Типичные ситуации подмены значения, приводящие к возникновению психологических проблем.
Подмена:
- собственных склонностей - общественными стандартами
- личных интересов – условностями (модой)
- милосердия – самоотверженностью
- любви – сексом
- любви - «благородными» длительными связями (трагическим романтизмом)
- любви - ложной жертвенностью
- духовной чистоты – «чистоплюйством»
- аскетизма - высокомерием
- здоровья – телесным удовольствием и расслаблением
- «первой старости» – «второй молодостью»
- духовности - душевностью
Далее мы попытались ответить на один из фундаментальних вопросов, возникающих в процессе анализа результатов произведения: «В чем заключается негативный аспект подмены?» Предварительный, но весьма важный вывод заключался в том, что абсолютно нейтральная (невинная), более того - возвышенная (позитивная) мысль (мыслеобраз) моментально становится деструктивной и способствует вначале целому ряду трансформаций внутри психической реальности, а затем - прорывается вовне и разрушает отношения человека с близкими, провоцирует конфликты и.т.д.
Таким образом, проведенное исследование и анализ произведения позволили выделить и описать перспективу и потенциал возможностей и особенностей применения святоотеческого подхода в психологическом консультировании.
Представленные выше теоретические положения дают возможность описания консультативно-психотерапевтических действий, стратегий, линий работы психолога-консультатнта представляющего святоотеческую традицию оказания психологической помощи. Перечисленные понятия и типология ситуаций искушения, в совокупности с типами личности пациентов и универсальными препятствиями и стимулами характеризующими основной предмет (страсть) в деятельности психотерапевта, являются своеобразной ориентировочной картой, помогающей психологу, работающему с проблемами зависимости. Это особенно важно для аккумуляции и развития амплифицированного, психотерапевтического опыта, создание условий для его приобретения и обучения таковому.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Неведомому чаду. Уроки духовной мудрости Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Родное слово», составление, 2010 «Н.Орiанда», макет, 2010. Симферпополь, 247 с.
2. Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320с.
3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е испр и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
4. Из работ московского семиотического круга. – М.: «Языки русской культуры», 1997 . – 896 с.
5. Клайв Степлз Льюис. Письма баламута. QUO VADIS 2010. – 184 с.
6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семисофера-история. – М.: «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.
7. Лоевская А.Ю. «Письма баламута» Рецензия. info@radovech.ru.
8. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Христианский взгляд на человека и образование. Вопросы психологии №2, 1993. С.2
9.Тиллих П. Систематическая теология. Т.1-2. М.; Спб.: Университетская книга, 1998, 463 с.
10. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – Спб., 2005. – 252с.
11. Шиманский Г.И. Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2007. Изд. 2-е. – 672 с.
12. info@radovech.ru].
Глава 5.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 110;