда указывалось, что КИЮ сосре­дотачивает свое внимание исключительно на политической ра­боте с массами с тем, чтобы через коммунистов на предприятиях и в трудовых коллуктивах обеспечивать ведущую авангардную роль компартии. Съезд переименовал коммунистическую партию в Союз коммунистов Югославии (СКЮ). В новом на­звании, по мнению руководителей югославских коммунистов, наиболее точно отражалась концепция К. Маркса о революци­онной рабочей партии, как политическом авангарде.

Демократизации общественно-политической жизни способ­ствовало введение принципов самоуправления в органах госу­дарственной власти, а также предоставление широких прав и самостоятельности союзным республикам и автономным кра­ям.

Однако, переход к новой модели социализма на основе са­моуправления и рыночных отношений был трудным и болез­ненным. С самого начала вскрылись серьезные изъяны в ее функционировании. Прежде всего, получив самостоятельность, трудовые коллективы стали больше заботиться об удовлетво­рении своих интересов, чем интересов государства. В погоне за высокими доходами и заработной платой рабочие советы сок­ращали персонал предприятий, что приводило к быстрому ро­сту безработицы. Ее численность в середине 50-х перевалила за 1 млн. человек. Многие югославы в поисках работы вынуж­дены были уезжать за границу. Они, как правило, устремля­лись в ФРГ.

Второй изъян социалистической системы самоуправления прослеживался в том, что трудовые коллективы, заинтересо­ванные в росте прибылей, стали стремиться получить ее не пу­тем увеличения количества и улучшения качества выпускаемом продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, а посредством установления монопольно высоких цен. Это дела­лось в результате сговора руководителей предприятий и торго­вых фирм и привело к появлению узкоэгоистических коррум­пированных мафиозных структур, наживавших на этом огромные капиталы. Постепенно решающую роль в югославской экономи­ке стали играть торговые фирмы, которые диктовали свою волю и производителям, и потребителям. Стоять за прилавком магазина стало во много раз выгоднее, чем стоять у станка.

Предоставление широкой самостоятельности республикам и краям оживило тенденцию к региональной замкнутости, мест­ничеству и способствовало росту национализма.

Безусловно, руководство СКЮ и Югославии попыталось устранить эти негативные последствия в связи с переходом к новой модели социализма. Уже в 1955 г. были восстановлены некоторые хозяйственные министерства и ведомства, расшире­ны права правительства — Союзного исполнительного вече в сфере экономики. Было сокращено число предприятий, имев­ших право выхода на, внешний рынок, вводились большие штрафы за произвольное повышение цен на внутреннем рынке, взяты под защиту государства некоторые нерентабельные пред­приятия. В 1957г. было восстановлено общегосударственное планирование. Скупщина приняла второй пятилетний план на 1957—1961 гг. В 1957 г. возобновилось кооперирование дерев­ни. В аграрной политике руководство Югославии взяло курс на создание крупных агропромышленных комбинатов. Однако, нз-за высоких цен на землю процесс перестройки села на коо­перативных началах шел крайне медленно. В середине 60-х гг. социалистический сектор в деревне составлял всего лишь 14— 15% (госнмения, агрокомбинаты и сельхозкооперативы). Ос­новная масса югославского крестьянства предпочитала оста­ваться единоличниками, хотя продуктивность социалистиче­ских хозяйств была весьма высокой. Составляя четверть всех хозяйств, они в середине 60-х гг. давали 50% товарной сель­скохозяйственной продукции. Сохранению индивидуального сектора в сельском хозяйстве способствовала политика государст­ва. В частности, в 1957 г., когда было принято решение о во­зобновлении кооперирования в деревне, для единоличных кре­стьян правительство сняло ограничение на приобретение зем­ли, а также разрешило приобретать в собственность тракторы и другую высокопроизводительную сельскохозяйственную тех­нику. Правительство предоставило единоличным крестьянам налоговые льготы и денежные кредиты.

Руководство Югославии повело борьбу с ростом сепаратиз­ма и региональной замкнутости. В 1953 г. был принят консти­туционный закон, призванный усилить рост центральной вла­сти по отношению к республикам и краям. Этим законом уч­реждался высший коллективный орган государственной власти — Президиум ФНРЮ, в который стали входить руководители союзных республик и краев. Конституционным законом утверж­дался пост президента Югославии. Им был избран Тито.

Предпринимались усилия по восстановлению позиций СКЮ, утраченные после VI съезда. Возвращение СКЮ руководящих функций шло под лозунгом повышения авангардной роли ком­мунистов в деле строительства социализма. Тенденция к уси­лению руководящей роли СКЮ проявилась уже на VII съезде СКЮ, который принял новую программу югославских комму­нистов, охарактеризованную советским руководством, как реви­зионистская. Лидеры КПСС не увидели в этой программе стремление руководства СКЮ возродить руководящую и на­правляющую роль своей партии в югославском обществе. Хотя в новой программе указывалось, что дальнейшее развитие Юго­славии связано с совершенствованием и дальнейшим развити­ем социалистической системы самоуправления, в ней в то же время обращалось внимание, на необходимость укрепления диктатуры пролетариата, ведущей роли СКЮ в югославском об­ществе. Стремление руководства СКЮ к сохранению монопо­лии власти привело его к отрицанию перехода Югославии к политическому плюрализму и многопартийности. СКЮ не соби­рался делиться с кем-то руководством по строительству социа­лизма в стране. В программе было четко записано, что комму­нисты не отказываются от руководящей общественной роли, а рабочий, класс от диктатуры пролетариата, которые являлись надежным гарантом развития системы социалистического самоуправления.

В марте 1958 г. пленум ЦК СКЮ принял решение “Об оче­редных задачах Союза коммунистов в борьбе за устранение от­рицательных явлений в политической, экономической и обще­ственной жизни”. Вся сущность принятого решения состояла в том, что в дальнейшем ни один закон Скупщины или Союзного вече, ни одно постановление югославского правительства не могли быть приняты, пока они не были освещены соответству­ющим решением ЦК СКЮ.

Сохранение за СКЮ бюрократических, административно-командных функций вызвало обострение внутрипартийной борь­бы. Против намерений восстановить руководящую роль партии, в первую очередь, выступил отец югославской модели социа­лизма Джилас. Еще в 1953 г., осуждая авторитарные методы управления страной, Джилас пришел к выводу, что необходи­мо в противовес СКЮ создать конкурирующую партию. Но эта точка зрения была расценена, как ревизионистская. В январе 1954 г. Джилас был снят со всех государственных и партийных постов. Но он не прекратил своей борьбы. В 1956 г. Джилас осудил поддержку югославским руководством хрущевской акции в Венгрии, за что был исключен из партии и посажен в тюрьму на три года. В 1957 г., когда Джилас от­бывал определенный судебными органами срок, в свет вышла его книга “Новый класс”. В этой книге он называл созданную Тито модель социализма “югославским сталинизмом”. Главный вывод, к которому пришел Джилас в своей книге, заключался в том, что никакого социалистического самоуправления в Юго­славии не существует, страной управляет партийно-государственная олигархия. Ее-то он и назвал новым классом. За эту книгу Джиласу был увеличен срок тюремного заключения до 12 лет.

С другой стороны, рост безработицы, снижение социальной защищенности граждан, анархия производства и ценовой про­извол, появление мафиозно-коррумпированных структур, сепа­ратистских и местнических тенденций в республиках и регио­нах привели к отрицанию многими югославскими коммуниста­ми новой модели сталинизма. В руководстве СКЮ против продолжения реформ выступил Ранкович — вице-президент Юго­славии и член Президиума ЦК СКЮ. Безусловно, Тито не мог вернуться к сталинской модели, ибо это было бы равнозначно признанию им своего политического банкротства. Поэтому Ти­то расправился с Ранковичем и его сторонниками. 1 июля 1966 г. пленум ЦК СКЮ освободил Ранковича от всех занима­емых партийных и государственных постов, исключил его из рядов СКЮ. Ранкович был обвинен в приверженности антисамоуправленческим, бюрократическим, нейтралистским взгля­дам и в организации фракционной борьбы за власть.

Расправившись со своими противниками как слева, так и справа, Тито, ставший к этому времени единственным пра­вителем, продолжает курс по совершенствованию югославской модели социализма. В середине 60-х гг. Скупщиной принима­ются новые реформы, призванные улучшить рыночный меха­низм. Были внесены изменения в систему распределения при­были межцу предприятиями и государством в пользу предприя­тий. Размер отчислений в фонд предприятий был увеличен с 25—30% до 55% их доходов. В целях повышения эффективно­сти рыночной экономики была реформирована банковская си­стема.

Средства централизованных фондов капиталовложений пе­редавались в распоряжение специализированных инвестицион­ных банков, которьле получали статус самоуправляющихся ор­ганизаций. "На эти банки возлагалась задача финансирования предприятий в соответствии с положениями народнохозяйствен­ных планов, но уже в виде кредитов, на основе хозрасчета. Од­новременно были значительно подняты процентные ставки по кредитам, чтобы стимулировать предприятия и трудовые кол­лективы к получению высоких прибылей при наименьших фи­нансовых затратах.

Вновь были расширены возможности выхода предприятий на внешние рынки.

Скупщина приняла также ряд законодательных актов, на­правленных па дальнейшую демократизацию политической жиз­ни страны.

За соблюдением федеральными властями, республиками и краями конституции и законодательных актов создавался Кон­ституционный суд. Вводился принцип сменяемости депутатов и должностных лиц. Союзная Скупщина, избираемая на 4 года, подлежала обновлению на половину через каждые два года. В структурах Скупщины и Союзного вече было увеличе­но представительство от республик и краев, что расширяло их влияние на политику высших органов государственной власти. Расширялись права и полномочия республик и краев.

В целом, несмотря на возникшие трудности перехода к но­вой модели социализма, к концу 60-х гг. экономика Югославии добилась определенных успехов. Югославия превратилась в ин­дустриально-аграрную страну. Ее промышленное производство к середине 60-х гг. в 7,5 раз превышало довоенный уровень. Большие капиталовложения были осуществлены в легкую про­мышленность. По темпам развития легкая промышленность в 60-х гг. опережала тяжелую индустрию. В целях ускорения развития сельского хозяйства государство продолжало расши­рять финансовую и материально-техническую помощь югослав­ской деревне. В результате заметно улучшилось снабжение го­родского населения продовольствием, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем. Улучшилось материальное по­ложение трудящихся масс.

В апреле 1963 г., учитывая происшедшие социально-полити­ческие изменения в стране, Союзная Скупщина и Союзное ве­че приняли новую конституцию, в которой констатировалась победа социализма. Отныне Югославия стала называться Соци­алистической Федеративной Республикой Югословии (СФРЮ).

 



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2169;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.