Молодежная субкультура


Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодеж­ной культуры.

Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, об­наруженным в исследованиях молодежной преступности в США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно связался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Великобритании до­минирует более поздняя традиция исследования молодежных субкультур, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения.

В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтраль­ных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкуль­тура» стало использоваться для характеристики явлений и про­цессов, происходящих в период «перестройки» российского об­щества на рубеже 80-90-х годов. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противо­речий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собствен­ную культуру.

Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так по­является определенное своеобразие в элементах культуры раз­личных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и стано­вятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представ­ляющая особую социально-демографическую группу.

Впервые в отечественной литературе определение субкуль­туры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы рас­познать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами». В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры. Приведенное определение можно рассматри­вать как имеющее основополагающее, эвристическое значение.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкуль­тура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб-» обретает со­вершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потен­ции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрес­сивного развития общественной культуры. Это мнение подкреп­ляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.

Составная часть слова «суб» в переводе с латинского означает:

1) расположение под чем-либо или около чего-либо;

2) подчиненность;

3) второстепенность.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.

На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкуль­тур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи.

Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, по­ходка);

3) слэнг - специфический словарь и его использование. Одна из основных функций стиля - это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования осо­бой идентичности, выходящие за пределы, предписанные соци­альным происхождением и статусом. Субкультура помогает ре­шать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притяга­тельность субкультур для некоторой части молодежи.

Рассмотрение характеристики и функции молодежной суб­культуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкультурой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, альтернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие впервые стало употребляться в зарубежной литературе?

2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие «субкультура»?

3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?

4. Дайте определение понятию «субкультура».

5. Какие факторы влияют на возникновение и развитие субкультур?

6. Охарактеризуйте понятие «стиль», как отличительную черту молодежной субкультуры.

7. Являетесь ли Вы субъектом какой-либо субкультуры?

8. Какие проблемы помогают Вам решать принадлежность к субгруппе.?

9. Можно ли использовать понятия «молодежная субкультура» и «молодежная культура» как идентичные?

Список рекомендуемой литературы с

1. Андреева КН., Галубева Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей. / Социологические исследования. 1989: №4. "

2. АриарскипМА. Педагогика досуга. Л.: ЛГИК, 1989. '

3. Борисова-Лукашанец Е.Г. О лексике современного молодежного жаргона / Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983.

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / Общественные науки и современность. 1996: №3.

5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учеб. пособие., М.:МГИК,1991.С.25.

6. Стрельцов Ю.А Социальная педагогика. Учеб. пособие М.: МГУК, 1998.

7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явле­ние. СПб.: А. К, 1997.

8. Трегубое Б.А. Свободное время молодежи. Сущность, типология, управление. СПб.: СПб университет, 1991.

9. Чеснокова В. Ф, Проблемы молодежных субкультур, возникающие на базе занятий искусством в свободное время / Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. М.: НИИ культуры, 1990.

10. Щепанъская Т.Е. Символика молодежной культуры: опыт исследова­ния системы. СПБ, 1993.

 

 

Неформальные объединения молодежи '} в социальной жизни общества

Потребность самовыражения, самоутверждения и общения . на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах нефор­мальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое обще­ние. Несмотря на то, что эти группировки существуют независи-

мо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.

Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметраль противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учрежде­ний. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.

Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром ме­дицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши - 25,3%, и девушки -10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей - в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте.

Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответствен­ность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы моло­дежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.

Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.

Данные социологического исследования, проведенного вес­ной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельст­вуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однознач­но квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.

Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависи­мость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода моло­дежи, особенно подростков в антисоциальные группы.

Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например В.Т, Лисовский подразделяет неформальные группы на:

- общественно-политические;

- социально-культурные, творческие (художественные, те­атральные, клубы по интересам);

- прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

- клубы социальной помощи;

- религиозные и полурелигиозные;

- правозащитные группы и объединения;

- спортивные;

- спортивные и музыкальные фанаты;

- асоциальные в сфере свободного времени (панки, метал­листы, рокеры и т.п.);

- антисоциальные (национал-социалистические, хулиганст­вующие и др.);

- националистические;

- этические (или социально-психологической направленно­сти, семейные, родительские клубы);

- историко-патриотические.

Среди группировок асоциальной направленности можно вы­делить следующие:

Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные -группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.

Группа переродившегося интереса, к ним относятся спор­тивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мо­тоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное вре­мя. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной сто­роны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие при­ключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общест­венного порядка.

Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со сто­роны взрослых и для них характерно стремление ухода от на­стоящей действительности. Это панки у которых довольно низ­кий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - (системные люди»), -члены этой группы путешествуют по стране без денег, потреб­ляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любо­вью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы явля-ются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба - члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании.

Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисцип­лина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.

Остановимся более подробно на причинах появления и раз­вития группировок с антисоциальной направленностью. В сти­хийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступни­ки. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы под­ростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь раз­личным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.

Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии: формирования сегодня в пре­делах нашей области особое распространение получили объеди­нения по месту жительства, как стихийные общности сверстни­ков, складывающиеся по территориальному принципу. В основ­ном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую воз­растную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному при­знаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.

Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское». «Строитель», «Бокино» и другие. Для Моршан-ска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привокзал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Со-ловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рассказове: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чибизовка», «Мальщина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие.

Основное содержание деятельности территориальных груп­пировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуаль­ная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подав­ления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лиде­ры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и ис­пользуют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.

Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.

Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспита­нии молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах мо­лодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении госу­дарством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в за­полнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и моло­дежи ничего не читают.

Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участ­ников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)

Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заве­дения и культурно-досуговые в особенности.

Необходимо создание эмоционально-привлекательной аль­тернативы антисоциальному движению.

Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.

Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к не­формалам, так как они являются носителями не только отрица­тельных, но и положительных тенденций.

К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды.

Основная задача заключается в том, чтобы вывести нефор­мальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделе­но формированию личности молодежи, т.к. необходимо избе­жать социальной пассивности значительной части молодого по­коления. Активизация самой личности, самостоятельность в ос­воении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.

Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социаль­ной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:

- усилении самодеятельных начал в деятельности подрост­ков и молодежи;

- повышении политической культуры молодежи;

- развитии творческого потенциала и активности личности;

- осуществлении индивидуального воздействия на отдель­ную личность с учетом специфики его интересов, потреб­ностей и психологических данных.

Список рекомендуемой литературы

1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М: Мысль, 1990. С. 269.

2. Криминология о неформальных молодежных объединениях. М.: Юри-дич. лит-ра, 1990.

3. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Пе­дагогика, 1990. •• •-•• •'•'••

4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движени­ях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 382.

5. Молодежь в XXI веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 11-12 июля 2000 г. Тамбов. ТГУ, 2000.

 



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 4325;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.037 сек.