ОСОБЕННОСТИ ИП ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ.


1. Художественная речь.

2. Деловая речь.

3. Научная речь.

4. Публицистическая речь.

5. Реклама.

1) Художественная речь. Это самый сложный случай ИП, включающий в себя все ост.случаи, но не сводящийся к ним. Каждый компонент ТП при том как бы расслаивается, обнаруживая многоуровневую природу.

Код худ.предложения на нац.языках, и в этом случае язык явл-ся кодом худ.ручи, но яз.знаки репрезентуют явл-я действительности. В худ.пр-и языковой код представляет не настоящую, а вымышленную действительность, т.е. внутренний мир худ.пр-я. В нем есть время, пространство, вещи, люди. Но весь этот мир в целом выступает в кач-ве плана выражения для сод-я худ.пр-я, его смысла, => в двуслойном референте (реальная и вымышл.реальность) общеязыковой код обслуживает реальный (нижний слой), сущ.другой код, к-й реферирует к верхнему слою (вымышленному), это символический код. Подобный код есть и у притчи, к-я функ-ет за пределами худ.лит-ры. Двуплановость притчи создает развернутая метафора: в буквальном плане в притче речь идет о мат.мире(о сеятеле, о пахаре), а в аллегорическом – о явл-ях безусловно дух-х, подразумеваемых под теми или иными образами. В прите первый план не воспринимается всерьез, он носит поучительный хар-р. В нем слабо изображены элементы. Эту же особенность сохраняет басня.

Во многих жанрах худ.лит-ры первый план создает худ.иллюзию (это отличает худ.речь от других стилей), способную вызвать у читателя переживания, аналогичные тем, какие вызывает описанная действительность. Эти переживания в большинстве случаев носят этический хар-р. Басня – жанр, исключительно этический. Но наши чувства например не против ми и котов и не они вызывают сочувствие. А Обломов вызывает те же чувства, как и реальный ч-к, => в притче мы фиксируем 1 референт, а в худ.тексте по крайней мере 2. Неоднозначно ведет себя симв.код: он может включаться, а может не участвовать в ДКД МНФ-и. Юные читатели, следящие за судьбой Атоса и Арамиса (служителя церкви), едва ли задумывались о том, что Дюма хотел показать судьбу церкви. Один и тот же чит-ль в пределах одного и того же произв-я то обращается, то нет к символ.коду. Существуют спец.приемы концентрации вним-я на символ.коде, например: вторжение фактическое в обыденную действительность, мотивы сна, безумия (“Пиковая Дмам”, “Гробовщик”). В таких случаях перед чит-лем остается вопрос: “Что бы это значило?”, “Не кроется ли за этим какой-л. символ?” В связи с этим дешифровка текста читателем то возобновляется, то тормозится (торможение достигается усилением иллюзии и достоверности). Такой размытый и непостоянный характер кода свидетельствует о неоднозначности вопроса о знаке, поэтому вопрос о соотношении худ.образа и знака сложен и спорен. На уровне слов мы имеем дело со знаками, на уровне образа – что-то означивается, что-то нет, что-то означивается в большей степени, что-то в меньшей (мы дописываем), что-то имеет значения для одного читателя, а что-то для другого, что-то сегодня дойдет, а что-то через нек-е время. Мы имеем дело с лингв.каналом (1-й уровень). 2-й уровень – иллюзия перцептивного канала (мы слышим звуки, ощущаем запахи, воспроизводим краски) за счет усиления изобр-ти. Если расслаивается код, референт, канал, то расслаиваются и сами участники коммуникац.акта. Поэтическая ф-я фиксируется на самом сообщении, это значит, что участники общения в то же время выступают и как метанаблюдатели – наблюдает сообщение ИНФ-и со стороны, занимаясь самим процессом передачи ИНФ-и. Чит-ль одновременно живет в мире худ.иллюзии (часто отождествляя себя с тем или иным персонажем) и вне это иллюзии, оценивая эстетическое кач-во речи. Автор – адресант может дистанцироваться от текста с помощью образа повествователя, а иногда и с точки зрения рассказчика – персонажа (“Герой нашего времени”). Передоверив повествователю роль адресанта, автор занимает позицию метанаблюдателя, к-я позволяет ему контролировать кач-во сообщения. ВЫВОД: в худ.ком. можно выделить 2 ИП: (1) – процесс воссоздания худ.иллюзии, к-й хар-ся автором – повествователем, читателем – сопереживателем, лингвистически – перцептивным каналом, символ.кодом и сообщением иллюзий, референтом – иллюзией; (2) – процесс создания сод-я, к-й хар-ся автором – адресантом, читателем – адресатом, лингвистическим каналом, общеязыковым кодом, сообщением – текстом, референтом – смыслом.

2) Деловая речь. Специфика с точки зрения ИП проявляется в хар-ре кода и канала. Осн.ф-я стилистика Шарль Балли писал: “Сущность административного я-ка закл-ся в том, что он имеет в своей основе научн.хар-р и в то же время соприкасается с обыденной жизнью, след-но главная ф-я этого кода – создать понятийную сетку для разл-х житейсикх явл-й, фактов, предметов и т.д., к-е в глобальном масштабе такой процедуре не поддаются (к стулу ближе шкаф, чем цветок, т.к. это объединяется общим понятием “мебель”, а еще шире – быт ч-ка)”. Отсюда постоянная потребность кодирующего в установке границ в своей ИНФ-й компетентности. В пределах этих границ дел.ИНФ-я может обрабатываться с помощью разл-х ИНФ S, чему примером служат разл-е автоматизированные S управления (АСУ). Их много. Дел. ИНФ-я обязательна. Содержащие ее док-ты, как правило, какой-то статус лиц и учреждений, поэтому особую важность приобретает канал, позволяющий защитить не только от помех, но и от подделок (деньги и документы печатаются на особой бумаге). Поле дел.бумаг всегда значимы отд.реквизиты (параметры док-та занимают строго отведенные места) обязательный хар-р ИНФ-и дел.речи делает акцент на соц.ролях адресанта и адресата на их статусах, т.е. на месте соц. иерархии. Соц.учреждения явл-ся самоупорядоченными S (гомеостазами) и участки коммуникации явл-ся элементами S, находящимися в разл-х отношениях.

3) Научная речь. Гл.специфика сосредоточена в коде. Этот код ориентирован на передачу семантической ИНФ-и. многие слова имеют терминологическое знач-е, т.е. строго соотносятся с понятийной сеткой. В научном коде наряду с вербальными знаками фигурируют и искусственные знаки (матем.символы). Это все систематизирует и формализует ИНФ-ю научного текста, и создает предпосылки для авторской обработки ИНФ-и. Научная речь может сод-ть и денотативную ИНФ-ю, в науке не все дефинируется (т.е. подвергается толкованию), не все оговаривается. Есть понятия научной речи, очевидные для собеседников, и поэтому не уточняемые даже при самом строгом изложении, потому особый случай образования с кодом представляет собой лингвистика и логика (они изучают код). Объектом выступает сам код, к-й поэтому выстраивают спец. метаязыки, т.е. языки, созданные для описания языка. Членение научного сообщения, его структура также имеют особую роль, т.к. научная ИНФ-я особенно трудна для восприятия и требует точности. Нигде так часто не исп-ся граф.средства выделения как в научной и отчасти дел.речи. Членение научн.речи усиливается введением цифр.обозначений, к-е выявляют логическое построение мысли, ее ход.

4) Публицистическая речь и реклама. Важна … предполагаемого адресата, скорость передачи о каналам и обеспеченение воздействующей ф-и. передаваемая ИНФ-я семантически не насыщена, но она денотативна, а гл. – коннотативна (вызывает иллюзии). Гл. особенность построения сообщения в газетной речи – сочет-е экспрессии со стандартами. Код сориентирован на эмоц-ть и образность. То и другое в обиходной разговорной речи подкреплены ситуативным контекстом и личным присутствием адресанта. При маловом адресанта это не всегда реализуется, тогда эти задачи ложатся на код, к-й будет создавать экспрессивность и канал (портрет, голос, изобразительность). В ораторской речи, а также в рекламе исп-ся прием интимизации, т.е. сообщение организуется так, что оно имитирует эффект живого контакта. Для этого исп-ся второе лицо, мест-е “ты”, доверительно – разговорная интонация и более того названия себя по имени. В рекламе все это выглядит очень наивно и не всегда правильно организованным.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 978;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.