Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет»

ЭТИКА - это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ейюз» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Впоследствии Аристотель (384- 322 гг. до н. э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятия «этика», «этический», чтобы обозначить ими группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ. Так впервые появился этот термин в науке. Однако Аристотеля не следует считать первым «этиком». Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимались Платон (428-348 гг. до н. э.) и Сократ (469-399 гг. до н. э.). Таким образом, и V веке до нашей эры этические учения начинают занимать важное место в духовной культуре, что явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. Мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующих столетиях.

Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры (У-ХУ вв.) Но во взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.) доминировали христианские догматы в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви.

В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце XVIII века. Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человеческой деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, литературоведов и в ряде других наук, которые непосредственно касаются изучения человека [81].

Этическая мысль конца XIX и всего XX веков представляет собой довольно пеструю картину: она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духовных исканиях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.

1. ЭТИКА - учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь).

ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни [17].

Однако есть и второе значение этого слова.

2. ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка,- М.: Русский язык, 1988).

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики [92].

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

МОРАЛЬ (от лат. «тогаНз» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей [84]. Специфика норм морали заключается в следующем:

• ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях,

• моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.

НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. В отечественной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и ДР- [17].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии.

Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.

Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.

ЭТИКЕТ (от франц. е^иейе - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости [84]. Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.

Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете.

Основы же современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы [17].

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью? Аргументируйте свой ответ (при затруднении см. приложение № 1,п. 2).

2. Педагогическая этика как научная дисциплина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя [109]. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Педагогическая этика осуществляет эмпирико-описателъную, теорети- ко-философскую и нормативную функции, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Основные задачи педагогической этики:

• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

• исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися,

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др. Схема понятий педагогической этики приведена ниже.

ПКДАГОГИЧКСКЛЯ ;*тикл категории педагогической этики
/      
педагогическая справедливость профессиональная честь ирофесснона.-п, кий долг совесть
             

 

 

содержание педагогической этики

 

З.Педагогическая этика в контексте исторического развития

Анализ этико-педагогических идей прошлого показывает, что уже в древности существовали как их сторонники, так и противники. Так, Демокрит призывал строить процесс воспитания, сообразовываясь с природой ребенка. Среди методов воспитания представлены скорее методы взаимодействия и убеждения, чем наказания и принуждения. Этический рационализм отличает взгляды Сократа: требования к воспитателю и ученикам едины - это задача самопознания («познай самого себя»).

Вопросы профессиональной этики учителя впервые поставил М. Квинтилиан. Он не рекомендовал использовать принуждение в обучении. Учитель должен пробуждать положительные чувства ребенка, поощрять его просьбами и похвалами, радоваться его успехам.

Подробно рассматривает вопросы педагогической этики Я.А. Коменский (1592-1670), обращая особое внимание на взаимоотношение педагога и воспитанника. «Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного или благочестивого учителя».

Проблеме нравственных аспектов воспитания, гуманного отношения к детям особое внимание уделяли Ж.Ж. Руссо (1712 - 1772), И.Г. Песталоцци (1746-1827), Я. Корчак (1878-1942). Они были уверены, что любовь учителя к детям может решить все проблемы воспитания.

В истории отечественной этико-педагогической мысли данные вопросы были глубоко изучены теоретически и практически в работах К.Д. Ушинско- го, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского: только тот педагог может считаться профессионалом, который обладает педагогическим тактом, уважает личность воспитанника, стремится развивать в ребенке все лучшее через привитие ему опыта добрых дел. В.А. Сухомлинский писал об этом так: «В школе должны быть человечные, гуманные отношения между воспитателем и его питомцами. Страшным злом является встречающая ещё грубая, бесконтрольная власть воспитателя - будь то педагог или родитель».

Научное исследование проблем педагогической этики учителя активизировалось в 60-90-е годы, когда профессиональная этика стала предметом межнаучных исследований. Вопросы профессиональной и нравственной культуры педагога, его социальной ответственности перед обществом за воспитание ребенка, проблемы сущности педагогической морали стали наиболее актуальными для субъектов педагогической деятельности данного периода. Так 80-е годы породили новое направление в педагогике, получившее название «педагогика сотрудничества», в основе которой лежит главный принцип: паритетное отношение сторон, взаимоуважение и взаимопонимание, учет морально-правовых норм в процессе общения. Целеполагающей идеей педагогики сотрудничества являлось стремление педагога помочь ребенку пережить радость познания, стимулировать его активность и творчество.

Таким образом, педагоги прошлого (П. Абеляр, Э. Римский, Ж. Жерсон, С. Френе и др.) и наши современники (Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик, Я.С. Котингер, И.И. Чернокозов, Л.Л. Шевченко и др.) сформировали общие аспекты этики педагогического профессионализма современного учителя: уважение личности ребенка, его достоинства, постоянное проявление любви к ребенку в процессе обучения и воспитания.

4. Основные категории педагогической этики

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ - это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики [109].

В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.

В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:

■ педагогическая справедливость,

■ профессиональный педагогический долг,

■ профессиональная честь и совесть,

■ достоинство,

■ педагогический авторитет, ■ самодисциплина.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса и их правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учителя быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».

Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ. В данном понятии фиксируются служебные обязанности. Их осознание побуждает личность относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональный педагогический долг понимается как превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого педагога. Категория долга тесно связана с такими понятиями, характеризующими моральную деятельность учителя, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Профессиональный долг педагога основывается на осознании морального долга: это ориентация на безусловное уважение личности ребенка и требовательности к нему, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм, регулирующих процесс воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ. В данном понятии выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости составляет основу профессионального достоинства личности, самооценку ее деятельности. Профессиональная честь - это понятие морального сознания (сходно с категорией «достоинство»). Понятия профессиональной чести и профессионального достоинства дополняют друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности в конкретных условиях той или иной профессии. Понятие профессиональной чести предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к личности ту меру уважения, которую он заслужил со стороны всех участников педагогического процесса - учителя, учащихся, родителей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости. Профессиональная совесть - это категория этики, отражающая взаимосознание и моральную ответственность личности перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо. Совесть - наиболее совершенная форма самоконтроля. Профессиональная совесть учителя - это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ. Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного педагога.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравственность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия? Составьте схему этих понятий.

2. Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики»: предмет, задачи, функции, основные методы исследования.

3. Восстановите в памяти общую историческую картину развития этико- педагогической мысли с античности до наших дней.

4. Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «профессиональный педагогический долг», «совесть» и др., приведенные в п. 1.4. Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины педагогической этики с терминами теории воспитания.

5. Необходимо ли было Робинзону Крузо, находящемуся на необитаемом острове, следовать принципам морали? Обоснуйте ответ.

6. Каковы функции профессиональной морали? В чем сущность профессиональной этики?

7. Существует мнение, что тот, кто добр, - свободен: от корысти, от страха, от условностей. Справедливо ли обратное утверждение: кто свободен, тот добр?

8. Раскройте смысл основных категорий педагогической этики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

«Этика: становление и современность» (при подготовке сообщения используйте пособие: Попов Л.А. Этика: Курс лекций. М.: Центр, 1998,- С. 10- 27, 30-32),

«Этические идеи средневековой педагогики» (при подготовке сообщения используйте учебное пособие: Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997,- С. 39-43),

«Основные положения педагогической этики в деятельности В.А. Сухо- млинского» (при подготовке сообщения используйте книги данного автора: Как воспитать настоящего человека. М., 1989; Сердце отдаю детям. М., 1989).

2. Выделите основные положения педагогической этики, имевшей место в деятельности учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.).

3. Групповой анализ предложенной ситуации:

- анализируя взгляды ваших сокурсников на описанную ситуацию, отметьте внешние и внутренние мотивы такого поведения ребенка и взрослого,

- сравните, если это возможно, вашу реакцию в такой ситуации с позицией поведения вас как ребенка и как воспитателя.

«Это было в 6 классе (сложный период для нашей страны, большинство товаров приобреталось по талонам, в том числе и школьные тетради. На каждого ученика было положено определенное количество тетрадей на четверть. На их покупку каждая школа выдавала талоны со штампом своей школы. Но тетрадей все равно не хватало). Наш класс дежурил по школе. Меня и еще одну девочку попросили что-то взять в учительской. Мы зашли в учительскую, там никого не было. На столе мы увидели штамп нашей школы. У нас сразу появилась мысль воспользоваться этой ситуацией. Мы взяли по листку бумаги и стали ставить штампики... Мы очень увлеклись и не заметили, как в учительскую вошла учительница и увидела нас за этим занятием.

Она поругала нас, но не грубо. Затем отобрала листки со штампиками и отправила нас на дежурство. Я испытывала стыд, боялась, что учительница всем расскажет о нашем проступке. Но она никому не сказала. Меня еще долго мучила совесть, но я благодарна учительнице, что она промолчала.

Я и теперь думаю, что поступила тогда нехорошо. Но сама жизненная ситуация того времени толкнула нас на этот проступок. Видимо, учительница это тоже понимала, в какой-то мере в душе нам сочувствовала, поэтому, наверное, никому об этом не сказала».

ЛИТЕРАТУРА

2, 17, 21, 33, 37, 40, 46, 47, 50, 76, 77, 81, 84, 98, 99, 101, 103, 104, 105, 106, 109, 126.

Тема 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

План темы

1. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия.

2. Нормативно-правовые документы о правах ребенка.

3. Воспитание школьников в духе прав человека.

1. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия

Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их родоначальниками некоторые считают представителей современной гуманистической психологии и педагогики (Ш. Бюлер, А, Маслоу, К. Роджерс). Однако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах выдающихся ученых-просветителей многих стран мира. В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.

Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в целом складывается из трех основных составляющих'.

• правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,

• гуманистическое воспитание,

• гуманизация образования.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую.

Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной стороны, принятие и соблюдение законов, а с другой - соответствующее воспитание [123].

Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в направлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.

Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.

Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ребенка. Результаты неутешительные:

1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе «администрация - учитель - ученик».

2. В школах широко практикуются различные виды насилия над учащимися.

Виды насилия:

• физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются учащиеся младших классов - 22%, 5-6 кл. - 5%. Это удар указкой, линейкой, книгой и др. предметами,

• словесное оскорбление - в большей степени используется по отношению к учащимся 5-6 кл. - 56%, начальной шк. - 42%; 7-8 кл. - 30%. Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей,

• публичное унижение - оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большой степени подвергаются учащиеся младших классов - 70%, 5-6 кл. - 15%, 10-11 кл. - 0,5%.

• коллективное осуждение с унижением достоинства происходит при пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем или учителями, могут вовлекаться и родители. Начальная школа - 60%, 5-7 кл. - 40%.

• шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения. Лидируют по данному показателю учащиеся 7-9 кл. - 70%, 10-11 кл.

- 40%,

• наказание трудом - наиболее завуалированная форма. Начальная школа

- 92%, 5-9 кл. - 82%, 10-11 кл. - 15%.

Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно.

Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах страны [118], показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% опрошенных учащихся оскорблены тем, что «большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта».

Но существует и другая, не менее сложная, проблема. Провозгласив гуманистический принцип, педагог любого учебного заведения поставил себя в ситуацию острых постоянных противоречий ежедневной школьной и вузовской реальности: уважение ученика со стороны учителя ни в коем случае не гарантирует уважения учителя со стороны ученика - более того, даже создает опасность формирования потребительского отношения к педагогам, как бы обслуживающим детей [123].

Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти лишь зная нормативно-правовые документы, где человек признается как наивысшая ценность жизни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики?

Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.

Причины:

- педагог долгие годы воспитывался на традициях авторитарной педагогики и не подготовлен к работе в новых условиях (учитывая, что и в школе, и в вузе работает старшее поколение: каждый третий учитель и каждый пятый профессор - пенсионер или близок к этому возрасту),

- происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов; только 34,1% признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,

- многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,

- общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию

подрастающего поколения.

2. Согласны ли вы с данным утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».

Какова ваша точка зрения на эту проблему?

2. Нормативно-правовые документы о правах ребенка

Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия документов, законодательно определяющих права ребенка:

1924 г. - принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги наций,

1948 г. - Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека,

1959 г. - провозглашена Декларация прав ребенка, ставшая мощной моральной основой для реализации ее требований,

1989 г. - принята Конвенция ООН о правах ребенка (в нашей стране Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 г.)

Декларация (от лат. ёес1агайоп - объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, является рекомендацией. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (от лат. сопуепйоп - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Конвенция ООН о правах ребенка конкретизировала основные положения Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства правовую ответственность за их действия в отношении детей. Положения конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни. Конвенция - это документ высочайшего педагогического значения.

Статья 8 . Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не допуская противозаконного вмешательства.

Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим.

Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.

Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или

незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.

Статья 28. Право на образование на основе равных возможностей. Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

Авторитаризм в отношении к детям (как родительский, так и педагогический) - явление интернациональное. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на другой нравственно-правовой и педагогической основе. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только стало нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Педагогика требований, воспитания должна стать педагогикой доброжелательных отношений личностей - равноправных субъектов права.

Родитель и педагог должны сегодня знать, что права ребенка также защищены Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи: 5, 6, 32, 50, 51). В статье 15 Закона «Об образовании» говорится, что «применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающемуся воспитаннику не допускается».

Конвенция, как и Декларация о правах ребенка и Закон «Об образовании», провозглашает основополагающие принципы организации гуманистической жизни: свободу, неприкосновенность, равенство, созидание. Однако на практике данные принципы имеют и свои противоречия. Разрешить эту проблему педагогу помогут советы Н. Е. Щурковой [123].

СВОБОДА Профессиональная свобода педагога постоянно наталкивается на стену сопротивления учащихся: им кажется, что учитель ущемляет их свободу. Предоставление же свободы воспитанникам перечеркивает все педагогические замыслы учителя. Разрешением данного противоречия может стать договор, отражающий коллективное осмысление и принятие определенных норм и правил поведения. Договор способствует пре

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ХОККЕЙНО - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТРАСТИ | 

Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 1862;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.047 сек.