Метафизика и онтология.


Категория бытия в философии. Материя: понятие, строение, свойства.Наблюдая за окружающим миром, люди пришли к выводу, что в нем все изменяется, все полно противоречий, и в то же время мир остается в своей основе тем же. Обо всем, что в мире происходит, можно сказать: это было, это есть, это будет. Все процессы, события, вещи, отношения можно обозначить понятием «действительность» или «реальность». Часть происходящего в мире не зависит от нас, а часть определяется нами. Первое можно назвать объективной реальностью, а второе - субъективной. Они тесно связаны и взаимовлияют друг на друга. Их единство, их существование в прошлом, настоящем и будущем отражает философская категория «бытие». Таким образом, бытие означает существование чего-либо. Оно обнаруживается через существование бесконечного множества вещей, людей, процессов, явлений.

Можно выделить следующие формы бытия:

1. Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы; бытие первой и второй природы.

2. Бытие человека индивидуально-личностное и его бытие в мире вещей.

3. Бытие духовное: индивидуализированное и внеличностно-внеиндивидуальное.

4. Бытие социально-историческое: бытие отдельного человека в обществе и бытие всего общества в целом.

Итак, главными сферами бытия являются природа, общество, сознание. Еще в древности мыслители попытались ответить на вопрос: «Есть ли у всех многообразных явлений, процессов, событий, имеющих место в этих сферах бытия, некая общая основа? Можно ли говорить о единстве многообразного мира?»

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии была выработана категория «субстанция». Она выражает внутреннее единство вещей, процессов, событий. Под субстанцией понимали некое первоначало, «первокирпичик» Вселенной, то мельчайшее, из чего все состоит. Часть философов считает, что в основе мира лежит одна субстанция. Такая философская позиция называется монизмом. Он может быть материалистическим (например, Фалес, Гераклит, Спиноза) и идеалистическим (Платон, Гегель). Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат две параллельно существующие субстанции: материя и сознание (Р. Декарт, индийская школа Санкхья). В истории философии часто понятие «субстанция» отождествляли с понятием «материя». Понятие «материя» имеет длительную историю формирования. В древнегреческой философии мудрецы понимали под материей чувственно-воспринимаемый материал, различные состояния которого в определенных сочетаниях составляют многообразие вещей. Позднее греческие атомисты под материей понимали атомы и пустоту. Атомы – это материал, из которого состоят все вещи, а пустота – пространство, где они движутся. Их взгляды получили развитие в Новое время. Философы 17-18 веков под материей понимают уже первичные, неизменные общие свойства всех вещей природы (протяженность, фигура, масса, непроницаемость). Вещи окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая в них ощущения.

Л. Фейербах вплотную приблизился к пониманию того, что материя – это общее абстрактное понятие, в котором мышление человека охватывает общие свойства многообразных вещей, процессов и событий.

Однако все же домарксовские философы не дали определения материи в силу механицизма и метафизичности материализма этого периода. Это было сделано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.

К. Маркс и Ф. Энгельс охарактеризовали материю как абстракцию, как обобщенное отражение внешнего мира. В.И. Ленин также дал определение материи и оно стало классическим. Он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Материя, с точки зрения диалектического материализма, характеризуется такими чертами и свойствами, как объективность существования, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, чувственная данность, структурность, движение, время, пространство, отражение, неисчерпаемость, противоречивость. Границы современного знания материи простираются от масштабов порядка

10-15 см («керн» нуклона) до 1028 см (»15 миллиардов световых лет). В этом диапазоне материя всюду обладает системной организацией.

Можно выделить следующие основные уровни организации материи:

В неживой природе В живой природе
- физический вакуум - уровень элементарных частиц и полей - уровень атомных ядер - уровень атомов - уровень молекул - уровень физических тел, систем, спутников, планетных систем, галактик, сверхгалактик - уровень метагалактики - доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки) - клетка - многоклеточные организмы - популяция - биоценоз - человечество (общество) - биосфера  

Современная наука выделяет три фрагмента действительности: микро-, макро-, мегамир. Микромир - это мир чрезвычайно малых объектов, движущихся с огромными скоростями и со временем жизни большинства из них в миллиардные доли секунды. Макромир - это воспринимаемый нашими органами чувств мир. Объекты относительно большие, движутся с небольшими скоростями. Мегамир - это бесконечный космос. Наименьший объект мегамира - галактика, единица измерения расстояния - световой год. Материя существует в двух формах: вещество (твердое, жидкое и газообразное состояние) и поле (электро-магнитное, гравитационное и др.) Особое состояние материи - плазма (некое подобие газа).

В настоящее время знание о материи в различных отраслях науки существенно углубились и расширились. Развитие науки и общественной практики доказало, что природный мир и социум (общество) являются ярким воплощением диалектичности и материальности всех процессов, происходящих в обществе и природе. В их несотворимости и неуничтожимости, в их материальности и состоит единство мира.

Движение как способ существования материи. Пространственно-временная организация бытия.С глубокой древности люди заметили, что в нем нет ничего неизменного, все находится в движении. Ф. Энгельс, характеризуя движение, писал, что «движение в применении к материи - это всякое изменение вообще». «Движение - коренной способ бытия материи». «Материя также немыслима без движения, как и движение без материи».1 Движение охватывает весь мир. Основанием движения является всеобщее взаимодействие, а источником его - внутренние противоречия. Движение так же, как и материя, объективно, абсолютно, универсально, всеобще, неуничтожимо и несотворимо, внутренне противоречиво. Кроме этих свойств движение обладает одновременно изменчивостью и стабильностью. Движение характеризуется одновременно и прерывностью, и непрерывностью, абсолютностью и относительностью. Оно включает в себя как свой момент покой. Покой - это равновесие, устойчивость вещи, сохранение вещью известного состояния в пространстве и во времени. Покой по характеру относителен; движение - абсолютно. Ф. Энгельс выдвинул пять основных форм движения: 1. механическую (перемещение тел в пространстве под действием внешней силы); 2. физическую (движение молекул); 3. химическую (движение атомов); 4. биологическую; 5. социальную (общественные отношения). Между этими формами движения существует связь: каждая предшествующая форма обуславливает появление последующей и включается в нее. Материя существует только в движении, а также в пространстве и во времени. Это объективные формы существования материальных объектов.

Понятие пространства выражает: 1. взаимное расположение объектов; 2. способность их занимать место, иметь размеры и объем; 3. свойство объектов иметь форму.

Понятие времени выражает: 1. длительность существования предметов и процессов; 2. порядок следования одного за другим; 3. ритмичность, смену состояний.

Пространство и время существуют объективно, т.е. они не зависят ни от бога, ни от человеческого сознания. Пространство и время обладают общими свойствами и специфическими, присущими каждому из них. Общими свойствами для них являются: объективность, всеобщность, универсальность, несотворимость и неуничтожимость, конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность. Свойства, присущие только пространству: трехмерность, однородность, изотропность, протяженность, обратимость. Свойства, присущие только времени: неповторяемость, однонаправленность, асимметрия, анизотропность.

В истории науки и философии сложилось две концепции понимания пространства и времени: субстанциальная, связанная с именем И. Ньютона, и релятивистская, предложенная А. Эйнштейном. Домарксовский материализм (и Ньютон тоже) считал, что пространство и время ни с чем не связаны и существуют в «чистом» виде, а значит они всегда неизменны. А. Эйнштейн показал в теории относительности, что пространство и время тесно связаны с материальными объектами, с их свойствами, и если материальные тела изменяются, то вместе с этим изменяются пространственно-временные характеристики тела. В частности, Эйнштейн выяснил, что у движущегося с большой скоростью объекта, его размеры уменьшаются, а время для него замедляет свое течение. Также он выяснил, что вблизи больших тяготеющих масс пространство искривляется, становится неевклидовым, а время замедляет свой ход.

Философский смысл таких представлений о пространстве и времени в том, что они существуют объективно по отношению к сознанию, но тесно связаны друг с другом и с материей, ее свойствами, изменяясь вместе с изменениями материи. В этом и заключается единство мира.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные принципы, категории и законы бытия.Еще с древних времен люди пытались понять, вечен и неизменен мир или же он изменчив и находится в движении и развитии? Ответ на этот вопрос дает диалектика - учение о развитии мира, о взаимодействии и взаимозависимости всего существующего во Вселенной. Диалектика рассматривает наиболее общие закономерности развития, взаимосвязи и взаимозависимости в мире. Ф. Энгельс выделяет объективную диалектику и субъективную. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире, а субъективная диалектика отражает в сознании объективный материальный мир, а значит, и объективную диалектику. Субъективная диалектика - это движение и развитие мышления и понятий. Объективная диалектика первична, субъективная - вторична, отражение объективной, зависит от нее.

Диалектика, как система знаний о развитии мира, помогает получать новое знание об окружающей действительности. Следовательно, диалектика выступает также в качестве метода изучения мира. Она предлагает изучать мир в историческом плане, учитывая все взаимодействия, взаимозависимости и взаимосвязи изучаемого объекта. Только таким образом можно получить исчерпывающее знание об объекте.

Диалектика - не единственное учение о развивающемся мире. Существуют альтернативные диалектике учения: метафизика, догматизм, софистика, эклектика.

Материалистическая диалектическая философия основывается на принципе всеобщей связи и взаимодействия и на принципе развития. Всеобщность связи означает, что возникновение, изменение, развитие любых явлений и материальных объектов возможно не в обособленном состоянии, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими явлениями и материальными системами. Связи между объектами и явлениями могут быть внутренними и внешними, существенными и несущественными, закономерными и случайными, а также многими другими. Взаимодействия могут быть механическими, физическими, химическими, биологическими, социальными, т.е. общественными. Сущность принципа развития в том, что все существующее находится в беспрерывном изменении, возникновении, уничтожении, развитии. Развитие характеризуется изменением от простого к сложному, от низшего к высшему (прогресс) и, наоборот, от высшего к низшему и простому (регресс). Такое развитие носит необратимый характер. Также существуют обратимые процессы развития - круговороты.

Диалектика выработала свои собственные категории, в которых отразились наиболее общие закономерности развития окружающего мира. Категории в диалектической философии - это предельно общие понятия, в которых отражаются универсальные, присущие всем предметам и процессам действительности связи и отношения. В этом их главное отличие от категорий, терминов и понятий частных наук, которые отражают связи и отношения отдельных областей мира, его сторон и процессов. Поэтому категории одних наук неприменимы в других науках. Категории диалектики применимы во всех науках в силу присущей им всеобщности. К основным категориям диалектики относятся: единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление; часть и целое;элементы, структура, система.

Наряду с категориями диалектика сформировала свои собственные законы, посредством которых и показывает, как происходит развитие в мире, в силу каких причин и в каком направлении. Законы диалектики выражают самые общие, глубинные и универсальные связи и взаимодействия в природе, обществе и мышлении. Центральное место среди законов диалектики занимает закон единства и борьбы противоположностей. Он показывает источник развития материального мира. Поэтому В.И. Ленин назвал его ядром, сутью диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в признании того, что все предметы природы и явления общественной жизни необходимо порождаются внутренними противоречиями, лежащими в основе процесса изменения. Поэтому развитие есть саморазвитие. Внутренний источник развития и показывает этот закон.

Механизм развития показывает закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон показывает, как происходит развитие, каким путем возникает новое и заменяется старое, отжившее. Закон разъясняет, что количественные изменения приводят к новому качественному состоянию объекта. Связующим элементом между количественными характеристиками объекта и его качеством является мера, т.е. та граница, до которой качество остается «безразлично» к количественным изменениям. Мера - это предел, который сохраняет данное качество. Если количественные изменения нарушают меру, то происходит переход к новому качеству. Этот переход осуществляется в форме скачка. Поэтому скачок и есть механизм развития, коренное преобразование вещи. Скачки могут быть быстрыми, постепенными, взрывными, плавными, эволюционными, революционными.

Направление развития показывает закон отрицания отрицания. Он выражает не только направленность развития, но и определенную последовательность прохождения различных стадий развития, вскрывает его циклический характер, его основные тенденции, характеризует присущие развитию поступательность и в то же время преемственность и повторяемость, утверждает неодолимость нового. Закон рассматривает отрицание как необходимый момент всякого развития, как момент связи между старым и новым. Отрицание одновременно и негативно, и позитивно. Новое, возникшее как отрицание старого, со временем само отрицается другим новым. Поэтому этот закон рассматривает развитие как процесс диалектического отрицания старого, отжившего, но с сохранением полезного, нужного, положительного. Модель такого развития - спираль. В ней видна прогрессивная направленность развития.

Взятые в единстве, категории, принципы и законы диалектики объясняют наиболее общие особенности развития материального мира.

 

Философия природы.

 

Понятие «природа» в философии употребляется в двух смыслах. В первом, широком смысле слова, природа - это весь материальный мир, все многообразие его свойств и состояний, от элементарных частиц до космических далей. И в этом смысле слова «природа» и «материя» - близкие понятия. При таком толковании смысла понятия «природа» в него включают и общество. В узком смысле слова природа - это естественные условия существования человека. В этом понимании природы общество исключается и противопоставляется природе. Природа существует по своим собственным, не зависящим от людей, законам. В разные исторические эпохи отношения между человеком и природой складывались по-разному. Человек сформировался благодаря труду и общению в определенных естественных условиях. Природа стала для человека не только естественной средой и условием его обитания, но и местом его преобразовательной деятельности, арсеналом его средств труда и кладовой продуктов питания.

На первом этапе развития человечества и общества наши далекие предки вели приспособительное существование в природе. Активно человек не воздействовал на природу, не выделял себя из природы и не противопоставлял себя природе. Можно сказать, что в начале своей истории человечество достаточно сильно зависело от природных условий. По мере своего развития человек, примерно с 16-17 веков, переходит к активному изменению природы. Начинается этап относительной независимости общества от природной среды. Человек активно изменяет природу, черпает из нее все необходимое для себя, изучает природные тайны. В нашем веке человечество также преобразует природу, активно взаимодействует с нею, вовлекает ее в сферу своей трудовой деятельности. Та часть природы, которая вовлекается в процесс общественной жизнедеятельности и является необходимой для развития человечества, называется географической средой. Это животный и растительный мир, почва, вода и воздух; все, без чего не может существовать человек. Человек принадлежит природе, находится внутри нее. Материальные средства жизни человечество берет из природы; общество и природа, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воздействие человека на окружающую природу находится в прямой зависимости от развития научно-технического прогресса. Очень часто человечество губительно действует на природу своими техническими достижениями, уничтожает среду своего обитания, поэтому во второй половине 20 века возник раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений и человека с окружающей средой, и получившей название «экология». Возникли организации (Римский клуб, Гринпис, Общество защиты природы и др.), которые объединили ученых, общественных и политических деятелей, представителей деловых кругов. Эти организации пытаются обратить внимание человечества на необходимость гармонизировать отношения в системе «Природа-общество-человек». Человечество вступило в такой этап взаимоотношений с природой, когда снова начинает зависеть от природных условий. Выстраивая свои отношения с природой, в дальнейшем человек должен исходить из того, что он часть живой природы, биосферы, без которой существовать как биологическая живая система, не сможет.

Наряду с естественной окружающей средой (или первой природой) человек своим разумом и трудом создает искусственную среду обитания (или вторую природу). Сюда включаются и предметы, и живые организмы, растения и животные, выведенные людьми, а также общественные отношения и условия, создаваемые людьми. Вся сфера деятельности человеческого разума отражается в понятии «ноосфера», предложенным Э. Леруа, Т. дэ Шарденом и В.И. Вернадским.

Природная среда является необходимым условием общественной жизнедеятельности людей. Природа и общество тесно связаны друг с другом. Общество - это обособившаяся от природы часть мира, это система отношений между людьми, в которые они вступают для удовлетворения своих потребностей и интересов. Формирование общества обусловлено рядом факторов: природными условиями, численностью людей, наличием средств труда. Взаимодействие общества и природы происходит в процессе труда. На его основе шло выделение из животного царства и формирование общества.

Чем же отличаются между собой общество и природа и что в них общего? В отличие от природных стихийных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово «культура» и означает сотворенную человеком «вторую природу», которая как бы надстроена над природой первой, естественной.

Можно представить в виде таблицы основные черты общественного и биологического развития:

Развитие общества Биологическое развитие
1. Способом существования общества является производство материальных благ. 2. Прогресс человечества идет за счет совершенствования средств производства.     3. Законы общества реализуются через сознательную деятель- ность людей.   1. Живая природа существует за счет биологического обмена веществ.   2. Развитие живых организмов идет на основе совершенство- вания их естественных органов   3. Законы природы реализуются стихийно  

Однако между обществом и природой имеются и общие черты. Общество есть часть природы и люди, по словам Ф. Энгельса, плотью, кровью и мозгом принадлежат ей и находятся внутри нее.

 

Не менее важной проблемой для философии является осмысление понятий «живое», «жизнь». В истории философии были точки зрения, считавшие живой всю природу (гилозоизм) или те вещи и существа, у которых есть душа (анимизм). Диалектический материализм считает, что живая материя возникла из неживой в результате закономерной эволюции материи. Жизнь – качественно своеобразная форма движения материи. Основу жизни составляет обмен веществ. Признаки жизни – рост, размножение, активность, способность к питанию, саморегуляция и приспособление к окружающей среде. На сегодняшний день в науке наиболее распространёнными являются три теории происхождения жизни.

1. Теория академика А.И.Опарина, которая утверждает, что сначала сформировались белки, а затем нуклеиновые кислоты. Они вступали во взаимодействие друг с другом, с внешними условиями, образуя разные формы жизни.

2. Теория «нуклеиновых кислот», предложенная американскими учёными (Мёллер и Рокк). В ней большое значение придаётся случайности, а единственным началом жизни признаются нуклеиновые кислоты.

3. Теория шведского учёного Аррениуса, которая считает, что жизнь привнесена из космоса, где она зародилась при температуре космоса близкой к абсолютному нулю, а на Землю жизнь была заброшена с метеоритами.

Современная наука склоняется к мнению, что жизнь есть не только на Земле, но и во Вселенной (но жизнь – ещё не означает цивилизацию).

Общество и природа неразрывны. Природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темпы развития стран и народов, влиять на общественное разделение труда. В философии и социологии было направление «географический детерминизм», сторонники которого считали именно природно-климатические условия и географическое положение в качестве определяющего фактора общественной жизни народа. Позднее появилось новое учение, ответвление географического направления - геополитика. Его основатель - немецкий географ Фридрих Ратцель считал, что политическая жизнь общества обусловлена непосредственным действием географической среды, а государство - это особый биологический организм, который для своего роста нуждается в новых землях. Похожую точку зрения высказал американский политолог З. Бжезински, выдвинувший концепцию «сферы жизненно важных интересов США».

Марксистская философия тоже не отрицает влияние окружающей среды на общественную жизнь людей. Между обществом и природой происходит постоянный обмен веществ, совершающийся в процессе труда и производства, поэтому влияние географических условий всегда опосредствуется общественными условиями, в первую очередь, уровнем развития производства.

Итак, воздействие человека на природу зависит от уровня производительных сил, от характера общественного строя, от уровня развития общества и самих людей.

Биологические свойства людей, их телесная организация являются естественной предпосылкой человеческой истории. Хотя размножение людей - процесс природный, биологический, все же рост народонаселения - явление, прежде всего, социальное, регулируемое законами развития общества.

Материалистическая философия рассматривает народонаселение как фактор, влияющий на развитие общества. Вместе с тем, в свою очередь, сама численность людей, составляющих общество, зависит от степени развития производства. Так, к началу нашей эры население Земли составило 230 млн.; сейчас - 6 млрд. человек. Рост народонаселения в своей основе - процесс стихийный, но на него оказывает влияние демографическая политика, проводимая в обществе. Это правовые и иные меры, направленные на поощрение или ограничение рождаемости. В настоящее время наблюдается демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки, что беспокоит многих политиков, экономистов, общественных деятелей, которые опасаются в ближайшее время голода на Земле. Однако ученые говорят, что Земля способна содержать 12 млрд. человек. И все же демографическая проблема требует решения. Она стала одной из так называемых глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности. Во второй половине 20 столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и судьбы человеческой цивилизации. К ним относятся, кроме демографической проблемы, следующие:

- предотвращение угрозы новой мировой войны;

- преодоление экологического кризиса и его последствий;

- сокращение разрыва в уровне экономического развития между

развитыми странами и развивающимися странами «третьего мира»;

- все большее значение приобретают в последние десятилетия проблемы охраны здоровья; предотвращение распространения СПИДа, наркомании; возрождение нравственных и культурных ценностей; борьба с международным терроризмом; борьба с эпидемиями; борьба со стихийными катаклизмами.

Эти проблемы были вызваны тем, что человечество слишком активно начало преобразовывать природу. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человек не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований эпохи.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем во многом зависит от решения проблем в экономике. Существует тесная связь между экономическим отставанием и резким ростом народонаселения в странах «третьего мира», не менее очевидно влияние гонки вооружений на обострение экологических и экономических проблем. Решать глобальные проблемы человечество должно в комплексе.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3609;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.