Европейская культура 20 века

Панорама художественной культуры 20 века весьма разнообразна. Ее специфической особенностью являлось наличие 2 художественных систем: Модернизма и постмодернизма. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:

1) Изменение пространственных изображений и отказе от художественно – образных закономерностей в изобразительном искусстве

2) В пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке

3) В появлении «потока сознания» , внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе

Характерными чертами стиля модерн были:

1) Стремление к эстетизации окружающей человека среды

2) Подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы

3) Зрелищность и декоративность

Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства. Проявив достаточную гибкость и многоликость. Принимая при этом различные воплощения. Что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.

В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.

В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.

Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.

 

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка;

— сближение и сращивание различных художественный направлений;

— «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются

— ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);

— существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);

— стилевой плюрализм;

— широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;

— иронизирование над художественными традициями прошлых культур;

— использование приема игры при создании произведений искусства.

 

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование Для постмодернизма творчество не равно творению. Ее ли в до-постмодернистских культурах работает система «художник — произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства — зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от художественного произведения» к «художественной конструкции»

В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений

— сохранение среды обитания человека;

— создание благоприятных условий для развития личности;

— формирование достойного качества жизни людей;

— реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Неопределенность состава соединений в растворах

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 899;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.