Составление диалоговых программ


 

 

Диалоговый режим работы программы заключается в диалоге пользователя с программой в соответствии с запрограммированной схемой возможных вариантов. Во время выполнения программы происходит запрос к пользователю ввести дополнительные данные, определяющие дальнейшую работу программы. Приведем пример программы угадывания случайно выбранного числа в интервале от 5 до 16 с пяти попыток.

 

PROGRAM NUMBER;{ угадать случайное число }

Var I, N, N1: integer;

BEGIN

Randomize; N1:= Random(12) + 5;

for i:= 1 to 5 do begin

Write('угадайте число от 5 до 16 N='); readln(N);

IF N<>N1 then begin Writeln('не угадал');

Writeln('осталось ', 5-i, ' попыток') end

else begin Writeln('угадал'); Writeln('Нажмите Enter');

Readln; Halt end

end; Writeln('Нажмите Enter'); readln;

END.

 

Определение формулы для "N1" производится по следующему алгоритму. Пусть дано N_Min и N_Max - интервал изменения N1, тогда случайное значение

 

N1:= Random(A) + B; где B:= N_Min; A:= N_Max - N_Min + 1;

 

Практическое задание N 1. 17

Составьте диалоговые программы:

 

1. Угадывания случайно выбранных координат цели в квадрате: по оси "х" от 3 до 7, по оси "у" от -4 до 2 с пяти попыток с сообщением корректировщика, например: уменьшить "Х", увеличить “Y”.

2. Угадывания случайно выбранных координат цели в квадрате: по оси "х" от -10 до 30, по оси "у" от 2 до 28 с восьми попыток с двойным сообщением корректировщика, например: уменьшить "Х", либо: немного уменьшить "Х" (если отклонение от цели меньше 3).

3/4. Выбора пути при наличии на указателе трех, либо четырех вариантов согласно приведенному ниже рисунку. Программа должна пригласить на прогрулку, а в случае согласия предложить на выбор варианты движения и в зависимости от введенного номера выдать сообщение, например: " Бац! Тебя предупреждали!" и т. п.

Богатство

3

Голову

Домой потеряешь

4 1

Счастье

Массивы

 

 

Массив - упорядоченные данные одного типа. Возможно создание массива, включающего массив другого типа. Массивом часто обозначают характеристики обьектов одного типа, имеющих одинаковые единицы измерения. Массив состоит из элементов, имеющих порядковые номера, т. е. элементы массива упорядоченны. Таким образом, если обьекты одного типа обозначить именем, например "A", то элементы обьекта будут A[1], A[2] и т. д. В квадратных скобках указан номер элемента. Порядковый номер элемента массива, обычно не несет никакой информации о значении элемента, а показывает расположение элемента среди других. К элементам массива можно обращаться только по их номеру (индексу). Значения элементам массива присваиваются также как и другим переменным с учетом типа массива. Если элементы массива имеют один индекс, то массив называется одномерным или линейным, либо массив - вектор. Значения элементов одномерного массива обычно выводят на экран или бумагу в виде столбца или строки. В некоторых случаях удобно элементы массива пронумеровывать двуми независимыми индексами, такие массивы называются двумерными или матрицами. Значения элементов двумерного массива обычно выводят на экран в виде таблицы. Если элементы массива имеют три независимых индекса, то массив называется трехмерным. Значения элементов трехмерного массива обычно выводят на экран в виде набора таблиц.

 

 

Линейные массивы

 

 

Линейным массивом можно обозначить, например, оценки учеников класса. Каждая оценка является значением элемента массива оценок "A" и имеет порядковый номер (индекс). В Турбо-Паскале значение индекса указывается в квадратных скобках после имени массива. Можно создать массив фамилий "S" учеников класса. Значением элемента массива будет фамилия ученика, а индексом - порядковый номер по списку. Пусть дан список фамилий учеников и их оценки:

N Фамилии оценки Описание массивов: Var A: array[ 1. . 30 ] of byte;

1. Иванов 5 S: array[ 1. . 30 ] of string;

2. Петров 4 {или} SO: array[ 1. . 30 ] of string[12];

3. Сидоров 5

4. Титов 5 Присвоение значений элементам массива:

. . . . . . . . . . . . . "A" - A[1]:= 5; A[2]:= 4; и т. д.

30. Якупов 4 "S " - S[1]:= 'Иванов'; S[2]:= 'Петров'; и т. д.

 

Приведем таблицу обозначений и соответствия элементам массива, их значений и индексов:


Номер элемента (индекс) 1 2 3 4 i 30


Элементы массива "S “ S[ 1 ] S[ 2 ] S[ 3 ] S[ 4 ] S[ i ] S[ 30 ]

Значения элементов Иванов Петров Сидоров Титов . . . Якупов


Элементы массива "A “ A[ 1 ] A[ 2 ] A[ 3 ] A[ 4 ] A[ i ] A[ 30 ]

Значения элементов 5 4 5 5 . . . 4

 

Если известна зависимость, по которой изменяются значения элементов массива, то присвоение значений удобно проводить в операторах цикла c параметром или с условием. Например, присвоим значения элементам массива "y" по зависимости: y=sin(x), где x= Pi * i/180, 0<= i <=180 .

For i:= 0 to 180 Do y[i]:= sin(Pi * i/180);

 

Присвоим случайные значения в диапазоне от -30 до +40 ста элементам массива "R":

Randomize; for i:= 1 to 100 Do R[i]:= - 30 + Random(71);

 

Присвоим значения семи элементам массива "A" оператором Readln:

 

For i:= 1 to 7 Do begin Write( ' Введите A[ ' , i , ' ] = ' ); Readln( A [ i ] ) end;

 

При выводе массива на экран удобно размещать данные в виде таблицы - в несколько колонок. Для вывода обозначений переменных ("шапки таблицы") можно использовать операторы вывода символов в цикле, например:

 

For j:=1 to 66 do Write('-'); Writeln;

For j:=1 to 3 do Write('|_ Фамилия _ _| _оценка_|'); Writeln;

For j:=1 to 66 do Write('-'); Writeln;

 

- шапка для вывода в три пары колонок значений переменных "S" и "A". Шапка занимает 66 позиций (по ширине экрана в текстовом режиме размещается 79 символов и пробел). ОператорWriteln; переводит курсор на новую строчку.

 

Вывод значений ста элементов массивов "S" и "A" в три пары колонок, произведем операторами:

 

For i:= 1 to 100 do begin Write('|',s[i]:11,'|',a[i]:8, '|');

if (i mod 3) = 0 Then Writeln;

if (i mod 60) = 0 then readln end;

 

В этом случае данные таблицы полностью не умещаются на экране и можно задержать прокрутку экрана при выводе данных, применяя оператор Readln после вывода, например, 20 строк.

 

В цикле удобно определять сумму элементов массива, наибольший (наименьший) элемент и создавать новые массивы, удовлетворяющие некоторому условию, например:

s:= 0; for i:= 1 to 100 do s:= s + a[i]; { s - сумма элементов массива }

 

a_max:= a[1]; for i:= 1 to 100 do{ поиск наибольшего элемента a[j] }

if a[i] > a_max then begin a_max:= a[i]; j:= i end;

j:= 0; k:= 0;

for i:=1 to 100 do {создание новых массивов с элементами: b[j] >=0, c[k] <0}

if a[i] >= 0 then begin j:= j+1; b[j]:= a[i] end

else begin k:= k+1; c[k]:= a[i] end;

j:= 0; k:= 8;

for i:= 1 to 100 do {создание массива номеров "M" для элементов: a[i] > a[k]}

if a[i] > a[k] then begin j:= j+1; M[j]:= i end;

 

 



Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1855;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.