Высшая академическая школа графического дизайна


В настоящий момент чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей эффективного решения проблем в развитии профессиональной культуры. Одним из таких экспериментов является- образовательный проект Академии графического дизайна и Московского художественного училища прикладного искусства - Высшая академическая школа графического дизайна, который осуществляется с 1996 года. Одна из главных инноваций проекта состоит в вовлечении в педагогический процесс ведущих мастеров дизайна. Отделение "Графический дизайн" было организовано в 1998 году в рамках сотрудничества МХУПИ с Академией графического дизайна - творческой ассоциацией, объединяющей ведущих дизайнеров-графиков страны, внесших выдающийся вклад в развитие отечественного графического дизайна и имеющих высокую профессиональную репутацию. Академия графического дизайна является представителем России в Международном совете национальных ассоциаций по графическому дизайну ИКОГРАДА. В соответствии со своими уставными целями и задачами по содействию совершенствованию отечественного графического дизайна, повышению его культурного статуса и творческого уровня, по восстановлению и сохранению профессиональных традиций и ценностей, наращиванию духовного потенциала профессии и заботе о передаче опыта новым поколениям дизайнеров-графиков Академия графического дизайна совместно с Московским художественным училищем прикладного искусства и рядом московских вузов начала в 1997 году образовательный проект "Высшая академическая школа графического дизайна", ставший широко известным брендом, получившим признание в России и на международном уровне[1]. ВАШГД — это образовательный проект, объединяющий единой концепцией и одной командой педагогов два разных учебных заведения. Первое — Московское художественное училище прикладного искусства. По окончании его (после третьего курса) студенты получают государственные дипломы о среднем специальном образовании по специальности «Графический дизайн». Потом зачисляются в вузы, с которыми есть договора о сотрудничестве и ускоренном обучении по единым программам, как бы сразу на четвертый курс. Здесь они еще три года доучиваются до дипломов о высшем образовании. В качестве второй ступени побывали уже Московский государственный открытый педагогический университет, Национальный Институт Дизайна Союза Дизайнеров России и Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса. В настоящее время вторая ступень ВАШГД — это Национальный институт современного дизайна.

Фактически обучение на протяжении всех шести лет проходит, в основном, в одних и тех же стенах, под руководством одного и того же ведущего педагога, руководителя авторской творческой мастерской. По существу ВАШГД — это система творческих мастерских и мастер-классов лучших дизайнеров страны и окрестностей. Ведь ключевое звено в образовании — «кто» учит. У нас в стране нет ни настоящей дизайнерской школы, ни дизайнерской культурной традиции. Но есть люди. На них всё и держится[2].

Таблица 6 –

Сергей Иванович Серов с его уникальной ролью в отечественном и мировом графическом дизайне, многогранной деятельностью и масштабом личности не укладывается ни в какие рубрики, кроме авторской.
В качестве руководителей авторских творческих мастерских ВАШГД себя попробовали несколько мастеров. Борис Трофимов (трижды).  
Эркен Кагаров (дважды герой).
Андрей Логвин.
Евгений Добровинский.
Юрий Гулитов
Тагир Сафаев.
По ходу учебного процесса руководители мастерских в нужные для них моменты приглашают своих коллег — с отдельными курсами или мастер-классами, в качестве экспертов или консультантов.

 

Организация учебного процесса на Отделении "Графический дизайн" соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0514 "Дизайн (по отраслям)". При этом содержание подготовки по дисциплинам специализации наполняется творческим опытом известных профессионалов графического дизайна. Вовлечение в учебный процесс самых актуальных мастеров, творческих лидеров, занимающих активную профессиональную позицию на переднем плане развития отечественной проектной культуры, дает возможность делать акцент на получении знаний и умений "из первых рук".

Ведущими педагогами, руководителями авторских творческих мастерских стали Борис Трофимов, Эркен Кагаров, Андрей Логвин, Юрий Гулитов. Личный творческий опыт у каждого из них свой, весьма различны и педагогические траектории. Например, Кагаров пытается вводить в профессию через знакообразование, Логвин – через интуицию, художническое «я», Трофимов – через книжную культуру, Гулитов – через тотальный эксперимент. В мир дизайна входов много. «Стилей много – красота одна», – сформулировал этот по существу постмодернистский принцип ещё Константин Мельников.

Внутри учебного процесса ведущие педагоги в нужные для них моменты приглашают своих друзей – для смены ритма, творческой раскачки перед началом какого-либо этапа или как более классных специалистов по определенной теме или проектному жанру. Таким образом, «за компанию», с отдельными курсами, заданиями, мастер-классами, в качестве экспертов или консультантов в нашем проекте принимает участие практически вся действующая элита московского графического дизайна. Тем самым реализуется главный принцип получения знаний и умений в Школе – «из первых рук».

Концепция образовательного проекта содержит и такие важные компоненты, как введение студентов в актуальную художественную жизнь, включение в международные профессиональные программы. Студенты принимают участие почти во всех выставках и акциях, семинарах и конференциях, событиях художественной жизни, в которых участвуют их педагоги. Другими словами, как подсказывает жизнь и ИКОГРАДА, мы пытаемся всё делать вместе. Делать, что должно, и ждать, что будет. Это модернистский дизайн исходил из того, что мир – машина для жилья, что его можно и нужно «расколдовать». А для постмодернизма мир – непостижимая тайна. Поэтому вместе со студентами мы отправляемся на поиски ответов, которые и сами не знаем

Педагогика ВАШГД базируется на таких предпосылках как:

1. Создание режима наибольшего благоприятствования для авторских педагогических поисков;

2. Перенос центра тяжести на личный, субъективный опыт и творческую интуицию ведущих мастеров;

3. Апробирование широкого спектра проектов и создание многомерного инновационного пространства;

4. Формирование нового, динамичного стиля обучения, новой педагогической культуры;

5. Погружение студентов в актуальную художественную жизнь профессии;

6. Стимулирование собственной активности студентов, развитие способностей к самообучению, к самостоятельным поискам;

7. Встраивание в международные учебно-образовательные проекты и программы.

Выпуски специалистов со средним профессиональным образованием Отделения "Графический дизайн" МХУПИ в рамках проекта Высшая академическая школа графического дизайна состоялись: в 2001 году - Творческая мастерская Андрея Логвина, в 2003 году - Творческая мастерская Бориса Трофимова, продолжающая в настоящее время учебный процесс в Московском институте туризма, рекламы, шоу-бизнеса , в 2004 году - Творческая мастерская Юрия Гулитова, продолжающая в настоящее время учебный процесс в Национальном институте современного дизайна. Выпуски специалистов с высшим образованием в рамках проекта "Высшая академическая школа графического дизайна" состоялись: в 1999 году в Московском государственном открытом педагогическом университете (Творческая мастерская Бориса Трофимова, выпускники МХУПИ с перепрофилированием в области графического дизайна); в 2001-м и в 2004-м годах - в Национальном Институте Дизайна Союза Дизайнеров России (Творческие мастерские Эркена Кагарова). В настоящее время на Отделении "Графический дизайн" МХУПИ обучаются студенты Творческих мастерских Евгения Добровинского, Андрея Логвина (1 курс МХУПИ) и Тагира Сафаева (3 курс МХУПИ).

Организация учебного процесса на Отделении "Графический дизайн" соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0514 "Дизайн (по отраслям)". При этом содержание подготовки по дисциплинам специализации наполняется творческим опытом известных профессионалов графического дизайна. Вовлечение в учебный процесс самых актуальных мастеров, творческих лидеров, занимающих активную профессиональную позицию на переднем плане развития отечественной проектной культуры, дает возможность делать акцент на получении знаний и умений "из первых рук".

Рис. 66.

Аркадий Троянкер.Зеркало русского дизайна.Несколько лет назад в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась выставка журнальной обложки ХХ века.

Рис. 67. Аркадий Троянкер

1. http://mdesign.ru/publications/study/4287c51508c04?start=

2. http://kak.ru/columns/serov/a1953/

 



Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 313;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.