Танец Древней Греции.
Ни в одну историческую эпоху, ни в одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние греки, которые видели в нем «единство душевной и телесной красоты» и считали танец прекрасным даром богов. И древнегреческие божества сами с удовольствием предавались пляскам, пируя на вершине Олимпа. По мнению греков, пляска родилась вместе с любовью и вечно была ее неотлучною подругой. Считалось, что сам Аполлон, бог Искусства, написал первые правила искусства танца. Древние греки так трепетно относились к танцу, что сделали музу Терпсихору «ответственной» за искусство пляски и стали ее изображать в виде танцующей девушки в легкой тунике с лирой в руках.
Все поэты Древней Греции воспевали пляску. Гомер даже делил людей на два вида: «Одному боги дают дар к воинственным делам, другому — танцы и очаровательное пение». Он же говорил, что в мире есть три самых невинных наслаждения — это сон, любовь и пляска.
Великий философ Платон, не колеблясь, ставит пляску во главе всех наук, потому что она образовывает тело прежде ума: «Пляски развивают силу, гибкость и красоту». По мнению Платона, пляска — это упражнение, которое должно привести человека к добродетели, потому что искусство танца разгоняет печаль, самое опасное, по его мнению, из всех ощущений души.
В Древней Греции танец занимал почетное место в быту и общественной жизни. Танцевали все: от крестьян до Сократа — этот мудрец, несмотря на то, что был в очень преклонных годах, признавал пользу и достоинства искусства пляски и брал уроки танца. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографические композиции. О характере этих древних образцов танца свидетельствуют многочисленные изображения танцовщиков на барельефах, в вазописи и скульптуре. Много описаний танцев встречается также в произведениях древнегреческой литературы.
Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Греки предъявляли определенные требования к искусству пляски. Прежде всего, позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства. Недаром Платон говорил: «Пляска — это искусство высказать все посредством жестов». Танцевальное искусство настолько ценилось у греков, что танцоров, как полководцев или победителей Олимпийских игр, увековечивали в памятниках.
У греков было более двухсот танцев, которые можно условно разделить на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические танцы.
1. Священные пляски посвящались богам, которых в Древней Греции, как известно, было немало — Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Дионис, Деметра и др. У каждого бога был свой религиозный культ и, соответственно с ним, — пляски. Танцы, по мнению древних греков, являлись действительно могущественной силой. К ним прибегали, желая умилостивить богов, попросить у них благодати, добиться какой-либо милости свыше. Прославлением богини мудрости Афины являлись панафинейские пляски, вторые имели строгий и величественный характер. Их исполняли женщины в полном вооружении под звуки флейт, сюжетом плясок была битва богов с титанами.
Особой торжественностью были проникнуты танцы культа, посвященного богине земледелия и плодородия Деметре — элевсинские мистерии. Праздник в честь богини плодородия проходил в небольшом городке Элевсины, что неподалеку от Афин, где находился главный храм Деметры. Ритуал держался в секрете, поэтому культ и назывался «мистерия», то есть «тайна». Так возникло название праздника «Элевсинские мистерии» — «Таинство, происходящее в Элевсинах». Каждые пять лет из Афин в Элевсины двигалась громадная торжественная процессия. Торжественные гимны, исполняемые всеми верующими, и ликующие танцы жриц возвещали об окончании церемонии.
Самым веселым праздником в Древней Греции были Великие Дионисии в честь бога виноградарства и виноделия Диониса. Во время «Великих Дионисий», празднование которых длилось неделю, все прекращали работу и выходили на улицы — плясать и веселиться.
2. Гражданские пляски исполнялись во время общественных церемоний и праздников на площадях и улицах греческих городов. Самой популярной была пиррическая пляска — воинственный танец, который, по преданию, заставил исполнять своих воинов древний царь Пирр. Царь этот очень любил воевать, но он совершенно не умел правильно вести сражения и терял в битвах много воинов. После одного такого боя, закончившегося победой Пирра, но во время которого у него погибло почти все войско, этот агрессивный царь воскликнул: «Еще одна такая победа и я лишусь армии!» С тех пор появилось выражение «Пиррова победа» — победа, равная поражению. Так вот, этот царь Пирр, чтобы поднять боевой дух своей армии, приказал солдатам на отдыхе исполнять воинственные пляски.
Пиррические пляски в Древней Греции стали маленьким танцевальным спектаклем о войне. В них воспроизводились сцены битвы, исполнители перестраивались подобно тому, как перестраиваются во время сражения воинские подразделения. Пиррические пляски исполняли молодые греческие юноши, в них они демонстрировали свою удаль, ловкость, силу и красоту движений. Одеты они были чаще всего в пурпурно-красные одежды, танцевали с луками, стрелами, щитами, факелами в руках. Исполнять пиррический танец мог один человек, сражавшийся с воображаемым противником, могли в ней участвовать и двое, представляя поединок яростный и отважный. Но чаще всего пиррические пляски были массовыми. Юноши прыгали, защищались мечом от противника, состязались в метании копья и дротика.
Молодые греки очень любили пляску «Журавль» — некоторая разновидность хоровода или нашего «Ручейка». В этой пляске рассказывалось о подвиге Тезея. В давние времена на острове Крит был выстроен запутанный лабиринт, где жил Минотавр — чудовище с головой быка и туловищем человека. Минотавр ежегодно требовал от Афин страшную дань — двенадцать самых красивых юношей и девушек. Тезей с помощью нити прошел по лабиринту и убил Минотавра. В память об этом подвиге греческие юноши и девушки исполняли пляску «Журавль», или, как она еще называлась, «Хоровод Тезея». В ней юноша — предводитель хоровода, вел за собой остальных участников танца, аккомпанируя хоровому пению игре на лире. Рисунок танца был сложным, извилистым: он символизировал запутанный лабиринт, темп то убыстрялся, то замедлялся. От танцующих требовалось не теряться, чутко улавливать музыкальный ритм, успевать за движениями предводителя и не разъединять руки.
3. К группе обрядовых танцев относятся свадебные и похоронные пляски.
- Свадебная пляска называлась «Пляска Гименея» (бог Гименей — у древних греков покровитель брака). Ее исполняли девушки в легких туниках с венками на головах. Она состояла из медленного чинного хоровода вокруг новобрачных и жертвенника Гименею, а затем исполнительницы, разделившись на пары, исполняли веселые, радостные танцы.
В Древней Греции танцы исполнялись даже во время похорон. Существовали специальные похоронные пляски, которые назывались «Гингра». В последний путь знатного, богатого и уважаемого всеми человека провожает огромная толпа горожан. Все — в длинных белых одеждах, на головах — кипарисовые венки. Перед погребальной колесницей идут самые достойные юноши города, они исполняют скорбную торжественную пляску. А впереди процессии — специально приглашенный танцовщик, который в пантомиме рассказывает о благородных деяниях умершего. Шествие замыкают жрецы и толпа плакальщиц в длинных черных плащах.
4. Домашние пляски: древние греки были людьми жизнерадостными, и они очень любили устраивать домашние праздники и пиры. На них обыкновенно приглашались профессиональные танцовщики, музыканты и акробаты. Танец танцовщицы сопровождался игрой на флейте. Данные танцы имели своеобразное построении и пластику, в них присутствовали элементы акробатики и жонглирования.
5. Сценические пляски. Греция подарила миру искусство драматического театра, где музыка и танец занимали почетное место. Спектакли проходили в специально устроенных местах, как правило, у подножия холма, по склонам которого полукругом (амфитеатром) располагались места для зрителей. Внизу находилась площадка — орхестра, на которой разыгрывалось действие. Места внизу, рядом с орхестрой, считались самыми лучшими, их занимали зажиточные горожане и жрецы. Размеры древнегреческих театров были огромны — некоторые из них вмещали до тридцати тысяч зрителей. Древние греки приходили в театр на целый день — представления длились с утра до захода солнца. Существовал определенный порядок: сначала показывали три трагедии, связанные между собой одним сюжетом (трилогия), затем, чтобы изгладить тяжелое впечатление, исполняли комедию.
Для каждого жанра греческого театра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею — танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движений. Этот танец передавал чувства богов и героев. Это был даже не танец, а простые ритмические движения, которые должны были исполняться необычайно слаженно всем хором. Движения были несложные — шаги и покачивания.
В комедиях чаще всего танцевали кордак, пляску сатиров (сатиры — это фантастические существа с козлиными ногами и рожками). Это была пляска быстрая, темпераментная, изобилующая головокружительными, цирковыми прыжками, кувырканьями, раскованными позами. Движения исполнялись в бурном темпе и состояли из присядок, вращений, прыжков, во время которых пятками надо было бить себя по ягодицам. Танец кордак был таким сложным, что его исполняли только профессиональные, специально обученные танцовщики. Необычны были костюмы исполнителей, непохожие на современную им бытовую одежду. Танцевальный костюм состоял из трико (чулки, плотно облегающие ноги) телесного цвета и звериной шкуры через плечо.
Искусство пляски в Древней Греции достигло такого высокого уровня развития, что о ней был написан трактат — первое в истории танца исследование об этом виде творчества. Автор трактата — Лукиан размышлял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, которые предъявляются к человеку, решившему посвятить себя искусству пляски. От античных танцовщиков требовалось многое. Прежде всего, они должны были обладать хорошей фигурой: ни чересчур высоким, ни малорослым, ни толстым, иначе игра его будет неубедительна, ни чрезмерно худым, координированным, гибким и ловким. Кроме того, будущий танцовщик должен быть образованным человеком, помимо танца изучать множество других наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной. Пляска в целом есть не что иное, как история далекого прошлого и танцору необходимо знать все.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 21660;