ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЖИВОПИСЬЮ?

Ввиду того, что количество цветов строго ограничено, необходимо очень серьёзно отнестись к подбору красок по оттенкам.

Гуашь художественная.

1. Синяя – лазурь железная.

2. Красная – маджента (малиновый цвет) или кармин или рубиновая или краплак красный.

3. Жёлтая – лимонная или кадмий желтый светлый.

4. Белила.

Эти краски можно считать универсальными, т. к. из синей и красной красок можно сделать красивые фиолетовые цвета, из синей и жёлтой – зелёные, из красной и жёлтой – оранжевые и из зелёной и красной – коричневые и черный.

Разумнее приобрести краски в больших банках. Они должны быть не сухие и не жидкие, консистенции густой сметаны. Для занятий с маленьким ребёнком краски желательно положить в маленькие баночки с широким горлышком для удобства пользования ими. Количество краски необходимого для одного занятия.

5. Кисть художественная плоская широкая, волос синтетический (японская синтетика), ширина 6 – 8мм (для двухлетнего малыша). Для более старших детей кисти нужно иметь 10-12-16мм. В дальнейшем можно приобрести несколько кистей разных размеров: широких для закрашивания больших плоскостей и узких для исполнения мелких деталей картин.

Краски и кисти продаются в специализированных магазинах и художественных салонах.

6. Бумага 20×30см (А 4)( для 2х летних) или 30×40см (А 3) рисовальная или чертёжная. Может быть и других размеров.

7. Палитра – кусок белого пластика 20 × 30см без углублений (доска для занятий лепкой).

8. Ёмкость для воды (детское пластмассовое ведёрко или из-под майонеза).

9. Деревянный планшет или кусок фанеры 60 × 80см.

10. Канцелярские кнопки железные.

11. Мольберт или стул со спинкой. У мольберта должна быть полка для размещения красок и палитры.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

В природе существует три главных (основных) цвета: красный, синий и жёлтый. Все остальные цвета: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый и др. - производные от них. Рис.001. Красный, жёлтый, оранжевый, оранжево-красный, розовый считаются (условно) тёплыми цветами похожими на огонь. Синий, светло-синий, голубой – холодные, похожими на небо или море. Все цвета, полученные при смешивании, в зависимости от количества в них тёплых или холодных будут, соответственно, теплее или холоднее. Например, зелёный по сравнению с жёлтым цветом будет холоднее, а с синим – теплее. Цвета красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый называются дополнительными или противоположными (на цветовом круге). Рис.001. Цвета белый, серый и чёрный называются ахроматическими или нейтральными, т. е. не холодными и не тёплыми. Но, по сравнению с холодными цветами, могут казаться теплее, а с тёплыми – холоднее. Чёрный цвет можно получить при смешивании пар цветов: красного и зелёного, синего и оранжевого, фиолетового и жёлтого, т. е. из трёх основных цветов. Если при смешивании получается «тёплая» смесь, то нужно добавить в неё синего, а если холодная - то красного и жёлтого или одного из них. Нейтральные цвета, находясь на красном фоне, кажутся слегка зеленоватыми цветами, на жёлтом фоне кажутся – фиолетоватыми, на синем – оранжеватыми. Яркими или насыщенными являются красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые и промежуточные цвета. Малонасыщенные, не яркие или погашенные цвета получаются при смешении насыщенных цветов с нейтральными и дополнительными цветами. Например, коричневые цвета получаются при смешении красных и зелёных цветов; светло-синие цвета – при смешении синих цветов с белым цветом, бежевые цвета – при смешении коричневых с белым, охристые – жёлтых с сиреневыми цветами и т.д. Чтобы сделать какой либо цвет более тёмным, например, (если он находится в тени или плохо освещён) нужно смешать этот цвет с дополнительным.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

 

Занятия живописью желательно проводить в дневное время. Свет из окна помещения (не солнечный) должен быть сзади и слева (для правши). На мольберте, на полке или на стуле на горизонтальной плоскости перед ребёнком должна лежать палитра, стоять четыре баночки с красками и лежать кисть. На деревянном планшете, стоящем на мольберте или стуле, должна висеть бумага, прикреплённая канцелярскими кнопками, и второй лист бумаги – для показа последовательности изображения. Ёмкость с водой (не полная) должна стоять на полу рядом с мольбертом или со стулом справа (для правши). Заниматься лучше стоя. Краски желательно положить в баночки столько, сколько необходимо на одно занятие, не более. Одежду надеть такую, чтобы не жаль было её запачкать красками, либо нужен специальный халатик или фартучек, или нарукавники (в зависимости от темперамента малыша).

После занятий кисть нужно вымыть тёплой водой с мылом и хранить в вертикальном положении волосом вверх, оберегая от сминания волоса.

Перед занятием взрослый сам должен освоить то, что будет показывать ребёнку. Показывать нужно на другом листе. Если ребёнок устал, у него рассеянное внимание, или он начал часто отвлекаться, нужно прекратить занятие или сделать перерыв, отвлечь какой либо игрой. Заставлять, ни в коем случае, нельзя.

Одна мама, ведя своего малыша ко мне на студию, спрашивает его:

– Что ты сегодня будешь рисовать?

– Сёныско. – Отвечает ребёнок. – А ещё ягуску.

– А ещё?

– Цеточек.

– Хорошо!

Приходят. Раздеваются. Я спрашиваю:

– Ну и что мы сегодня будем изображать?

– Не наю…. Тхактох!! И масыну!

Мама удивляется.

– Ты же хотел – солнышко, лягушку и цветочек?

– Нет, я буду исовать амаёт!

– Ну вот! Всегда так. Сам не знаешь, что ты хочешь!

– Наю,. Амаёт и тучку и …сёныско! Нет! Тхактохх!

– Ну вот! Что с ним делать?

– Ничего не делать. – Отвечаю я. – Будем изображать трррааактооорр. Большой! Большой! Так?

– Так, так, так! – Отвечает юное дарование.

А далее малыш изобразил трактор, который шёл по полю, росли цветочки, в траве сидела лягушка, в небе летел самолёт, и светило солнышко. Конечно, не за одно занятие. Не принуждайте маленького художника. Ребёнок, как и взрослый художник, имеет право на сомнения в выборе темы для изображения.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

I. ЭТАП

1. Научить малыша пользоваться кистью, водой и красками.

2. Научить ребёнка из трёх основных цветов получать при смешивании производные цвета.

3. Научить маленького художника получать более сложные цвета. Учить сравнивать одноимённые цвета. Освоить понятия: светлые и тёмные, тёплые и холодные. Светлее – темнее, теплее – холоднее, синее, желтее, краснее и т. д.

 

II. ЭТАП

1. Освоить c юным художником понятия: широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, вверху – внизу, внутри – снаружи, выше – ниже. А также: над – под, через, поверх, сквозь, между, перед - за, впереди – позади, влево – вправо, налево – направо. Вдоль – поперёк, по диагонали по вертикали. Горизонт – по горизонтали. Угол прямой, острый, тупой. Линия прямая, изогнутая, наклонная, ломанная (зигзаг), волнистая.

2. Учить малыша ориентации на листе: понятия верх, середина, центр и низ листа, правая и левая сторона, вертикаль и горизонталь, диагональ.

3. Учить ребёнка выполнять на бумаге кистью различные мазки.

4. Научить ребёнка изображать на бумаге кистью геометрические фигуры и элементы в понятной для него форме и названии. Например: шар - яблоко, солнышко, мячик, колесо, колобок, овал - слива, тыква, усеченный конус- ведёрко, треугольник - шалаш, цилиндр - труба, стакан. Колбаска, яичко, бочка, груша, морковка.

 

III. ЭТАП

1. На основе умения изображать геометрические фигуры и простые элементы учить маленького художника изображать рыб, птиц, игрушки, животных, дома, машины, самолёты и т. д.

2.Освоить понятие симметрии или зеркального изображения.

 

Первый этап обучения очень важен, т. к. учит малыша быть внимательным, последовательным. Приучает к аккуратности. Развивает у маленького художника цветовидение и даёт ему, фактически, «ключ» к дальнейшему творческому процессу в живописи. Поэтому необходимо, по возможности, растянуть этап смешивания красок. Посоревноваться с малышом в подборе оттенков какого либо цвета: например зелёного. И показать, что зелёные бывают и «тёплые» и «холодные», и светлые и тёмные, и сложные (с добавление различных цветов). Необходимо на каждом занятии показывать и сравнивать цвета и оттенки одноименных цветов: этот холоднее и темнее, а этот светлее и теплее.

Можно придумать темы для смешивания. Например: «Зелёная полянка» трава. Рис.002. «Озеро или море» вода. Рис.003. «Разноцветные камешки». Рис.004. «Гора». Рис.005. «Радуга». Рис.006. «Северное сияние». Рис.007. «Каменная стена». Рис.008.

 

 

Уважаемые взрослые! Автор надеется, что у Вас хватит терпения и такта, чтобы выдержать этот, довольно продолжительный, период обучения, до тех пор, пока малыш сам начнёт осознанно подбирать цвета и оттенки.

 

I. ЭТАП

Содержание занятий.

Перед занятием взрослому рекомендуется самому порепетировать то, чему он будет учить ребёнка. Все действия, желательно, сопровождать эмоциональными комментариями. Например: - Берём кисточку тремя пальчиками (как авторучку или карандаш)…вот так…достаём кисточкой краску из баночки. Какую берём краску?.. Синюю?.. Хорошо! Берём синюю краску, осторожно, кончиком кисти и кладём её на палитру…. Вот молодец! Перед тем, как взять другую краску, смотрим,…кисточка у нас в синей краске, значит, её нужно помыть. Моем…опустим её в воду и тихонько постучим ею по донышку ведёрка (или банки)…. Посмотрим, отмылась она или нет, …ещё не отмылась, ещё помоем…теперь. Отжимаем её о край ёмкости и считаем: один, два, три, четыре, пять, шесть (за одно научимся считать)…Вот теперь она у нас чистая и без воды. Какую теперь берём краску?.. Жёлтую? Хорошо, берём жёлтую…потихонечку…кончиком кисточки…молодец! Смешаем с синей…ой! Что случилось?!!! Какой цвет получился?! Правильно! Зелёный!!! Ура!!! Какой красивый! Помажем на бумаге…великолепно! Вот это да! Ты у нас молодец! Будем ещё смешивать?.. Тогда давай помоем кисточку, видишь она в зелёной краске?.. и т. д.

 

Затем, при желании, можно полученные цвета смешать с белой краской, получая более светлые тона этих цветов, и обязательно положить рядом с одноимёнными цветами для сравнения (светло-синий цвет с синим, светло-зелёный с зелёным и т. д.). И, обязательно, обращать внимание малыша на отличие одноимённых цветов. Далее, можно полученные цвета смешивать между собой и получать всё новые и новые цвета.

НЕ НУЖНО СПЕШИТЬ УЧИТЬ МАЛЫША ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕГО-ТО КОНКРЕТНОГО. Пусть малыш научится смешивать краски и получать от этого удовольствие. Это же ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЦВЕТОВ и ОТТЕНКОВ, ПРЕВРАЩЕНИЕ и ИЗОБРЕТЕНИЕ на ДОСТУПНОМ для малыша уровне. А в дальнейшем ЭТО и ПОИСК - подбор необходимого цвета. Но это ещё и СРАВНЕНИЕ ЦВЕТОВ, а значит ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОСТУПНОЕ ДЛЯ МАЛЫША. На начальном этапе занятий живописью малыш может не захотеть выполнять мазки на бумаге, а будет только смешивать краски на палитре. Не расстраивайтесь. Пусть только смешивает. Пока важен сам процесс смешивания красок и чтобы он осознал, какие цвета он берёт, и какие получает в результате. Как можно больше занятий нужно посвятить смешению красок и постараться, чтобы ребёнок каждый раз получал всё новые и новые цвета и оттенки. И сами экспериментируйте. Обязательно радуйтесь тому новому цвету или оттенку, полученному Вами или малышом. ВЕДЬ он учится ВИДЕТЬ и ДЕЛАТЬ.

 

Задумайтесь! МАЛЫШ САМ СОЗДАЁТ ЦВЕТА.

 

ВАМ И ВАШЕМУ МАЛЫШУ ОТКРОЕТСЯ ОГРОМНЫЙ ЧУДЕСНЫЙ МНОГОЦВЕТНЫЙ, РАНЕЕ НЕ ВИДАННЫЙ, МИР.

И что очень важно – доступный для малыша МИР ОТКРЫТИЙ и возможностей. МИР ЖИВОПИСИ.

Обращайте внимание малыша на то, какие получаются цвета: тёмные или светлые, холодные или тёплые, яркие или тусклые (называя их вслух, по возможности).

Более старшим малышам смешивать краски можно в процессе изображения чего-либо по желанию.

В магазинах продаются иллюстрированные календари с хорошим качеством фотографий на различные темы: животные, птицы, рыбки, пейзажи и т.д. Их можно приобрести для срисовывания. Для начала постарайтесь выбрать для изображения более простых (по форме туловища: круг, овал) животных, птиц, рыб.

 

II. ЭТАП.

1. Мазки широкие. Прямые, изогнутые, наклонные, зигзаги и волнистые (змейки).

Сначала пишутся широкие мазки сверху в низ. Затем снизу вверх. Далее – мазки широкие горизонтальные слева направо и справа налево. Рис.009a.

Мазки широкие наклонные. Мазки широкие зигзаги вертикальные и горизонтальные. Рис.009b.

Волнистые широкие мазки (змейки) вертикальные и горизонтальные. Рис.010a.

2. Мазки узкие (без нажима). Прямые, изогнутые, зигзаги и волнистые. Горизонтальные узкие мазки слева направо и справа налево. Мазки зигзаги вертикальные и горизонтальные. Рис.010b. Волнистые узкие мазки вертикальные и горизонтальные выполнять в двух-трёх летнем возрасте очень трудно, поэтому можно воздержаться от их исполнения.

 

 

3. Мазки чередующиеся (переменной ширины). Прямые мазки, мазки зигзаги, волнистые мазки (волны), мазки выпуклые и вогнутые.

Сначала изображаются чередующиеся (переменной ширины) вертикальные мазки сверху вниз. Затем снизу вверх. Горизонтальные мазки переменной ширины – слева направо и справа налево. Вертикальные мазки переменной ширины выполняются следующим способом: нажимаем на кисть, получаем широкий мазок, ведем кисть сверху вниз и постепенно ослабляем давление на кисть, и мазок получается более узкий, и так несколько раз чередуем нажатие с ослаблением. В результате должна получиться гирлянда из продолговатых широких мазков, разделённых более узкими, мазками. Так же пишутся эти мазки и в других направлениях. Рис.011a. В этом упражнении очень важно, чтобы малыш почувствовал, с какой силой нужно нажимать на кисть для получения мазков разной ширины.

Горизонтальные мазки переменной ширины (зигзаги) выполняются движением кисти вверх почти вертикально узкой стороной без нажима, а вниз – широкой стороной кисти с нажимом, дальше повторяется – вверх без нажима, вниз с нажимом. Так же рекомендую выполнять и вертикальные мазки переменной ширины. Рис.011b.

Волнистые мазки переменной ширины изображаются, как и зигзаги, только чередованием плавного нажима на кисть с закруглением и ослабления. Рекомендую поучить маленького художника выполнять и горизонтальные и вертикальные волнистые мазки. Рис.011c.

Выпуклые мазки вертикальные пишутся так, как пишется буква «з». Ставим кисть плоской стороной горизонтально и, не меняя положение кисти, сначала без нажима, ведём кисть вправо, затем, плавно нажимая, выполняем круговое движение, постепенно ослабляем нажим, завершаем полукруг. Далее движение повторяется. Вогнутые мазки изображается аналогично, только зеркально. Рис.011d. Рекомендую поучиться выполнять выпуклые и вогнутые мазки горизонтально.

4. Мазки сложной формы (лепестки цветов, листочки травинок, деревьев). Можно начать с цветка типа ромашки, хризантемы, астры.

Сначала пишем мазок вогнутой формы, а затем к нему добавляем мазок выпуклой формы и закрашиваем середину. У нас получилась сердцевина цветка. Далее выполняются лепестки широкой стороной кисти без нажима. Рис.012a.

Другой вариант – цветы с узкими лепестками. Узкие лепестки пишутся узкой стороной кисти с нажимом. Начинать выполнять мазок нужно с плавного нажима, а затем плавно поднимаем кисть. Советую поучиться делать мазки по направлению, как от сердцевины цветка, так и к сердцевине. Аналогично выполняются и узкие листочки к этому цветку. Рис.012b.

Следующий цветок можно написать с широкими и закруглёнными лепестками, типа шиповника. Такие лепестки выполняются широкими мазками с закруглением. Рис.012c.

Далее можно поучиться изображать цветок типа георгин простой. Начинать писать мазок следует узкой стороной кисти, плавно нажимая, немного закруглить влево и ослабить нажим, затем поставить кисть в исходную позицию узкой стороной и выполнить мазок зеркально первому мазку. Рис.012d.

 

 

Обращаю Ваше внимание на то, что эти мазки можно делать разными оттенками одного и того же цвета. Аналогично выполняются мазки для написания остроконечных листьев. Рис.013.

 

Этот вид мазков, конечно, очень труден для малышей, поэтому, для начала, от них можно отказаться. А в дальнейшем вновь пытаться его освоить. Вообще, написание мазков различной конфигурации переменной ширины – это сложный и полезный процесс, но спешить с этим не нужно.

 

5. Геометрические фигуры и различные элементы.

Треугольник – шалаш: ставятся три точки, одна вверху и две внизу, соединяются широкими мазками. Рис.014a.

Бочка выполняется из двух широких мазков, вогнутого и выпуклого, соединённых двумя широкими мазками, с верху выпуклым мазком, снизу вогнутым. Рис.014b.

Усечённый конус – ведёрко пишется двумя наклонными в разные стороны широкими мазками и двумя горизонтально расположенными выпуклым и вогнутым мазками. Рис.014c.

Круг – апельсин, солнышко, мячик, яблоко, арбуз, колесо, колобок и т. д. изображаются соединением уже знакомых нам мазков вогнутых и выпуклых. Рис.014d.

Маленькие круги – виноград и другие шаровидные ягоды, пишутся следующим способом. Кисть ставится плоской стороной вертикально, и с нажимом вращается вокруг нижней точки опоры против часовой стрелки, получается полукруг, затем кисть ставится в исходную позицию вертикально и с нажимом вращается вокруг нижней точки опоры по часовой стрелке. Рис.014e.

Овал – слива, яичко, дыня, лимон и т. д. выполняются из двух кругов, соединённых широкими закруглёнными мазками. Рис.014f.

Колбаска пишется из двух кругов, соединённых двумя широкими вогнутыми мазками. Рис.015a.

Огурец выполняется из двух кругов разной величины, соединённых широкими прямыми или вогнутыми мазками. Рис.015c.

Груша изображается из двух кругов, соединённых широкими выпуклым и вогнутым мазками. Рис.015b.

Морковка выполняется из круга с точкой, отнесённой, на какое – то расстояние. Круг соединяется с точкой широкими мазками. Рис.015d.

 

 

На рис. 016 – 023 приведены примеры изображения гриба, петушка и др.

 

 

Шляпка гриба похожа на сливу (овал), а ножка – на бочонок. Выполняются широкими мазками. Травинки выполняются узкой частью кисти, быстрым движением с лёгким нажимом снизу вверх. Обратите внимание на травинки листочки и лепестки цветка. Они – разных оттенков. И чем больше оттенков, тем лучше.

 

 

Рыбка. Рис.020 и Рис.020a. Сначала, когда малыш ещё ничего не умеет, туловище рыбки можно изобразить в виде овала каким-либо одним цветом разными оттенками. А плавники и хвост – другими цветами. В последствии можно усложнить задачу и написать туловище рыбки разными цветами. Спинка выполняется тёмным, а животик светлыми цветами. Затем всё тело рыбки закрашивается широкими мазками вдоль туловища. Глазик, жабры и чешуйки делаются только по высохшей поверхности головы и туловища одним касанием кисти. Листочки водорослей пишутся разными оттенками.

 

 

Петушок. Рис.021 и Рис.021a. На что похоже туловище у петушка? Туловище у петушка похоже на большое яичко. Головка похожа на маленькое яичко. Сначала изображается туловище. Для него и для хвоста больше всего необходимо места на листе. Поэтому нужно туловище разместить немного левее, оставив место для красивого хвоста. Затем изобразить головку левее и выше туловища. Далее изображается шея большими мазками, которые накрывают туловище острыми кончиками. Для написания перьев шеи краски на кисточке должно быть много, чтобы не было необходимости поправлять. Иначе цвет перьев будет испорчен. При написании крыла также нужно следить за тем, чтобы пёрышки выполнялись одним движением без поправок. Хвост пишется широкими закруглёнными мазками с большим количеством краски на кисточке без остановки (за один раз). Все исправления и дополнения делаются после просыхания краски, одним касанием кисти.

 

 

Белка. Рис.022 и Рис.022a. Туловище у белки похоже на грушу. Только у груши один бочок будет светленький. Головка у белки похожа на лимон. Лапки передние похожи на изломанную морковку. Рыжий цвет делается из оранжевого и небольшого количества синего. Хвост пишется большими очень широкими и изогнутыми мазками, поэтому краски на кисть нужно взять побольше.

Домик (Рис.023a и Рис.023b) выполняется из уже сделанного нами шалаша, (треугольника) с добавлением двух вертикальных и одного горизонтального широких мазков. Цилиндр − труба, стакан и т.д.

 

Обращаю Ваше внимание на то, что все геометрические фигуры и элементы пишутся широкими мазками. Закрашиваются все элементы и геометрические фигуры тоже широкими мазками сверху в низ.

Далее, для родителей и детей, желающих больше времени посвятить освоению мазка, приведены примеры написания некоторых шрифтов и иероглифов. Рис.024. Рис.025. Рис.026. Рис.027 Рис.028. Это очень полезные упражнения. Можно предложить ребёнку самому придумать буквы. Обращайте внимание малыша на шрифты в журналах, книгах, плакатах и магазинах.

 

   
       

 

Если при изображении допущена ошибка или не нравится то, что изобразили, то в технике гуаши, в отличие от акварели, есть возможность исправить, переделать заново. Место, которое нужно исправить, во-первых, можно просто смыть влажной губкой, просушить и написать снова. Во-вторых, можно закрасить густой краской (подобранной для фона в этом месте картины). В-третьих, можно закрасить густой краской (фоном) только то место, где есть неточность исполнения. Но закрашивать нужно только по просохшему месту густой краской и касаясь кистью только один раз, как бы накладывая, мазок.

 

III. Этап

 

1. Перед тем, как начинать изображать какое-либо животное, птицу или рыбу советую рассмотреть его вместе с малышом, задавая ему вопрос: на что похожа самая большая часть его (напр. туловища)? И обвести эту часть обратной стороной кисти. Чтобы маленькому художнику было понятно, о чём его спрашивают. У многих животных (например, у кошек, лошадей, некоторых пород собак, лис, оленей, белок, зайцев) туловище, по форме, похоже на колбаску. У льва, и у таких пород собак как боксёр, дог, доберман, оно похоже на грушу, у слонов и жирафов тоже. У птиц туловище и голова похожи по форме на яйцо. У многих животных головы похожи на грушу. Шея у жирафа похожа на морковку. Шея у лошади похожа по форме на перевёрнутое ведёрко. Дальше смотрите, на что похожи, уши, ноги, хвост, рога и т. д.

Вообще старайтесь развить у малыша так называемое «ассоциативное видение». С ним можно начать играть в угадывание. На что похоже по форме облако, крона дерева, лужа, пятно на чём-либо, картошина и пр.?

 

2. Понятие симметрии или зеркального изображения можно показать на зеркале, на геометрических фигурах и на примерах в природе (бабочки, ёлки, листья рябины, розы и т.д.). Рис.029, Рис.030, Рис.031, Рис.032.

 

 

 

Если потребуется изображение фона или пейзажа, в качестве фона, для изображаемого животного. Если это животное волосатое, пушистое то рекомендуется, сначала, закрасить фон широкими мазками вокруг животного, а после по фону написать шерстинки, волоски и усики, мелкие и тонкие детали пейзажа (ветки, травинки листочки и проч.)

Прощаясь с Вами, уважаемые взрослые и маленькие художники, желаю Вам успехов в этом трудном и интересном деле освоения живописи. И надеюсь, что Вы и ваш малыш будете частыми гостями и участниками выставок живописи в галереях, музейных и выставочных залах нашей страны и за рубежом её. Храни вас Господь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
секретов в помощь хозяйке. | Расчет режима сложных электроэнергетических сетей


Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 594; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2017 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.026 сек.