Упражнение «Автонатюрморт»


[авторское упражнение Н.Н. Гавриленко]

Предлагается нарисовать себя как натюрморт. Что и как будет нарисовано, значения не имеет.

 

То, что меня выражает   То, чего я боюсь, не люблю

На обратной стороне листа нужно написать о каждой детали то, что это для вас – на рациональном, аффективном, физическом, социальном, духовном уровне.

Упражнение «Круг субличностей»[77]

Субличностями в системе Роберто Лассаджоли были названы внутренние голоса. Их количество и особенности могут быть различ­ными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания всей личности. Эти упражнения помогают распознать идентифицировать свои внутренние голоса.

А. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «чего бы мне хотелось ко дню рождения», поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания: не болеть, быть хорошим родителем; иметь много денег; закончить учебу; достигнуть успеха в работе, бизнесе; любить; быть любимым; получить хорошее образование и т. д.

Б. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда чита­ли список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас несущест­венны?

В. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), посмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «ка­таться на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее – «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выде­лите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность: «Что подумают люди?»

Г. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, централь­ная часть которого – Ваше Я. А в самом кольце поместите те пять-шесть субличностей, которые являются вашими желаниями.

Д. Нарисуйте цветными мелками символы, отражающие ваши же­лания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Е. Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Ле­карь, Знаток. Другие могут быть романтичнее: Девушка из провин­ции, Лель, Мисс Божество и т. д. Важно придумать свои собственные названия, имеющие для вас особый смысл.

Ж. Теперь раскрасьте свое Я.

Упражнение «Обратная сторона медали»[77]

Вы уже многое узнали о себе и других членах группы. Многое мы смогли понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участни­кам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим комплексом, внутренним барьером или иной помехой. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно.

Упражнение «Ассоциации»[32]

Предлагается написать свои ассоциации на следующие темы (также можно нарисовать):

1. Я – дорога

2. Я – автомобиль

3. Я – шестимесячный ребенок

4. Я – мама шестимесячного ребенка

5. Я – снова шестимесячный ребенок

6. Я – снова мама шестимесячного ребенка

7. Я – двухлетний ребенок

8. Я – такой, какой я есть сейчас

 

Упражнение «Заброшенный магазин»[91]

Руководитель дает участникам следующие инструкции. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что вы поздно вечером спокойно идете по городской улице, осматриваясь по сторо­нам. Что вы видите? Какие до вас доносятся звуки? Запахи? Вот вы замеча­ете боковую улочку. Сверните в нее. Продолжая свой путь по ней, вы видите старый заброшенный магазин. Стекло в витрине грязное, но, если как следует присмотреться, можно заметить, что там что-то оставлено. Попробуйте ра­зобрать, что это. Потом идите дальше, пока снова не окажетесь на централь­ных улицах. После этого возвращайтесь к реальности, то есть к группе.

Далее участникам предлагается следующее. Опишите предмет, который вы увидели в витрине заброшенного магазина. Станьте этим предметом и говорите как бы от его имени. Попытайтесь ощу­тить, что значит быть всеми покинутым. Как вы себя чувствуете? Почему вас оставили в витрине? Каково вам приходится в качестве этого предмета? Че­рез несколько минут снова станьте собой и еще раз осмотрите оставленный в витрине предмет. Замечаете ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли вы сказать о нем еще что-либо?

Так продолжается до тех пор, пока все участники группы не получат возможность идентифицировать себя каждый со своим забытым предметом.

Упражнение «Судно, на котором я плыву»[77]

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...

А теперь пойдем дальше... Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и «Наутилуса» капитана Немо...

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием красок, оснасток: знайте, что любое из этих судов может быть вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь ни капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите – здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?

Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут.

Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня: наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело…

Упражнение «Дом моей души» [77]

Опустили руки, мягко прошлись по правой руке, ей стало хорошо. Мягко прошлись по левой руке, внимание на кисти рук – они сразу стали большими, теплыми. Мягкими, большими, теплыми. Свободные плечи, действительно ли они свободны? Расслабились лицевые мышцы, в голове появляется легкий туман, мягкая, спокой­ная пустота. Ноги не напряжены, просто взгляните на них, мягкие, свободные ноги – и забыли про них. Мягкое дыхание... Глубоко вдохните и выдохните. И почувствуйте воздух, который проходит через ноздри, – немного прохладный, и выходит – вы чувствуете его: он та­кой же теплый, как и вы. И мир становится волшебным, легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабленность, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий, теплый туман поднимается уже к ва­шим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимается выше, к вашим бедрам, к кистям рук и растворяет вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми. Нет тела, нет границ. Теплая вода под­ходит уже к вашим плечам... Чем дышите вы? Легкостью, голубизной. Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша приподнялась и взлетела над поверхностью этого голубого океана и полетела в легком воздухе – в небо, высоко, в голубизну. Вы раски­нули руки, вы летите и дышите полной грудью. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами – под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь оглохнуть на облаках, и они при­мут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исче­зать в глубине – и вылетать из облаков, наслаждаться своей свобо­дой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролегая над рекой, пролетая над зелеными полями с удиви­тельно красивыми цветами, найти то место на земле, где вам так хоро­шо. Ваше любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это вы­бираете вы. У кого-то это тихий лесной ручеек, поляна, где растут цветы. Ты ляжешь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе и от­крылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать – ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе свою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, прохладный туман, где одиноко, где чистый и прохладный воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте – возможны чудеса.

И на этом месте, месте, которое выбрал ты, ты построишь дом. В твоем распоряжении – все. Что ты выберешь, что захочешь ты – то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении, его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? Будут ли там глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих подвалах? Или это будет легкий дом, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут большие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями? Каким будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее.

Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважения перед таким входом? Или это будут невы­сокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько этажей будет в этом доме? Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.

Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые шевелит ветерок, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, кото­рые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли лю­ди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить? А что вокруг твоего дома – посмотри...

Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава, цве­ты? Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено? Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место и, если это хорошие чувства, знай, что бы ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на Земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги те­бе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой – и ты часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...

Упражнение «Проблемы» [77]

В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна­руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от­кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер­шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во­время. Стало быть, все в наших руках.

Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно­му), а затем рассказать о них. После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом­нить о своих:

- боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

- стремлении обвинить в своих проблемах других.

Далее психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста­вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения.

В высказываниях чаще всего фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за ней психологическую проблему.

Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото­виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела?

Ответы часто похожи: «Лень».

Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом эта­пе разговор следует вести не па личностном, а на абстрактном уров­не – «со всеми такое бывает».

Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ­ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их но принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.

Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы­зывают какие-то ощущения...

Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит?

Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не­что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не­что называется психологическими защитными механизмами.

Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поста­вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо­чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го­лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность».

«Выбрасывая» это суждение – спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, – ведущий втягивает группу в дискуссию.

Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему.

Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про­изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя­ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы.

Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недостатков (или наоборот). Наше подлинное знание – то, что мы открываем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я владею, – и хорошим, и плохим – часть моего Я. Все это важно для меня, служит моим потребностям».

 

Упражнение «Написание психологического автопортрета»

(авторское)

Прошлое Настоящее Будущее

-------------------------------------------------------------------------------------

Поставьте на этом жизненном отрезке значок, где вы находитесь сейчас. Какая часть жизни уже пройдена, какая впереди?

Прошлое

Поделитесь своими мыслями о прошлом.

Где ваши истоки, что происходило в детстве, в ранние годы?

Пусть и малые, но отметьте и добрые, и дурные свои следы – кому вы принесли счастье, а кому боль? Что вы принесли себе? Что вы принесли близким?

Что после вас может остаться будущему? Каков ваш потенциал, чтобы оставить добрый след позже – что вы накопили – физически (ваше здоровье), душевно (ваши теплота и уравновешенность), интеллектуально (круг и глубина знаний), духовно (ваши культура, высота и мудрость)?

Настоящее

Что происходит в настоящем, что вас занимает, увлекает сейчас?

Кто я? Какой я?

Мои сильные стороны…

Мои слабые стороны, которые мне хотелось бы изменить…

Никто не знает, что я …

Мои ценности…

Радости (что больше всего радует, приводит в хорошее расположение духа)…

Огорчения (что раздражает, что подавляет, приводит в скверное настроение)…

Каков я в межличностных отношениях?

Хорошо ли знают меня другие люди?

Легко ли им понимать меня?

Знаю ли и понимаю ли я себя сам?

Помогаю ли я другим лучше понять себя?

Есть ли во мне что-то, в чем я боюсь признаться даже самому себе?

За что меня ценят на работе (учебе)?

За что меня можно критиковать?

Будущее

Что будет в вашем будущем, ваши цели и мечты?

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Что поможет мне достичь моих целей (мои ресурсы)?

Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

Мои жизненные и профессиональные планы – как я буду использовать свою энергию и время:

Что буду делать для физического аспекта - красоты, здоровья (тело)?

Что буду делать для своей работы, увлечений, карьеры (деятельность)?

Для семьи, друзей (контакты)?

Для своего будущего, для творчества (фантазии)?

И в заключение –

Я самый…

Мои главные достижения…

Мои главные цели в жизни…

Девиз моей жизни…


Приложение 3

Примеры упражнений блока «Я и мы» программы развития самосознания

 

Упражнение «Встреча двух волшебников» [77]

Игру можно проводить как в парах, так и в командах. Опишем иг­ровую ситуацию, предлагаемую для пар.

Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул, у каждого участника – 10 синих и 10 белых карточек, а также индиви­дуальный бланк результатов (бланки идентичны приведенным выше).

Однажды в темном дремучем лесу, таящем множество опасно­стей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них дер­жал в руках волшебный жезл – свое главное «орудие» колдовства. Ни один из них не знал, кем является другой: злым или добрым вол­шебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл.

В этой игре вам придется решать, как поступить в том или ином случае. В зависимости от выбора – твоего собственного и выбора твоего партнера – складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.

 

1-й волшебник 2-й волшебник 1-й волшебник 2-й волшебник
Поднять жезл Поднять жезл -3 -3
Поднять жезл Опустить жезл +5 -5
Опустить жезл Поднять жезл -5 +5
Опустить жезл Опустить жезл +3 +3

 

Что означает эта таблица? Если оба волшебника поднимают жез­лы (т. е. они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по 3 балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый получает 5 баллов, а второй столько же теряет. И наконец, если оба волшебника решают просто мирно поговорить друг с другом, не ис­пользуя магические жезлы, то они получают по 3 балла. В нашей игре будет 10 ходов. Через каждые 30 секунд (при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по 1 карточке: синяя означает поднятие жезла, белая – отказ от его использования. Увидев решение своего партнера, каждый игрок за­полняет свой бланк игры. Ваша задача – набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количест­во баллов.

Результаты игры при любом варианте ее проведения необходимо обсудить с группой.

Упражнение «Все мы»[77]

«Все мы» – это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутство­вали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много при­ятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.

Упражнение «Продолжи фразу»[74]

Каждому участнику предлагается продолжить три фразы, обращаясь к своему соседу справа: «Ты более меня…», «Ты менее меня…», «Мы с тобой в равной степени…».

Упражнение «Каким меня видят окружающие?»[74]

Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».

Упражнение «Дорисовывание портрета»[75]

У всех участников карандаши разных цветов. Один участник начинает рисовать свой портрет, по сигналу ведущего передает его следующему и т.д. по кругу. В итоге к каждому возвращается его портрет глазами группы.

Упражнение «Записки»[75]

Предложите детям написать записки и скажите, что они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее подготовленную пустую бутылку. Содер­жание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посе­тили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время занятий. В по­следний день бутылка вскрывается, записки вынимаются, тренер зачи­тывает их вслух. Зачастую можно прочесть очень любопытные вещи.

Упражнение «Эмиграция»[75]

Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Пред­положим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать с роди­телями в другой город или перейти в другую школу в связи с обменом квартиры). С одной стороны, это всегда интересно: новые обстоя­тельства, новые знакомые, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас свя­зывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные от­ношения?

А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу)? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два списка имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После это­го вы соберетесь в группы по 3-4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать.

 

Упражнение «Окно Джогари»[20]

Сначала ведущий проводит информирование участников:

Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы откры­ты для других. Взаимосвязь между самопознанием и само­раскрытием наиболее отчетливо представлена в модели, ко­торую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграм.

 

    То, что я знаю о себе То, чего я не знаю о себе
То, что другие знают обо мне Арена Слепое пятно
То, чего другие не знают обо мне Видимость (скрытая область) Неизвестное бессознательное

 

Каждый человек несет в себе как бы четыре «простран­ства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содер­жания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («про­странство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» – это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например привычка перебивать говорящего на середине слова, кото­рую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» – это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности раз­вития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

Когда мы ведем себя открыто, другие получают возмож­ность узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания – понимания самого себя. Увеличивается «Аре­на» – уменьшается «Неизвестное», его место занимает «По­нимание». Открываясь другим, мы приобретаем то, что дру­гие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их. Безусловно, способность быть открытым зависит как от степени осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Было бы аб­сурдно требовать от нас раскрываться перед каждым встреч­ным. Но мы в любых ситуациях можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремле­ние к открытости каждого из нас открывает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть свое «Я», принять себя, сформировать целост­ный образ «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь в путь к себе!

Затем каждому участнику предлагается распределить 100% на приведенные в окне Джогари области два раза:

1. «Я сейчас…»

2. «Я хочу…»

После проводится обсуждение: что нужно сделать для гармонизации «Я сейчас…» и «Я хочу…».

 

Упражнение «Я и мой мир вокруг меня»[77]

Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что нас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».

Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Упражнение «Черное и белое кресло»[36]

Вариант А.

Отдельно от круга, но так, чтобы всем бы­ло хорошо видно, поставить два кресла, од­но из них накрыть белым материалом, дру­гое – черным. Предложить одному из участ­ников занять белое кресло, все остальные члены группы по очереди садятся в черное кресло и говорят участнику, занявшему бе­лое кресло, о его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Сидящий в белом крес­ле может попросить уточнить то или иное вы­сказывание, задавать дополнительные вопро­сы, но не имеет права на отрицание или на оправдание.

Вариант Б

Так же, как в варианте А, только один из членов группы занимает черное кресло, а все остальные участники, по очереди садясь на белое кресло, должны, характеризуя сидяще­го напротив, называть только его положительные качества.

Упражнение «Ассоциация»[96]

Участники говорят, кого им напоминает данный человек. Набор ассо­циаций может быть свободным, а можно придерживаться следующего списка: растение, погода, мебель, животное. Метод выбран как наименее болезненный для личности, здесь оценки даются в косвенной форме. Каждый участник по очереди становится предметом обсуждения, при этом он занимает стул в середине.

Упражнение «Мнение»[36]

Участники делятся на две равные под­группы, встают, образуя два концентрических круга. Члены группы, стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, стоящим во внешнем, и встают друг напротив друга. Затем член каждой пары, стоящий во внутреннем круге, начинает тихо говорить партнеру, как он его воспринимает, какие чувства он вызывает, какие личные качества тот проявляет в группе и т. д. По сигналу веду­щего внутренний круг сдвигается вправо на одного участника. Первая часть процедуры за­канчивается, когда участники, пройдя по кру­гу, вернутся в исходную позицию. Во второй части процедуры аналогично высказывают свое мнение члены группы, стоящие во внеш­нем круге. В заключительной части процеду­ры ведущий предлагает участникам в течение 5–10 минут продолжить беседу, свободно вы­брав себе партнера в любом месте помещения.

 

Упражнение «Значимые люди»[75]

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это мо­гут быть не обязательно те, с кем он постоян­но общается в настоящее время, но непре­менно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, веду­щий просит участников группы по очереди по­казывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

Ø кто они;

Ø чем значимы для подростка, чем дороги;

Ø так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;

Ø хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благо­дарности).

Если кому-то из участников группы действи­тельно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Упражнение «Представьте себя ребенком»[20]

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запро­граммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя.

Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

Упражнение «Мои убеждения»[75]

Вспомните как минимум 4 ваших убеждения, сформированных в детстве. Они могут быть как ошибочными, так и помогающими вам строить взаимоотношения. Закончите следующие фразы:

Я _______________________________________________(каков?)

Жизнь это_______________________________________________

Женщины _______________________________________(каковы?)

Мужчины _______________________________________(каковы?)

Теперь закончите следующее предложение:

Поэтому я должен________________________________________

 

Упражнение «Семейный портрет»[3]

Воспользуйтесь медитативной техникой. «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Представьте, что вы спускаетесь по лест­нице – лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказывае­тесь в комнате. Как выглядит эта комната – большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в нем находится рядом с вами? Посмотрите внимател<



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 169;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.059 сек.