Семейное законодательство XVIII в.


В 1721 г. православные христиане в России впервые получили возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и, дав им российское гражданство, привлечь к ее освоению. Однако по законам того времени шведы не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим устанавливалось правило (существующее в каноническом праве и в настоящее время), в соответствии с которым христианин другой конфессии вправе был вступить в брак с православным, дав подписку, что не будет обращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии.

В 1744 г. указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен, – гласит указ, – для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно»[23]. В 1830 г. повышается возрастной ценз для вступления в брак: до 18 лет у мужчин и 16 – у женщин.

В дореволюционной России не было единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство – и светское и каноническое – всегда строилось на основании религиозных правил. Поэтому лица разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между супругами регулировался законами Шариата, которые предусматривали в качестве оснований к нему взаимное согласие или волеизъявление мужа в одностороннем порядке.

Брак между католиками был нерасторжим, дозволялась только сепарация – судебное разлучение супругов. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли.

Протестантская Церковь допускала большую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни». По иудейским религиозным законам муж мог развестись с женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях.

Законодательство в этот период все активнее пытается регулировать личные отношения супругов. Местожительство жены определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, в противном случае она водворялась в дом супруга принудительно. Только ссылка мужа освобождала женщину от этой обязанности.

Имущественные отношения супругов с начала XVIII в. также меняются. С петровских времен приданое жены рассматривалось как раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Указ 1715 г. давал жене право свободно продавать и закладывать свои вотчины без согласия мужа. Единственным исключением было запрещение обязываться по векселю без согласия мужа. Но, не имея права подписывать векселя, замужняя женщина могла свободно выдавать заемные письма.

В ст. 109 Свода законов гражданских говорилось: «браком не создается общего владения в имуществе супругов, каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную собственность». Согласно ст. 115 Свода законов гражданских жена имела право свободно распоряжаться имуществом, не требуя от мужа дозволительных или верительных писем, а ст. 112 разрешала супругам заключать между собой любые сделки. Муж мог распоряжаться имуществом жены только по ее доверенности как обычный представитель.

Право на содержание признавалось только за женой, которую муж обязан был содержать «по состоянию и возможностям своим» (ст. 106). В начале ХХ в. Свод законов был дополнен ст. 106, в соответствии с которой жена сохраняла право на содержание даже при уклонении от совместной жизни с мужем, если таковая была признана судом невыносимой по вине последнего.

Отдельной собственностью жены признавалось ее приданое, а также имение, «приобретенное ею или на ее имя во время замужества через куплю, дар, наследство или иным законным способом» (ст. 110). Приданое рассматривалось как имущество, которое жена или за нее другие лица назначали супругу в пользование для поддержания «тягостей брачной жизни». Тем более, что в результате совместной жизни супругов приданое переходило во владение мужа. В ряде случаев оно становилось штрафом за развод по вине жены.

Раздельность имущества супругов предопределяла их ответственность за долги: ни один из них не отвечал за другого. При этом неприкосновенной собственностью жены считались женские платья и белье, половина мебели, находящейся в общем с мужем доме, а также половина всей «служащей в хозяйстве» посуды, столового серебра, экипажей, лошадей и упряжки. Из смысла ст. 116 вытекает, что супруги могли как до брака, так и после его заключения «войти в соглашение» относительно определенного имущества, принадлежащего тому и другому. В любом случае подобного рода договор оформлялся посредством акта, совершенного нотариусом. Под страхом признания этого договора недействительным о нем в обязательном порядке упоминалось в акте бракосочетания.

В XVIII в. незаконнорожденные дети наследовали состояние матери, однако дети дворян не получали дворянства, хотя нередко оно им жаловалось императорским указом. Отец обязан был содержать незаконнорожденного ребенка и его мать, но это содержание рассматривалось не как алименты, а как возмещение вреда. Воинский артикул 1716 г. обязывал холостого человека, чья незамужняя любовница родила ребенка, доставлять ей и ребенку средства к существованию. Одновременно предусматривалось и уголовное наказание за такой проступок. Требование о назначении содержания рассматривалось не гражданским, а уголовным судом как гражданский иск в уголовном процессе.



Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 2642;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.