Скульптура классической Греции в IV веке до н.э.
Новые требования стали предъявляться к скульптуре: внимание к индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопос, Пракситель, Лисипп.
Скопос: его статуи запечатл. людей и богов в момент аффекта à стрмление передать чувства.
Пракситель: Афродита Книдская, Артемида и Гермес с Дионисом (просто классно)
Лисипп: "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов. Его новизна – показать не только эмоции сейчас, но и характер.
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)
Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено мусульманской религией).
В 726 году император Лев 3 обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.
Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели. Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. При новом императоре, Константине, допускалась только светская живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях.
К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Иконопочитание победило. Седьмой собор вернул иконам их прежнее положение.
Канон исконописи
Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой передачей физического облика.
Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.
Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.
Византийский иконографический канон регламентировал:
· круг композиций и сюжетов священного писания
· изображение пропорций фигур
· общий тип и общее выражение лица святых
· тип внешности отдельных святых и их позы
· палитру цветов
· технику живописи.
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени
После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.
Результатом этих исканий стали следующие установки:
Техника иконописи
В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской.
Техника станковой живописи была такова:
На кипарисовую доску или холст наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела, в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 92;