Парадоксальное предписание


Парадоксальное предписание - самое простое.

Первое парадоксально парадоксальное предписание было описано в литерату­ре в миланской школе в следующей ситуации. Семью направил на семейную терапию детский психиатр, который обнаружил у маль­чика шизофрению. Мальчик перестал ходить в школу, сидел дома, не гулял, у него была очень вычурная речь. На прием пришли мама, папа и этот самый молодой пациент. Известно, что в семье недавно умер дедушка, отец мамы. Дедушка жил с семьей все время их брака и играл значительную роль. На приеме было вид­но, как этот мальчик сидит безучастно, в контакт не вступает, если что-то говорит, то очень странное, архаическое, используя обороты, которые уже не употребляются. Тем не менее психотера­певты нашли с ним контакт и стали задавать ему вопросы про дедушку и его роль в жизни семьи, что происходило в доме, когда был жив дедушка. И стало совершенно ясно, что дедушка играл большую роль в стабилизации супружеской жизни родителей. Жена очень критично относилась к мужу и очень часто его диск­редитировала. Муж имел очень низкий статус в семье, и дедушка как-то ограничивал свою дочь и не давал ей уж совершенно зада­вить мужа. Теперь дедушка умер.

Гипотеза в этом случае была такая: все функции дедушки взял на себя мальчик. Именно поэтому у него такая архаическая речь и он ведет такой образ жизни, какой вел дедушка, который сидел дома и никуда не ходил. Все это нужно для того, чтобы этот брак

сохранял стабильность и не распался. Соответственно, про это же была позитивная коннотация, которую готовили довольно долго. Сказали следующее. Мальчик видит, как непросто его родителям живется, как важно папе чувствовать себя важным человеком в семье (там даже специальные жесты отрабатывались, которые были использованы при даче коннотации) и как важно маме чувство­вать себя спокойно и надежно замужем. И чтобы все это было, мальчик решил делать все, что делал его дедушка. Теперь он не ходит в школу и живет, подобно маленькому старичку. Психоте­рапевт был очень удивлен, наблюдая, как этот мальчик преданно блюдет интересы своих родителей. И ничего другого он не мог предложить мальчику, как только продолжать делать то же са­мое, чтобы его родителям жилось лучше.

Последняя фраза и есть парадоксальное предписание. Тера­певт сказал мальчику: «Ты не должен ходить в школу. Ты дол­жен сидеть дома». Ребенок пришел в ужас, посмотрел на психоте­рапевта как на идиота и сказал: «Ну, сколько же мне еще за ними смотреть, ведь все дети уйдут вперед, я их не догоню...» Психоте­рапевт сказал: «Тем не менее, еще месяц ты будешь сидеть дома». Расстались с семьей на месяц.

Мальчик пошел-таки в школу, и через месяц они пришли с вопросом, отменять ли им прием лекарств, которые ему назначил психиатр.

Парадокс заключается не только в том, что предписывается то, от чего семья хочет избавиться, но и в том, что как бы ненор­мальность объявляется нормальностью. Потому что считается, что в этих ненормальных обстоятельствах ребенок ведет себя нормаль­но. При парадоксальных предписаниях — и это очень важно - обя­зательно сообщают, что то, что делает эта семья - нормальный вариант реакции. Многие считают, что мальчик-шизофреник дол­жен лечиться. А им говорят, что он поступает нормально.

Примеров таких парадоксальных предписаний огромное мно­жество. Почти любая позитивная коннотация, которая касается симптома, естественно перетекает в парадоксальное предписание.

Парадоксальное предписание - это своеобразное при­соединение терапевта к семейному гомеостазу. Для системы это положительная обратная связь, которая приводит к изменениям, к потере равновесия, и нельзя разрушать этот механизм внешней мотивации. Здесь ведь не внутренняя мотивация работает, а вне­шняя, приходящая извне. И эта внешняя мотивация снимает на­пряжение потребности, снимает внутреннюю мотивацию, и меха­низм нарушения поведения весь распадается.

Прямое предписание

Прямое предписание - вещь гораздо более сложная, чем пара­доксальное предписание, потому что оно требует правильно вы­численного ритуала.

Пример. Семья после развода. Мама вышла замуж, и папа же­нился. С двух сторон родственники. Люди интеллигентные, раз­вод эмоционально завершенный, дочь бывает и в том, и в другом доме. Живет ребенок с мамой и отчимом, папа с новой женой часто берут его к себе. Летом у ребенка началась дисфункция, связанная, на мой взгляд, с тем, что в каждой семье были очень разные требования, разный образ жизни и разный режим пита­ния, и четырехлетней девочке очень трудно перестраиваться. Она не хочет ехать к папе, потом от папы не хочет к маме, то есть каждый момент перехода для нее тяжел и она пытается в него не попасть.

Семейные терапевты предлагают здесь разработку специаль­ного ритуала перехода ребенка из среды в среду, из семьи в семью. Об этом подробно говорилось на X конгрессе Международ­ной ассоциации семейных терапевтов в Дюссельдорфе.

Самое важное - чтобы этот переход не был моментальным.

Сначала обе семьи вместе с ребенком проводят какое-то вре­мя, пусть и очень небольшое. Допустим, папа со своей новой же­ной приезжает за девочкой к маме и ее мужу, они все вместе пьют чай. С ребенком, все вместе. Девочка заранее знает о том, что она поедет к папе, и этот переход таким образом смягчается. Потом были придуманы такие специальные значки: когда она дома, у нее один значок; когда она уходит, она его снимает; когда она у папы дома - у нее есть другой.

Это - простой ритуал.

Есть более сложные вещи, когда надо очень хорошо подумать, чтобы не ошибиться.




Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3528;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.