Теоретические и исторические


 

Разделение всех наук (и их методов) Поппер проводит по этим двум «пересекающимся» основаниям. Прежде всего, он говорит о «значительной разнице» между естественными и социальными науками в первую очередь в их методах, считая другие различия скорее количественными, чем качественными. Среди других различий философ имеет в виду специфику в проведении социальных экспе­риментов, в применении количественных методов, метода «логического или рационального построения» («мысленного моделирования») – поскольку в большинстве социальных ситуаций есть элемент рациональности.

Имея в виду второе из названных оснований для разделения наук, Поппер отмечает, что «не нужно отказываться от фундаментального различия между теоретическими и историческими науками... Это – различие между интересом к универсальным законам и интересом к конкретным фактам... для истории характерен интерес к действительным, единичным, конкретным событиям, чем к законам или обобщениям»(Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 10, с. 49).

Таким образом, теоретические науки, согласно Попперу, главным образом заняты поиском и проверкой универсальных законов, исторические же науки, принимая последние как нечто, не требующее доказательства, занимаются главным образом поиском и проверкой единичных суждений. Это, во-первых.

Во-вторых, настоящий интерес к причинному объяснению единичного события проявляет только историк. В теоретических же науках причинное объяснение служит в основном другой цели – проверке универсальных законов.

В-третьих, универсальный закон и отдельные события равно необходимы для любого причинного объяснения, но за пределами теоретических наук универсальные законы обычно не вызывают большого интереса. Это, – говорит философ, – подводит нас к вопросу об уникальности исторических событий. Поэтому две задачи истории – распутывание причинных нитей и описание случайности их переплетений – одинаково необходимы и дополняют друг друга. Любое историческое событие можно рассматривать и как типическое, т.е. имеющее причинное объяснение, и как уникальное (Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 10, с. 49-50).

Итак, согласно Попперу, деление наук на естественные и социальные – с одной стороны, не совпадает с их делением на теоретические и исторические – с другой стороны. Вместе с тем, он вводит внутренний критерий для характеристики каждой науки на основе таких полярных понятий как «теоретическое» и «эмпирическое». Так, например, философ полагает, что «социология, как и фи­зика, – это отрасль знания, которая стремится быть одновременно и теоретической и эмпирической... Отсюда следует, что определенные методы – предсказание с помощью законов и проверка законов посредством наблюдения – должны быть общими для физики и социологии. С этим подходом я полностью согласен» (Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10, с. 69).

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 79;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.