Обучение приемам воспроизведения пространственных отношений, глубины пространства в сюжетной композиции
Дети не ощущают трудностей при составлении композиции на заданный сюжет, поскольку у них нет отчетливого, целостного представления о ней. Обычно их усилия направлены на изображение каждого предмета в отдельности. Вследствие этого смысловые связи между предметами, которые надлежит отразить в рисунке, часто бывают утеряны или искажены.
Учитывая эти трудности, учитель строит свою работу следующим образом: сначала добивается, чтобы учащиеся отчетливо усвоили содержание предложенного для изображения сюжета, выделили в нем те отношения, которые будут отражены в рисунке. Для этого он использует работу с аппликацией. Дети передвигают по изобразительной поверхности готовые рисунки или их силуэты, воспроизводя определенную ситуацию из сюжета. С помощью учителя выделяются действующие лица в сюжете, главные и второстепенные объекты, которые объединяются в соответствии с изображаемым содержанием. После того как аппликация сделана, ее нужно зарисовать. Чтобы у детей на втором этапе не возникали большие трудности, нужно заранее, до работы над аппликацией, порисовать те предметы, изображения которых детям неизвестны или знакомы лишь как условно-схематические.
В соответствии с программой учащиеся рисуют на тему «Снеговик». Схема работы при обучении сюжетной композиции примерно такая. Вначале дети усваивают приемы изображения дома, деревьев без листьев, снеговика. Для этого по заданию учителя дети предварительно наблюдают эти объекты в натуре во время прогулки, рассматривают их изображения в иллюстрациях. На уроке учитель демонстрирует способы изображения этих предметов. После такой подготовки можно приступать к композиционной деятельности. Учитель предлагает детям сюжет: «Снеговик стоит во дворе перед домом. Рядом с домом растут два (или три) дерева (березы, сосны и ели). Забор загораживает деревья».
Все указанные отношения фронтально отрабатываются на магнитной доске или подвижной аппликации с помощью приготовленных заранее силуэтов снеговика, дома, забора и деревьев (рис. 9) . Элементы, составляющие подвижную аппликацию, в отличие от обычной аппликации, не приклеиваются на изобразительную плоскость, что позволяет многократно варьировать композицию изображения.
Учитель, складывая аппликацию, выделяет пространственные отношения: «Мы хотим рассказать в аппликации о снеговике, поэтому расположим его в середине листа. Снеговик стоит перед домом, а дом расположен за снеговиком. Снеговик з а г о р а ж ив а ет дом. Рядом с домом растут деревья. Забор з а г о р аживает деревья.
Что ближе всего расположено к нам? Забор, затем снеговик, а дальше дом и рядом с ним деревья.
Предметы, которые расположены ближе, поместим на листе бумаги ниже, а те, что находятся подальше —выше».
После того как аппликация будет выполнена, учителю нужно во фронтальном порядке закрепить этот речевой материал. Вслед за этим дети выполняют композицию на бумаге карандашом, затем раскрашивают свой рисунок гуашью.
Сюжет, который дети разрабатывают в аппликации и затем повторяют в рисунке, целесообразно связать с рассказом о зиме из книги для чтения в I классе школы глухих или из букваря для школ слабослышащих. Если в текстах рассказов из учебников пространственные отношения отражены слабо, нужно их обозначить при анализе картинок к рассказам. Наряду с этим учитель побуждает учащихся дополнить разрабатываемый сюжет своими наблюдениями.
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИИ ВОСПРИНИМАТЬ
И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ И КОНСТРУКЦИЮ
Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 111;