Вопрос 15. «Мир произведения» в эпике и драме. Его условность и системность.


В античных риториках поэтиках – 3 задачи: 1) inventio – изобретение 2) elocutio – украшение 3) dispositio – композиция. Уровни: речи, предмета, композиции. Слова обозначают предметы действительности – матер.и духовн. сторона. Неосязаемая действительность – психология, сознание чел-ка. Понятийная пара – разграничение предметов речи слов - verba/res (слова/дела). Долгие споры – что важнее. Подчёркивается первичность предметов. Гораций: «сначала думай о вещах, а слова придут сами собой».

Язык лит-ры не= худож.речь, т.к. литература говорит не только словами.

1561г., «Поэтика» Скалигера: verba и res как «формы» (идеи) и «материи». Последней отведена пассивная роль. Восхищается разнообразием действий «Энеиды» Вергилия, тем, что он многократно описывая одно и то же, не повторяется. Конечная цель поэзии – «учить, доставляя удовольствие».

Гегель: Категория «содержания». Форма содержательна. Нет содержания в отрыве от формы. Содержание – идеал, мера красоты. Подчинение всех деталей одной идее. Конкретное чувственное воплощение – форма. Рассматривал лит-ру как процесс, диалектически. Ведущая роль – содержание. В античности этого понятия нет. Там форма – активное начало, которое воплощается в материи, она – колыбель, вынашивает смысл.

Формализм – отказ от понятия содержания и формы при анализе. Вместо – «материал» и «приём» (главное). Шкловский – «Искусство как приём» (1919). Критика формализма.

 

«Мир произведения» - раньше – как метафора. Использует Д.С.Лихачёв, 1968г. – «отдельные элементы отраженной действительности соединяются в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве». Под этим термином понимают предметный мир, мысленно отграничиваемый от словесного строя, от худож.речи. Удачный термин: синтезирует и первичную, и вторичную (вымышленную) реальность. Впоследствии слово «внутренний» ушло. Томашевский – термин «тематика» (упрекали в формалистичности). Тимофеев – «Основы теории литературы», словарь литвед.терминов – использ.термин «непосредственное содержание» (содержание делит на непосредственное и идейное). Поспелов, 78г – «Теория литературы» - термин «предметная изобразительность».

Мир литер.произв-я всегда системен, имеет свою внутреннюю логику вымысла, фантастики. У. Эко: «при всей произвольности и нереалистичности создаваемого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом начале». Как автор создаёт его? Набоков: «Я думаю образами». У. Эко: «работа над романом – мероприятие космологическое. Слова, по крайней мере на первой стадии, в ней не участвуют». Мир системен, условен, целен и структурирован. В него входят люди с их внеш. и внутр. особенностями, события, природа, вещи. Входит время и пространство.

Условен, т.к. это вымышленный мир, хотя его «строительным материалом» служит реальность. + он «закдоирован» (в фантастическом мире сказки – своё время – «давным-давно», пространство с внутренним членением – «за темным лесом», «за синей горой», «в некотором царстве»; свои законы развития действия – по Проппу, «Морфология сказки»).

Метод гиперлокации – предельно точное описание города, местности. М.б. различные временные пласты, вставные эпизоды à дробность мира, многомирие («Повесть о капитане Копейкине»). Малый театр – инновация на сцене: «в углу спит герой, в другом – содержание сна». Сон Обломова функционирует как самостоятельное произведение. Мир произведения включает и объект, и субъект изображения. Драма – связь с театром. Разница в субъектной организации речи. Произведение – система высказываний. Первичный субъект речи в эпич. – повествователь или рассказчик (1 лицо). Шире возможности прямого проявления авторского отношения, особенно если повествователь близок автору. + легко совершаются перемещения во времени. В драме формы присутствия автора сведены к min. Условно – «повествователь» (ведение речи). Сообщает какие герои, сколько действий. Кон. XIXв. – развернутые ремарки, введение обстановки (пример – «Три сестры», введение цветов платьев сестёр). Былина – не знает косвенной речи. Драма – важны паузы (психологический приём). Эпос и драма – изобразительно – выразительные роды лит-ры. Перед нами – внешний мир, история, последовательность событий. В связи с ним возникает и внутр. мир. Разные пропорции внешнего и внутреннего. Ортега-и-Гассет: «Необходим каркас» (сюжет).

 



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1684;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.