Тема 7. Проблема развития в философии – 4 часа

План лекции

1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики.

2. Основные законы развития.

3. Категории детерминации.

4. Категории структурных отношений.

5. Диалектика и системный подход.

 

1) Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики

Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая.

Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Отличие и соотношение диалектики и метафизики.

1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет из виду взаимодействие.

2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;

3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.

4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика – внешняя сила.

Диалектика – наука о вещах, метафизика – о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.

Диалектика – это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.



 

2) Основные законы диалектики

Закон – существенная, устойчивая, общая необходимая связь явлений. Выделяют 3 закона диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник и внутреннее содержание всякого развития.

Противоположности – различные противоречащие элементы, стороны, связи одного целостного образования. Противоречие – взаимосвязь, взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают и взаимоисключают друг друга.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом осуществляется развитие, как реализуется его источник.

Каждая вещь обладает определенными свойствами. Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а лишь обнаруживаются в таких отношениях.

Они столь же материальны, что и вещи.

Качество - совокупность важнейших необходимых свойств, характеризующих предмет. Проблема объективности качеств была одной из вечных проблем.

Количество – совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размеры. Это степень развития данного качества. Взаимосвязь количества и качества представляет собой единство противоположностей.

Мера– единство количества и качества.

Гегель сформулировал закон диалектики: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого происходит качественное изменение, которое влечет за собой новые количественные изменения. Переход от одного качества к другому в процессе количественных изменений происходит в форме скачка. Открытия представляют собой скачок, переворот в науке, обусловливаются непрерывным накоплением знаний.

Закон отрицания отрицания выражает направленность процесса развития.

Под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленное развитием свойственных ей противоречий.

Основные структурные элементы закона: «отрицание» и «отрицание отрицания». Их значительно больше, но для проявления сущности закона необходимо, чтобы произошли эти два. Диалектическое отрицание происходит, когда отрицаемое уже изжило себя, но может продолжать свое развитие в другой форме, в «снятом» виде. Количество отрицаний зависит от самого явления и от условий его функционирования. Спиралевидность означает, что в развитии имеет место поступательное движение с определенными возвратами к пройденным этапам на новой, более высокой основе. Данный закон означает, что развитие в мире идет в направлении от низшего к высшему.

 

3) Категории детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность)

Причина и Следствие

Одной из главных задач науки является ответ на вопрос "почему". Поиски этого от­вета со времен активности порождают категорию причины. Детерминизм – учение о причинно-следственных связях и отношениях явлений

Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения).

Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.

Необходимость и Случайность.

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком.

Необходимость - это устойчивая внутренняя связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. Необходимость - это такой способ реализации возможности, который в отдельных ус­ловиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превраща­ется в действительность.

Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. Случайность - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления не­обязательно вызывает появление другого явления.

Случайность - это способ реализации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.

Возможность и Действительность

Данные категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возмож­ности в действительность. Возможность — это то, что может произойти необходимым или случайным обра­зом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

Возможность отражает существование в предметах и процессах тенденций, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что уже реально существует.

 

4) Категории структурных отношений (единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое)

Единичное и Общее

Каждый философ начинал с поисков единичного и общего. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Общее философы представляли по-разному: Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черт, свойств. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам, от иных, в том числе подобных им предметов, явлений и вещей. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, его индивидуальность. Все то, что неповторимо в предмете, присуще только ему и отсутствует у других, можно назвать единичным. Крайним проявлением единичного является уникальное.

Но во всяком отдельном, единичном (как в проявлении материи) есть черты, которые повторяются - это общее. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков при­надлежащим многим вещам, группе. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.

В истории философии существовала проблема универсалий:

Содержание и Форма

Категория формы присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бэкон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант противопостав­ляет форму содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель счи­тает, что материя есть единство содержания и формы.

Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, со­бытий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.

Форма - это принцип упорядоченности, способ существования и выражения данно­го содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.

Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).

Диалектика Содержания и Формы

Форма и Содержание взаимосвязаны. Но их взаимосвязь не одинакова:

Сущность и Явление

Данные категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

С самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.

Сущность — это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, оп­ределяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.

Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случай­ных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. Явления - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характе­ристики того или иного предмета.

И общее и единичное обладают сущностью и явлением, таким образом, сущность - ка­тегория собирательная. Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.

 

5) Диалектика и системный подход

Со второй половины 19 века в связи с научной революцией развивается системный подход. Теория систем углубляет диалектическую концепцию развития.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство. Структура – закономерная устойчивая связь между элементами системы.

Основные системные принципы:

1.Принцип целостности (несводимость свойств системы к сумме составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства от его места, функции внутри целого);

2.структурность (возможность описания Системы через установление ее структуры, обусловленность поведения Системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

3.взаимозависимость Системы и среды ( Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой);

4.иерархичность (каждый компонент Системы может рассматриваться как Система, выступая как один из компонентов более широкой Системы).

5. Саморегулирование характеризует высокоорганизованные целостные системы и предполагает наличие специальных подсистем управления в виде механизмов, институтов.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как понимают противоречие метафизики?

2. Чем определяется качество предметов?

3. От чего зависит и чем определяется форма скачка?

4. Покажите на примерах действие законов диалектики.

5. В чем проявляется активность формы по отношению к содержанию?

6. Как возможно познание сущности?

7. Что такое детерминизм?

8. Какие существуют виды возможностей?

9. Какова диалектика необходимости и случайности?

10. В чем проявляется единство диалектики и системного подхода?

 

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

4. Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.

5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.

6. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.117-177.

Дополнительная

1.Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // Философские науки. 1987. № 6.

2.Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990.

3.Бытие //Вопросы философии. 1989. № 4.

4.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974.

5.Диалектика познания. Компоненты. Аспекты. Уровни. Л., 1993.

6.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

7.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.

8.Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.

9.Канке В.А. Философия. М., 1997.

10.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

11.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.

12.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.

13.Юдин Э.Г. Методология. Системность и системный подход. М., 1997.

14.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

 






Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 360; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2017 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.02 сек.