Передача объемности формы светотенью. Значение освещения для восприятия цвета предметов
Для того чтобы в рисунке передать иллюзию объемности предмета, используют законы линейной и воздушной перспективы, контраст света и тени.
Густота, резкость или мягкость теней, количество переходных градаций зависят как от формы предмета, так и от характера освещения (его силы, направленности по отношению к освещаемому предмету). На более объемных, выпуклых формах тени гуще, на более плоских — менее выражены.
Тени на самих предметах называются с о б с т в е н н ы м и, а тени отбрасываемые на поверхность, — падающими.
Зрительный анализатор человека устроен таким образом, что не воспринимает слишком слабые или слишком сильные раздражения. Поэтому на предметах очень светлого или очень темного цвета цветотеневые переходы малозаметны.
Среднее по интенсивности освещение поверхностей» окрашенных в цвета средней яркости, позволяет наблюдать богатые переходы от света к тени и наоборот.
Чем фон светлее или темнее предмета, тем хуже различаются на поверхности предмета нюансы цвета, тем меньше на нем по- лутеневых переходов. На предметах, окруженных фоном, близким к ним по светлоте, светотень богаче.
Затенение поверхностей меняет их цвет. Цвет предмета в тени отличается от цвета его освещенной части меньшей яркостью (он темнее).
При ярком освещении предметы так светлеют, что нюансы цвета (или цветовые оттенки) видны лишь в тенях. Предметы средней светлоты имеют при ярком свете много цветовых оттенков. Ярко освещенные темные предметы имеют больше цветовых градаций, чем при освещении средней интенсивности.
При слабой освещенности цветовые оттенки хорошо заметны только на очень светлых предметах.
Особенности освещенности при выявлении объема и цвета предметов
Выделяются три варианта освещения предметов: 1) лобовое (при котором свет падает на предмет спереди); 2) против света (источник света находится позади предмета); 3) боковое (предмет освещен с левой или с правой стороны, т. е. сбоку).
В первом случае на освещенном предмете почти не видно теней, зато цвет выделяется ярко, отчетливо. Во втором — на предмете, оказавшемся в тени, почти не видно света; цвет, потерявший свою яркость, становится трудноразличим; четко выделяется силуэт предмета.
В третьем случае на предмете резко обозначены свет и тени; цвет трансформируется в тенях; отмечается богатство рефлексов и бликов.
Таким образом, наиболее сложными являются условия бокового освещения, которые в изображении позволяют выявить объем предметов.
Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 119;